Конспект по обучению грамоте. Знакомство с Буквой (О) и и звуком (О).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект по обучению грамоте, подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие № 4 по обучению грамоте подготовительная группа.

Дата проведения:

Организационная информация.

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Кабланова Татьяна Петровна – учитель -  логопед

2.

Доминирующая образовательная область

 Речевое развитие

3.

Вид деятельности детей

 Игровая,  коммуникативная, познавательная, конструирование, чтение (восприятие художественной литературы), двигательная, продуктивная деятельность – слепить букву (а).

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Буква Оо и звук (о).

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные – беседа, чтение стихотворения, наглядные – букварь, буква (а), практические -  упражнения в тетрадях, работа с палочками.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие – д/и, физическое развитие - физминутка, художественное чтение- чтение стихотворения.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа

5.

Цель:

Коррекция  фонематических нарушений  у детей  подготовительной группы.  

6.

Задачи:

Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.

7.

Планируемые результаты:

  • Дети дают точные и полные ответы на вопросы;
  • Совершенствование навыков  звукового и слогового анализа слов;
  • Умеют выполнять звукобуквенный анализ и синтез заданных  слов;
  • Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, красные шнурки, картинки с изображением мальчика, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Предварительная работа. Звучание двустишия на букву О из книги «Мой букварь».

10

Педагогические технологии

ИКТ, игровая технология, здоровье сберегающая.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

I. Организационный момент.

Приветствие:

Учитель – логопед:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

3 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации).

Цель: Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков (а)-(у)-(о) в словах (начальная ударная позиция).
Логопед приветствует детей. Дети проходят к столикам, на которых лежат предметные картинки.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки, Подумайте, что у вас на картинках. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука (а), а потом – те, у кого названия начинаются со звука (у). А у тебя с какого звука начинается название картинки, Женя?
Ребенок: Со звука (о). У меня на картинке окунь.
Логопед: Правильно! Садись.

1.2

Мотивация деятельности детей. Целеполагание.

Работа по букварю.  Цель: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Логопед помещает на доску уже знакомую детям картинку с изображением мальчика, у которого болит зуб.
Логопед: посмотрите на картинку. Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
Дети: О-о-о!
Логопед: Правильно. Какой это звук?
Дети: Это гласный звук.
Логопед: Давайте споем этот звук, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.
Логопед вместе с детьми поет звук (о).
Логопед: Какое стихотворение вы выучили вчера с воспитателями?
Дети:
                              Осень ранняя настала,

                                 Оля с осликом гуляла.
Логопед: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука (о)?
Дети: Оля, осень, осликом.

Логопед: С каким звуком мы сегодня с вами познакомимся?

Дети: Со звуком (о) и буквой О.

II.

Основная часть:

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Логопед: Верно. Звук (о) обозначают гласной буквой О. посмотрите на нее.
Логопед помещает на доску букву.
Логопед: На что похожа буква О?
Дети: На колесо, на кружок, на бублик, на спасательный круг.
Логопед: Возьмите красные  шнурочки и сложите букву
О.
Логопед  раздает детям по красному шнурку. Дети выкладывают букву, логопед оказывает им необходимую помощь.
Логопед: Какую букву вы сложили?
Дети: Букву
О.
Логопед: Давайте откроем буквари и рассмотрим странички с буквой
О. Почему буква О красного цвета?
Дети: Это гласная буква.
Логопед: Кого вы видите на верхней картинке?
Дети: Это Оля и ослик.
Логопед: С какого звука начинаются эти слова?
Дети: Со звука (о).
Логопед: На нижней картинке найдите предметы, названия которых начинаются со звука (о).
Дети: Озеро, осень, остров, обруч, окунь, овощи, окна, облако.
Логопед: Покажите букву
О в словах под картинкой.
Дети показывают новую букву в словах.
Логопед: Посмотрите на следующую страницу. Вы видите букву О из веревочки и пластилина. Дома попробуйте сложить букву О из веревочки и слепить ее из пластилина. А теперь давайте почитаем.
Дети:
 Оа, оу, АО, уо.
Игра «Помоги животным». Работа по букварю.
 Развитие фонематического восприятия.
Логопед предлагает детям  продолжить работу по букварю.
Логопед: Молодцы! Вы отлично читали. А теперь поиграем, Кого вы видите в нижней части страницы?
Дети: Аиста, утку, ослика.
Логопед: А какие предметы вы видите?
Дети: Окуня, удочку, улей, обруч, астру, арфу.
Логопед: Помогите утке выбрать предметы, названия которых начинаются со звука (у).
Дети: Улей, удочка.
Логопед: Теперь помогите аисту выбрать предметы, названия которых начинаются со звука (а).
Дети: Арфа, астра.
Логопед: И какие предметы достались ослику?
Дети: Обруч, окунь.
Логопед: С какого звука начинаются слова ослик, окунь, обруч.
Дети: Со звука (о).
Логопед: Вы запомнили, какой это звук?
Дети: Это гласный звук.
Логопед: Какая буква его обозначает?
Дети: Буква
О.
Логопед: Какая это буква?
Дети: Гласная.
Логопед: Молодцы! Вы отлично поработали. Закройте буквари.
Физкультурная пауза «Самолет». Координация речи с движением.
Логопед убирает буквари и приглашает детей поиграть на ковре.
Самолет построим сами,               Дети бегают по кабинету, расставив руки как крылья.

Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Логопед: Ребята, а на прошлом занятии мы с вами составляли слоги. Игра «Разноцветные грузовики». Цель: Развитие фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания.
Логопед вывозит на ковер желтый и оранжевый грузовики.
Логопед: Посмотрите, какие грузовики к нам приехали. Они разные или одинаковые?
Дети: Они разные. Один желтый, а другой оранжевый, На желтом написана буква
 А, на оранжевом написана буква У.
Логопед: Верно. Сейчас я рассыплю по ковру картинки, и девочки быстро соберут в желтый грузовик все картинки, названия которых начинаются со звука (а), а мальчики соберут в оранжевый грузовик все картинки, названия которых начинаются со звука (у).
Дети выполняют игровое задание, а потом все вместе проверяют правильность его выполнения. Логопед убирает  все атрибуты.
Логопед: Молодцы.

2.2

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Упражнения с массажными мячиками. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает с их помощью выполнить массаж ладоней и кончиков пальцев для того, чтобы подготовиться к письму.
Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Формирование графомоторных навыков.
Логопед приглашает детей  к столикам, раздает тетради, простые и цветные карандаши.
Логопед: Посмотрите на левую страницу. Что вы видите на ней?
Дети: Облако, окуня, Две буквы
О.
Логопед: Давайте обведем буквы О по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему?
Дети: Мы возьмем красный карандаш. Буква
О – гласная.
Логопед: Окуня вы раскрасите вечером, а сейчас мы попробуем написать букву
О. Посмотрите, как я «пишу» букву О в воздухе.
Логопед поворачивается спиной к детям и «пишет» букву  О в воздухе. Затем по предложению логопеда дети «пишут» новую букву в воздухе вместе с ним.
Логопед: Теперь я напишу новую букву фломастером на доске.
Логопед пишет новую букву на доске.
Логопед: Напишите две буквы по точкам.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь.
Логопед: Теперь прочитайте, что написано на второй строчке.
Дети:
Оа
Логопед: Давайте напишем оа. Какую букву вы напишите первой?
Дети:
О.
Логопед: А потом?
Дети:
А.
Логопед: Верно. Посмотрите, как я пишу это на доске.

Всю остальную работу целесообразно выполнить с каждым ребенком на индивидуальных занятиях, закрепив навыки чтения и печатания. Картинки в тетради  дети могут раскрашивать в вечернее время.

III.

Заключительная часть

Логопед: Что мы делали на занятии?
Дети: Знакомились с буквой и звуком (о). играли в игры, учились писать букву (о).

Логопед: Что вам понравилось больше всего на занятии?

Дети: Выполнять задания.

Логопед: Какие задания вам понравились больше всего?

Дети: Писать букву (о), выкладывать из шнурков.

 Логопед: А вы хотели познакомиться с другими звуками и буквами?

Дети: Да.

Логопед приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с сухим песком. В песок заранее зарыт лист красного картона, смазанный клеем. Не смазан клеем только контур заглавной буквы О.

2 мин

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия. «Волшебная буква».  Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Логопед: Опустите ладони в песок, поиграйте с песком, поищите, что в нем спрятано.
Дети нащупывают лист картона.
Логопед: Это не простой лист картона, а волшебный. Давайте осторожно достанем его и стряхнем с него песок.
Дети выполняют действия.
Логопед: Что вы видите?
Дети: Это буква
о.
Логопед предлагает детям стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками.

IV.

Дальнейшая разработка темы

(развивающая среда)

Выставка материала в  уголке Развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К...

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком М

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком М...

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком З

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком З...

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»

Конспект НОД  по обучению грамоте   «Знакомство с буквой М и звуком М’»...

Конспект по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой "У"

Образовательная деятельность для детей с 5 до 6 лет по обучению грамоте...

Конспект занятия обучение грамоте «Знакомство с буквой "К" и "Кь"( подготовительная группа).

Цель: познакомить детей с буквой "К."и "КЬ"Задачи:-совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.— познакомить с буквой К.— упражнять ...

конспект занятия по обучению грамоте " Знакомство с буквой Д и звуком Д ".

Занятие посвящено знакомству с буквой Д и звуком Д - Дети помогают гостю- Деду Морозу выполнить задания из волшебной шкатулки : выделить звук Д в слове, найти звук Д в словах, определить позицию звука...