Конспект логопедичексого занятия по лексической теме "Наша Родина - Россия"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Дисенко Ольга Викторовна

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР 6-7 лет. Способствует патриотическому воспитанию дошкольников. Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает возможность всесторонне показать уровень речевого развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodina_-rossiya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме

«Наша Родина – Россия»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме: «Наша Родина-Россия»

Коррекционно-образовательные задачи: Расширить представление детей о территории России, народах её населяющих, совершенствовать умения изменять существительные по родам, числам и падежам. Закрепить умения отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи: -развивать, речевой слух, фонематическое восприятие, навык слогового анализа, общую и мелкую моторику, зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее. Воспитывать доброе отношение, навык сотрудничества, самостоятельности, активности, ответственности.

Ход занятия:

Организационный этап. (звучит фрагмент песни с чего начинается родина)

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

Основной этап.

Скажите, какая страна является для нас с вами Родиной? (Россия). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Правильно. О России, о Родине нашей. Ребята я совсем забыла о письме, которое пришло. Его написал мальчик по имени Ганс, из далекой Германии. Он никогда не видел нашей зимы и ничего не знает о России? Просит у вас помощи. Что же мы можем сделать для него? Как вы думаете? (помочь и рассказать все что знаем мы о своей стране) Согласна. Давайте запишем наше занятие и отправим видео письмо Гансу.

 Много чудесных стран на земле, везде живут люди. Но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.  Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей: наши родные, друзья, наш детский сад, наш поселок, наша страна, наши поля и луга.) Все что в сердце бережем!! Россия слово звонкое и чистое, крепкое, как железо, нежное, как березка и дорогое как мама. Россия-это наша большая Родина, а наша малая родина Павлоградка.

Ребята, Россия-это государство и как все государства в мире она имеет свои государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь.

Я загадаю вам загадки про государственные символы, а вы попробуйте их отгадать.

У России величавой на этом символе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог. (герб)

На свете много песен разных, но эта важней всего

Она, как символ государства известна всем до одного. (гимн)

У него названий много триколор, трехцветный стяг.

Цветом гонит прочь тревоги бело-сине-красный. (флаг)

 Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. И прежде чем вы выполнить следующее задание, давайте потренируем наших глазки.

Гимнастика для глаз

Тик-так 2 р (влево, вправо)

Все часы идут вот так

Так-ток 2р (вверх, вниз)

Так стучит молоток

Тук чат 2р (круговые движения)

Так колесики стучат.

Так-чок 2р (зажмуривают глаза и сжимают ладошки одновременно)

Вот стучит как каблучок.

А теперь разогреем ладошки сильно и положите ладошки на глазки, глазки расслабляются.

Глазки отдохнули и готовы к работе.

 Посмотрите на подносе картинки с символами разных стран, мальчики должны с помощью трубочек перенести на стол символы нашего государства, а девочки должны сложить разрезные картинки.

 Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Ребята посмотрите на наш флаг на нем три полосы разного цвета и эти цвета выбраны не случайно.

Что вам напоминает белая полоса? (ответы детей)

Ребята, белая полоса символизирует чистоту и мир. Что вам напоминает синяя полоса? (ответы детей)

Эта полоса символизирует верность.

А что вам напоминает красная полоса? (ответы детей)

Красный цвет – это цвет отваги и силы.

Российский флаг - это флаг доблести и чести.

На одном из прошлых занятий мы учились образовывать сложные слова, а сегодня я предлагаю вам объяснить, значение некоторых таких слов.

  «Объясни словечко» 
Ребята, посмотрите на наш герб. Такого орла называют двуглавый, объясните, почему?
На этой картине нарисован самый главный Кремль в нашей стране, его называют краснокаменный, почему, как вы думаете?
Посмотрите, какие красивые березы на этой картине, их называют белоствольные, почему?

Молодцы вы хорошо выполнили это задание. Символы вы знаете.

Ребята как вы думаете Россия большая? (ответы детей)

Где можно увидеть границы России? (на карте, глобусе).

Правильно, взгляните на карту, как велика наша Родина.

В школу будете ходить

И сидеть за партой

И указкой водить

Над широкой картой.

Посмотрю на карту я –

Где тут Родина моя.

Вот она – моя страна!

Хорошо видна она!

Россия самое большое государство в мире. А на каком транспорте мы сможем быстро пересечь нашу необъятную Родину? (на самолете).

Упражнение на дыхание «Самолеты». (картонные самолетики прикреплены на лентах к стойке)

Давайте вспомним правила выполнения дыхательных упражнений. (Отвечают дети: Вдох делаем носом, выдох плавный ртом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем). Выполняют упражнение все.

А на чем еще можно отправиться в путешествие по России? (машина, автобус, поезд) Правильно.

А вот и наш веселый поезд. Вы помните его вагоны не простые, все вагоны слоговые. Выберите каждый по картинке и разделите ее название на слоги, затем составьте с этим словом предложение. (картинки: горы, река, поле, лес, дом, деревня, город, береза, цветок…)

Какие молодцы!!! Вы справились с этим заданием. Ребята, а еще в нашей стране проживает много людей, разных национальностей. Предлагаю разучить новую пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

 Живут в России разные (энергично сжимать и разжимать кулачки)

 Народы с давних пор,

 Одним – тайга по нраву (соединяют поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем на правой руке, затем на левой руке).

 Другим – родной простор. 

 У каждого народа

 Язык свой и наряд 

 Один черкеску носит, 

Другой надел халат. 

Одни – рыбак с рожденья, 

Другой – оленевод 

Одни кумыс готовит, (поглаживаем рукой живот)

Другой готовит мед. (вытираем ладонью губы)

Одним милее осень (выполняем плавные движения руками сверху вниз, имитируя листопад)

Другим – милей весна, (разводим руки вправо и влево)

А Родина – Россия (делаем домик: руки сводим над головой)

У нас у всех одна. (прижимаем ладони к сердцу)

Молодцы вы хорошо выполнили пальчиковую гимнастику.

-Какие национальности, проживающие в России знаете вы? (ответы детей)

- Как называют всех граждан России? (россияне)

- Какой главный документ есть у каждого россиянина? (паспорт)

Речевая игра «Жадина» (игра с мячом)
Я назову слово, а вы скажете чьё оно. Отвечают «Мой, моя, моё, мои»

(Родина, Россия, флаг, народ, город, государство, страна, жители, россияне, Павлоградка).
Если мы все вместе скажем – чья Россия?  
Кто из вас слышал слово отечество? Знаете, что оно означает? И от какого слова оно образовано?   

Давайте сейчас пройдем на коврик, сядьте по удобнее и послушайте рассказ, который называется

«Наше Отечество»

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Давайте поговорим о рассказе. Который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы.

- Как начинается рассказ? Как называет автор свою Родину? (наше Отечество, Родина – матушка)

-почему мы зовем Россию Отечеством? (мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды)

Правильно слово Отечество образовано от слова отец.

- Почему мы зовем ее родиной? (потому, что мы в ней родились)

- А почему мы называем родину матерью? (матерью мы называем ее потому, что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку.

-Как заканчивается рассказ? (на свете есть много хороших государств. Но у человека одна родная мать, и родина у него тоже одна.)

- Молодцы !! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.

Динамическая пауза «Росиночка Россия» (видео файл)

Молодцы!!!

Прошу пройти вас на свои места. Мы поиграем в игру «Семейка слов».

Игра «Семейка слов»
 Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Каким словом можно назвать папу и маму? (родители)

А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (родственники) Какой брат у тебя есть? (родной)

 А кто живет в нашей стране? (народ)

Какую песню мы пели? (народную) Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (родник)

Перечислите все слова.

Последнее задание на сегодня составьте звуковую схему к слову Родина.

Наше занятие хочу закончить словами Михаила Пришвина. Он говорил: «Рыбе нужна вода, зверю лес и горы, птицам воздух, а человеку Родина.»

 Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стремимся сделать её сильной и богатой. Когда вы подрастете, то сможете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый и дружный. Давайте вместе скажем и запомним слова пословицы: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Ребята как вы думаете получилось у нас сегодня Гансу помочь? Почему вы так решили? (ответы детей)

Ну этот еще не все на следующих занятиях мы будем разгадывать ребусы, учить стихи о родине с помощью мнемотаблиц, выполнять штриховки и выполнять много еще других заданий.  А сейчас давайте оценим себя кто как работал. Перед вами лежат смайлики, они все разные.

 Смайлик, который смеется должен взять тот из вас, кто активно работал, правильно выполнял задания, не ошибался и кому понравилось наше занятие.

Смайлик, который улыбается должен взять тот, кто хорошо работал, допускал ошибки и неточности, но исправлялся сам или принимал помощь от своих друзей или Ольги Викторовны.

Грустный смайлик должен взять тот, для кого все задания оказались трудными и неинтересными.

Ребята, а теперь оцените своих товарищей. Кто по вашему мнению из ребят сегодня хорошо работал на занятии?

Вы сегодня были большие молодцы!

Мне понравилось, как вы работали. Спасибо. Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Моя Родина Россия - Российский флаг".

Закрепить знания детей о цветах российского флага, их обозначении. Продолжать воспитывать любовь к Родине, уважение к символике – государственному флагу....

Конспект открытого занятия по ФЦКМ Наша Родина - Россия

формирование представления детей о России, как о родной стране. ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект занятия окружающему миру «Наша Родина - Россия» в средней группе

Представленный материал направлен на приобщениедетей к истокам русской народной культуры...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект группового занятия по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения  по развитию грамматического строя речи, навыков звукового анализа и синтеза, навыка чтения....