Конспект группового занятия по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте занятия представлены игры и упражнения  по развитию грамматического строя речи, навыков звукового анализа и синтеза, навыка чтения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия  по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»

       Цели:

     коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Моя Родина. Наш город». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с  прилагательными;  образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, навыка чтения. Совершенствование навыка составления рассказа из личного опыта.

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, зрительное и слуховое  внимание, развивать тонкую и артикуляционную  моторику;

     воспитательные: воспитывать бережное отношение к  родному краю, вызывать чувство гордости и восхищения своим родным городом; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Оборудование:  картинки с изображением достопримечательностей города Белгорода, мяч, цветы, ваза, карточки со словами.

     Предварительная работа.
Целевые прогулки по близлежащим улицам города. Беседа о названиях улиц. Рассматривание   с обсуждением    иллюстраций     "Достопримечательности     родного     города".

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик»

«Качели»

«Горка»

«Часики»

  1. Организационный момент.
  • Игра «Составь слово из букв» (слово- РОДИНА)

- с какой буквы начинается слово РЕКА?

-  какая буква вторая по счету в слове  МОРЕ?

- с какой буквы начинается слово ДОН?

- какая буква вторая по счёту в слове МИР?

- какая предпоследняя буква в слове СТРАНА?

- какая последняя буква в слове УЛИЦА?

Логопед: Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина) Молодцы! Посмотрите ещё раз внимательно и запомните, как пишется это слово.

Дети садятся за столы. Логопед читает стихотворение « С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и добрых товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

                                    М. Матусовский

3. Объявление темы занятия.

Логопед:  Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое Родина для каждого человека, с чего она начинается,  поговорим о нашем городе и улицах.

  1. Вводная беседа.

Логопед: Так с чего же начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живёте, это родные и друзья.

Наша Родина, страна, город

       Наше Отечество, наша  Родина –  матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы  её зовём  потому, что в ней родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Родина у человека одна.

      У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя – мирное небо. Красная – силу и красоту. Этот флаг в России ввёл царь Пётр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России – двуглавый орёл.

                         Каждый из нас живёт в городе, или в посёлке, или в деревне, и это место обязательно нанесено на карту.  Мы с вами живем в городе Белгороде.

      Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах.

  1. Развитие  лексико – грамматических категорий.

Игра с мячом «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом РОДИНА.

Родился, родители, родственники, родной, уродилось, народ, народная, родник.

Логопед:  Ребята, в какой стране мы живем? (в России).  Значит мы кто? (россияне).          А еще нас можно назвать белгородцами,  потому что….( мы живем в городе  Белгороде).

Послушайте стихотворение  о нашем  городе Белгороде:
                     Один из тысяч городов России
                    На берегах реки седой
                    Овеян богатырской силой -
                    Красивый, мудрый, молодой...

Логопед: какими красивыми словами поэт описал наш город? (Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Белгороде: какой он?

  • Игра «Букет красивых  слов»

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода. Каждый ребенок   говорит,   какой   Белгород   у   него   на  открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Логопед:  Вот какой букет красивых слов мы собрали. ( Наш город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной,  древний,  спортивный,  культурный,  духовный,  молодой, белый).

Логопед: А почему же наш родной город называют Белым? (Он стоит на мелу, в нем много белых соборов, церквей, зданий из белого кирпича).

6.Координация речи с движением  «Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, -

Это русская природа,

Это Родина моя.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга, -

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья, -

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

-приставляют правую  ладонь ко лбу «козырьком»:

-разводят руки в стороны перед собой;

-ставят руки на пояс;

-сводят руки над головой – «гора»;

-плавно опускают руки ладонями вниз;

-разводят руки в стороны перед собой;

-ставят руки на пояс;

-прикладывают поочерёдно правую и левую руку к уху, прислушиваются;

-разводят руки в стороны перед собой;

-ставят руки на пояс;

7.Пальчиковая гимнастика  «Мой город»

Город – это улицы,

Проспекты и дома,

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стёкол, праздничных витрин, быстрое движенье

Прохожих и машин

- поочерёдное  соединение пальцев  с большим пальцев  на обеих  руках одновременно;

- развести  пальцы  в стороны;

- круговые движения руками, согнутыми в локтях;

- указательные и средние пальцы «бегут» по столу.

8.Развитие связной речи.
Логопед: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся белгородцы.  Расскажите, пожалуйста,  о них.

  • Дидактическая игра «Путешествие  по родному городу»

 (На доске  виды Белгорода: Вечный огонь на Соборной площади,    Драматический    театр    Щепкина,    памятник    князю Владимиру, Университет, аллея Героев в парке Победы).

Ответы детей:

Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Белгорода и наших земляках…

Театр - большое красивое здание, украшено колоннами; возле него памятник Щепнкину - артисту земляку….

Памятник кн. Владимиру - высокий, с этого места видно полгорода… Университет - летом много цветов, работают фонтаны, ночью весь светится огнями...

Аллея Героев - на берегу Северского Донца памятники землякам нашим, военным…

Логопед: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников,  исторических  мест, музеев, театров. Но главное богатство каждой страны, каждого города - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом городе. У нас в Белгороде живут …(белгородцы). 

  • Дидактическое упражнение "В городе Белгороде..."

Все   мальчики-белгодцы,  

все   девочки   -   белгородки,  

все   мужчины  -  белгородцы,

все женщины  -  белгородки.

Логопед: Люди - главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно - надо уважать друг друга, беречь и помогать.
Логопед: А как же вести себя на улицах Белгорода, чтобы никому не доставлять неудобств и самим было комфортно? (Двигаться по правой стороне тротуаров, разговаривать спокойно, не мусорить, если сам обращаешься к кому-либо или к тебе обращаются, пользоваться "волшебными" словами).

9.  Итог занятия.

Логопед:  Ребята,  мы сегодня с вами говорили о  нашей Родине, стране, прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).

   Край мой любимый. Белые горы,
         Ветер столетий веет в лицо.
         Юный и древний, милый мой город,
         Как ты прекрасен над Синим Донцом!

   Первый салют и огни фейерверка
         В сердце навеки остаться должны,
         В мире и счастье иди через годы,
         Самый родной мне из всех городов!
         Славой твоею гордятся народы
         К подвигам ты, как и прежде готов!

РОДИНА

   РЕКА

                                МОРЕ

    ДОН

     МИР

СТРАНА

   УЛИЦА

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по лексической теме "Наша Родина - Россия"

Конспект НОД по образовательной области "Познание"  в логопедической группе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ОД Квест игра. Тема: "Моя Родина Россия. Город Новокузнецк". старшая группа

Цель: воспитание любви и гордости за свою РодинуОбразовательные задачи:Закрепить знания воспитанников о государственной символике России и города Новокузнецка, о достопримечательностях города Нов...

Буклет для родителей по лексической теме "Моя родина Мой родной город"

Буклет для родителей по лексической теме"Моя родина Мой родной город"...

План конспект группового занятия. Лексическая тема: «Домашние птицы»

План конспект группового занятияМетодическая ситуация: дети 7 лет с ЗПР, подгруппа №1.Образовательная область: Познавательное развитие. Развитие речи.Раздел: Ознакомление с окружающим миром и развитие...