Конспект группового занятия по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию грамматического строя речи, навыков звукового анализа и синтеза, навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по лексической теме: «Моя Родина. Наш город»
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Моя Родина. Наш город». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными; образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа, навыка чтения. Совершенствование навыка составления рассказа из личного опыта.
коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, зрительное и слуховое внимание, развивать тонкую и артикуляционную моторику;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному краю, вызывать чувство гордости и восхищения своим родным городом; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: картинки с изображением достопримечательностей города Белгорода, мяч, цветы, ваза, карточки со словами.
Предварительная работа.
Целевые прогулки по близлежащим улицам города. Беседа о названиях улиц. Рассматривание с обсуждением иллюстраций "Достопримечательности родного города".
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика.
«Блинчик»
«Качели»
«Горка»
«Часики»
- Организационный момент.
- Игра «Составь слово из букв» (слово- РОДИНА)
- с какой буквы начинается слово РЕКА?
- какая буква вторая по счету в слове МОРЕ?
- с какой буквы начинается слово ДОН?
- какая буква вторая по счёту в слове МИР?
- какая предпоследняя буква в слове СТРАНА?
- какая последняя буква в слове УЛИЦА?
Логопед: Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина) Молодцы! Посмотрите ещё раз внимательно и запомните, как пишется это слово.
Дети садятся за столы. Логопед читает стихотворение « С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М. Матусовский
3. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое Родина для каждого человека, с чего она начинается, поговорим о нашем городе и улицах.
- Вводная беседа.
Логопед: Так с чего же начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живёте, это родные и друзья.
Наша Родина, страна, город
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы её зовём потому, что в ней родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Родина у человека одна.
У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя – мирное небо. Красная – силу и красоту. Этот флаг в России ввёл царь Пётр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России – двуглавый орёл.
Каждый из нас живёт в городе, или в посёлке, или в деревне, и это место обязательно нанесено на карту. Мы с вами живем в городе Белгороде.
Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах.
- Развитие лексико – грамматических категорий.
Игра с мячом «Семейка слов»
Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом РОДИНА.
Родился, родители, родственники, родной, уродилось, народ, народная, родник.
Логопед: Ребята, в какой стране мы живем? (в России). Значит мы кто? (россияне). А еще нас можно назвать белгородцами, потому что….( мы живем в городе Белгороде).
Послушайте стихотворение о нашем городе Белгороде:
Один из тысяч городов России
На берегах реки седой
Овеян богатырской силой -
Красивый, мудрый, молодой...
Логопед: какими красивыми словами поэт описал наш город? (Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Белгороде: какой он?
- Игра «Букет красивых слов»
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода. Каждый ребенок говорит, какой Белгород у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Логопед: Вот какой букет красивых слов мы собрали. ( Наш город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной, древний, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).
Логопед: А почему же наш родной город называют Белым? (Он стоит на мелу, в нем много белых соборов, церквей, зданий из белого кирпича).
6.Координация речи с движением «Родина»
Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля, - Это русская природа, Это Родина моя. Вижу горы и долины, Вижу степи и луга, - Это русское раздолье, Это Родина моя. Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья, - Это русская сторонка, Это Родина моя. | -приставляют правую ладонь ко лбу «козырьком»: -разводят руки в стороны перед собой; -ставят руки на пояс; -сводят руки над головой – «гора»; -плавно опускают руки ладонями вниз; -разводят руки в стороны перед собой; -ставят руки на пояс; -прикладывают поочерёдно правую и левую руку к уху, прислушиваются; -разводят руки в стороны перед собой; -ставят руки на пояс; |
7.Пальчиковая гимнастика «Мой город»
Город – это улицы, Проспекты и дома, Площади, музеи, парков тишина, Блеск огромных стёкол, праздничных витрин, быстрое движенье Прохожих и машин | - поочерёдное соединение пальцев с большим пальцев на обеих руках одновременно; - развести пальцы в стороны; - круговые движения руками, согнутыми в локтях; - указательные и средние пальцы «бегут» по столу. |
8.Развитие связной речи.
Логопед: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся белгородцы. Расскажите, пожалуйста, о них.
- Дидактическая игра «Путешествие по родному городу»
(На доске виды Белгорода: Вечный огонь на Соборной площади, Драматический театр Щепкина, памятник князю Владимиру, Университет, аллея Героев в парке Победы).
Ответы детей:
Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Белгорода и наших земляках…
Театр - большое красивое здание, украшено колоннами; возле него памятник Щепнкину - артисту земляку….
Памятник кн. Владимиру - высокий, с этого места видно полгорода… Университет - летом много цветов, работают фонтаны, ночью весь светится огнями...
Аллея Героев - на берегу Северского Донца памятники землякам нашим, военным…
Логопед: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников, исторических мест, музеев, театров. Но главное богатство каждой страны, каждого города - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом городе. У нас в Белгороде живут …(белгородцы).
- Дидактическое упражнение "В городе Белгороде..."
Все мальчики-белгодцы,
все девочки - белгородки,
все мужчины - белгородцы,
все женщины - белгородки.
Логопед: Люди - главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно - надо уважать друг друга, беречь и помогать.
Логопед: А как же вести себя на улицах Белгорода, чтобы никому не доставлять неудобств и самим было комфортно? (Двигаться по правой стороне тротуаров, разговаривать спокойно, не мусорить, если сам обращаешься к кому-либо или к тебе обращаются, пользоваться "волшебными" словами).
9. Итог занятия.
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами говорили о нашей Родине, стране, прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).
Край мой любимый. Белые горы,
Ветер столетий веет в лицо.
Юный и древний, милый мой город,
Как ты прекрасен над Синим Донцом!
Первый салют и огни фейерверка
В сердце навеки остаться должны,
В мире и счастье иди через годы,
Самый родной мне из всех городов!
Славой твоею гордятся народы
К подвигам ты, как и прежде готов!
РОДИНА |
РЕКА |
МОРЕ |
ДОН |
МИР |
СТРАНА |
УЛИЦА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по лексической теме "Наша Родина - Россия"
Конспект НОД по образовательной области "Познание" в логопедической группе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"
Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...
Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ОД Квест игра. Тема: "Моя Родина Россия. Город Новокузнецк". старшая группа
Цель: воспитание любви и гордости за свою РодинуОбразовательные задачи:Закрепить знания воспитанников о государственной символике России и города Новокузнецка, о достопримечательностях города Нов...

Буклет для родителей по лексической теме "Моя родина Мой родной город"
Буклет для родителей по лексической теме"Моя родина Мой родной город"...

План конспект группового занятия. Лексическая тема: «Домашние птицы»
План конспект группового занятияМетодическая ситуация: дети 7 лет с ЗПР, подгруппа №1.Образовательная область: Познавательное развитие. Развитие речи.Раздел: Ознакомление с окружающим миром и развитие...