Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию"Как появилась книга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель : расширить и систематизировать знания детей об истории создания книги, используя компьютерные технологии.
Задачи:
- познакомить с историей создания книги;
- показать, как она преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека;
- приобщить к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека;
- развивать познавательную активность, умение рассуждать;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poyavilas_kniga_zanyatie.docx | 24.06 КБ |
prezentatsiya_otkrytogo_zanatiya_put_sozdaniya_knigi.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ- детский сад №7
г. Жуковский
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
раздел « ознакомление с предметным окружением»
Тема:
« Как появились книги »
( старше-подготовительная группа, 5-7 лет )
Подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Каширина Елена Михайловна
Цель: расширить и систематизировать знания детей об истории
создания книги, используя средства мини-музея и компьютерные технологии.
Задачи: - познакомить с историей создания книги;
- показать, как она преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека;
- приобщить к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека;
- развивать познавательную активность, умение рассуждать;
- воспитывать бережное отношение к книге, аккуратность, прививать художественно-эстетический вкус.
Развивающая предметно-пространственная среда : мультимедийный проектор, экран, мини-музей «Книги», старинная книга, глиняные дощечки, стеки.
Предварительная работа: рассматривание мини-музея «Книги», организация сюжетно-ролевой игры «Музей», разучивание пословиц и поговорок о книге, разучивание физ.минутки «Буратино», знакомство с понятиями: «музей», «экспонаты музея».
Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, двигательная деятельность.
Методы и приемы: наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, активизация словаря.
Активизация словаря: папирус, свиток, пергамент, береста, писать от руки.
Экспонаты мини-музея: камень с рисунком, папирус, пергамент, береста, старинная книга, выставка книг из домашней библиотеки.
Ход образовательной деятельности
Занятие проходит в группе. Воспитатель просит детей подойти к нему и встать полукругом.
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой?
Дети: Наш мини-музей Книги.
Воспитатель: Вы знаете, что такое музей?
Дети: Музей- это место, где собираются и хранятся разные вещи, предметы.
Воспитатель: Как называются разные предметы в музее?
Дети: Экспонаты.
Воспитатель: Почему наш музей называется мини- музей?
Дети: Потому, что он маленький.
Воспитатель: Правильно, мини-значит маленький, небольшой.
Воспитатель: Кто помогал нам создавать наш мини-музей Книги?
Дети: Родители.
Воспитатель: Да, ребята, создали мини-музей Книги мы вместе с родителями.
Воспитатель: Даша, какую книгу ты принесла? А ты ,Влад,какую? и т.д.
Воспитатель: Спасибо. Вы все молодцы, благодаря вам и вашим родителям у нас появился такой замечательный мини-музей Книги.
Проблемно-поисковый этап
Воспитатель: А сегодня, день у нас особенный. Мы узнаем, как появилась книга. Рассаживайтесь на стульчики поудобнее.
Воспитатель: Итак, мы начинаем!
Слайд № 1
Воспитатель: История создания книги.
Слайд № 2
Воспитатель: Мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту. Людям хотелось рассказать друг другу, своим детям об увиденном и они придумали наскальные рисунки.
Слайд № 3
Воспитатель: Как вы думаете, почему эти рисунки называются наскальными?
Дети: Их рисовали на скалах в пещерах.
Воспитатель: Правильно. Приглядитесь, что нарисовано на наскальном рисунке?
Ответы детей.
Слайд № 4
Воспитатель: А еще первобытные люди для передачи информации использовали узелки. Каждый узел что-то обозначал.
Слайд № 5
Воспитатель: Затем древние люди придумали рисовать на камнях. Так появилась каменая книга.
Воспитатель: Почему книгу назвали каменной?
Дети: Она сделана из камня.
Слайд № 6
Воспитатель: Со временем люди придумали глиняную книгу.
Воспитатель: Почему книга называлась глиняной?
Дети: Она сделана из глины.
Воспитатель: Да, эта книга похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик- страничка, застывал и хранился долго-долго.
Слайд № 7
Воспитатель: Затем в Древнем Египте появились книги из папируса. Что такое папирус?
Дети: Папирус- это растение, которое растет по берегам водоемов.
Воспитатель: Правильно. У папируса высокий, толстый ствол. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. Вот, что из него получалось…
Слайд № 8
Воспитатель: Это свиток. Он использовался как книга.
Слайд № 9
Воспитатель: Потом люди сделали книгу из пергамента. Что такое пергамент?
Дети: Это обработанные шкуры животных.
Воспитатель: Были эти книги очень дорогие.
Слайд № 10
Воспитатель: На Руси придумали книгу из бересты. Что такое береста?
Дети: Береста- это березовая кора.
Воспитатель: Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.
Слайд № 11
Воспитатель: А потом появилась бумага. Ее изобрел китайский ученый. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили очень долго. Они никому об этом не рассказывали.
Воспитатель: Так появились книги из бумаги. Книги из бумаги были рукописными.
Слайд № 12
Воспитатель: Как вы думаете, почему книги из бумаги называли рукописными?
Дети: Их писали рукой.
Слайд № 13
Воспитатель: В наше время, где печатают книги?
Дети: В наше время книги печатают в типографии.
Воспитатель: На чем печатают?
Дети: На печатных станках.
Слайд № 14
Воспитатель: А еще в наше время люди изобрели электронные книги.
Воспитатель: Вот какой долгий путь прошла книга- от каменной до электронной.
Слайд № 15
Воспитатель: Какого вы видите на экране?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Из какой он сказки?
Дети: « Приключения Буратино или Золотой ключик».
Воспитатель: Давайте вместе дружно разомнемся. Вставайте на ковер.
Физ. минутка «Буратино»
Буратино потянулся ( руки вверх ),
Раз нагнулся ( наклон вперед, выпрямиться ),
Два нагнулся ( наклон вперед, выпрямиться ).
Руки в стороны развел (развести обе руки в стороны),
Книжку видно не нашел ( повороты головы в обе стороны).
Чтобы книжку нам достать, надо на носочки встать( руки вверх, на носочках).
Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Мы продолжаем наше занятие.
Практический этап
Воспитатель демонстрирует старинную книгу.
Воспитатель: В нашем мини-музее Книги я взяла самую старинную книгу. Эту книгу читало много людей: бабушки, дедушки, мамы, папы, а теперь и мы с вами. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает потрогать эту книгу, раскрыть ее, обратить внимание на листы, можно даже понюхать.
Воспитатель: Какая эта книга?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Правильно.Она шершавая, Потрепанная, листы пожелтели от времени. У нее особенный запах.
Несмотря на то, что в наше время существуют электронные книги, бумажные книги хранят в себе тепло человеческих рук. Такие книги очень ценны для человека. Люди о таких книгах придумали много пословиц и поговорок.
Воспитатель: Давайте, вспомним, какие мы с вами знаем.
Книга- источник знаний. (Никита)
Выбирай книгу так, как выбираешь друга. (Леня)
Книжные страницы похожи на ресницы- глаза открывают. (Настя)
Кто много читает, тот много знает. (Артем)
Золото добывают из земли, а знания из книг. (Юля)
Книга не пряник, а к себе манит. ( Макар)
Воспитатель: Спасибо дети.
Воспитатель: Раз книги так ценны для нас, как нужно к ним относиться?
Дети: Беречь, не мять, не мочить, не рвать и т.д.
Воспитатель: Правильно, при такой заботе книги прослужат долго, и я, надеюсь, вы будете бережно относиться к книгам.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам самим создать глиняную книгу. Для этого вам понадобятся- глиняная табличка и стека. Можете нарисовать стекой, что захотите. Подумайте и начинайте.
Печатание рисунка на глиняной дощечке.
Воспитатель: Заканчиваем работу и ставим таблички в наш мини-музей Книги.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная глиняная книга получилась из наших табличек.
Что нарисовал Влад? А что получилось у Гордея? и т.д.
Молодцы, ребята.
Последующая работа
В дальнейшем планируется провести беседы: «Откуда пришла книга?», « Что может рассказать о себе книга», «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий», «Художники-иллюстраторы», интерактивная выставка различных видов бумаги, экспериментирование с бумагой, изготовление книжек-самоделок,сюжетно-ролевые игры: «Книжная выставка», «Книжный магазин», « Мы издаем книгу».
Результативность реализации технологии музейной педагогики
в условиях ДОУ заключается в следующем:
- пополнение знаний детей о книгах (история возникновения книг, виды книг, возникновения книгопечатания и т.д.);
- создание продуктов детской деятельности (глиняные таблички, книжки-самоделки);
- влияние на взаимоотношения семьи и детского сада.
Использованная литература:
- Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Дошкольникам о художниках детской книги/ Составитель Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первобытные люди
Каменная книга
Глиняная книга
Свиток из папируса
Книга из пергамента
Книга из бересты
Книга из бумаги
Рукописные книги
Типография
Электронная книга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»
Изучение ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в историю книги"
Конспект помогает познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Красная книга - сигнал опасности»
laquo;Красная книга – сигнал опасности»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Красная книга» посредством LEGO.
сформировать представление детей о Красной книге, дать знания об экологии, познакомить с животными красной книги....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.Развивать мелкую и общую моторику, пространств...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Лучики/Золотая рыбка» на тему «Книги наши друзья»
Конспект НОД в средней группе «Книги наши друзья»Программное содержание:Познание. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Познакомить детей с разнообразием книг, дать пр...