Консультация для воспитателей по автоматизации звуков у детей-логопатов.
консультация по логопедии
Последовательность работы по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по теме: Автоматизация звуков у детей – логопатов.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. При обследовании речи детей 4-5 лет специалистами-логопедами в разных регионах страны показала, что у 79% детей зафиксированы различные речевые дефекты. В чем причина этого? В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И.С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых.
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой).
Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах.
Автоматизировать поставленный звук нужно в строгой последовательности:
1. автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце);
3. автоматизировать звук в предложениях;
4. автоматизировать звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;
5. автоматизировать звук в коротких, а затем длинных рассказах;
6. автоматизировать звук в разговорной речи.
В начале работы следует включить звук в слоги. Слог - наиболее простая единица речи по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
На этом этапе даются упражнения, в которых нужно произносить слоги с переносом ударения: ша-ша, ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша. В первое время нужно проводить активную работу по слоговым таблицам.
Автоматизировать в словах сначала нужно с опорой на слоги (ша- шар). На первых этапах следует проводить закрепление произношения слов, в тех, где нужный звук стоит в начале слова, потом слов, где звук - в конце и середине слова. Автоматизировать звук сначала нужно в словах простых по фонетическому составу, в которых не будет содержаться нарушенные звуки, потом в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используются следующие приемы: отраженное повторение, самостоятельное называние слов по картинке, прочтение слов. Полезными являются задания, которые направляют ребенка на поиск слов, содержащие данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не нужно ограничиваться только тренировкой звуков в словах, следует вводить упражнения на творчество, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Далее следует автоматизировать звук в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Сначала даются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
На данном этапе отрабатываются сложные формы звукового анализа и синтеза, формируется способность выделять звук в слове, находить его место по отношению к другим звукам. Эта деятельность позволяется развить эффективный процесс автоматизации. Когда ребёнок научится четко и быстро определять звуковую структуру слова, это будет являться необходимым шагом для верного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Во время автоматизации звука нужно работать над просодической стороной речи: обращается большое внимание на ударение когда звук автоматизируется в слогах и словах, на логическое ударением, когда звук автоматизируется в предложениях, на интонацию во время закрепления произношения звука в предложении, связной речи.
Развивая фонетико-фонематическую сторону речи, проводится работа по обогащению словаря, его систематизация, работа по формированию грамматического строя речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-53830-1424681183.jpg)
Презентация: "Работа воспитателя по автоматизации звуков вне занятий".
Отрабатывать правильное произношение звука во фразовой речи. Последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения(стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/19/picture-86609.jpg)
консультация для родителей по автоматизации звуков.
Итоговая консультайия для родителей по автоматизайии звуков на летний период....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-865860-1482258218.jpg)
Консультация для родителей "Этап автоматизации звуков, зачем он?"
Советы родителям по автоматизации звуков в речи ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1209079-1579526198.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Автоматизация звука Р»
помощь родителям при автоматизации поставленного звука...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1206325-1585680811.jpg)
Консультация "Игровые приемы на автоматизацию звуков в работе с детьми"
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлека...
мастер-класс "Автоматизация звуков у детей- логопатов с использованием тактильно-кинестетической стимуляции"
материал по автоматизации звуков у детей с дизартрией с использованием тактильно- кинестетической стимуляции по методике Архиповой Е.Ф....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950601-1506004956.jpg)
Конспект логопедического индивидуального занятия воспитателя по автоматизации звука "Р" по теме: "Помощь роботу Рокки"
Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах....