Консультация для родителей Тема: «Автоматизация звука Р»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
помощь родителям при автоматизации поставленного звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_avtomatizatsiya_zvuka_r.docx | 480.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Автоматизация звука Р»
Составила учитель-логопед Зайцева Любовь Викторовна
С
С
Уважаемые родители, научить ребенка правильно произносить звук р – это половина дела. Дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.
Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи. Потому этап так и называется — «автоматизация звука р», на котором ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками и разных позициях (начало- конец-середина слова, ударный – безударный слог).
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.
- Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
-Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
Артикуляционные упражнения для звука Р:
Накажем язычок
Заборчик
Вкусное варенье
Лошадка
Грибок
Гармошка
Дятел (барабанщик)
Индюк
Маляр ( с силой движение назад)
Кучер ( тпру)
Заведи моторчик
-Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.
- Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
- Для автоматизации звука старайтесь, использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой
последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
То есть по принципу — от простого, к сложному.
Нужно знать и помнить, что на каждом этапе в работу нужно обязательно включать:
1. упражнения на развитие фонематического восприятия, слуха — умение слышать звук в речи, определять его место в слове и давать характеристику.
2. упражнения на закрепление правильного произношения звука (на материале соответствующего этапа: слоги или слова, или предложение…)
3. лексический материал, подбираемый родителем для автоматизации звуков, должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.
Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов. (этап автоматизации в словах и все следующие этапы).
Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно: -рррр рррр. ( на первых этапах возможно произношение звука с призвуком Д или Т * дррррр, трррррррр)
Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» - звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).
РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
- этап - автоматизация изолированного звука
Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.
«Рычи»: громко, тихо.
Фонематическое восприятие. «Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно нет — топни.
- Игра с кубиком - бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.
- «Звуковые дорожки» - проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
- «Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.
- Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….
- Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.
- Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи), все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.
2 этап — автоматизация в слогах
Автоматизируем твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э.
Фонематический слух. Взрослый произносит слоги различные — если есть р — ребенок четко произносит звук, + записывает букву. Нет — топает.
- Паровоз — ор ра дру... – определить место звука в слоге: начало - середина - конец
Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)
- Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
- дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро - По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.
Добавить движение ладонями РА — взрослый ударяет ребенка по ладоням Ребенок отвечает - РА. ОР — ОР!… Можно накрест РА — ро — ра
А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.
- «Бусы» - ребенок нанизывает на ниточку бусины и проговаривает заданный слог РА; ра — ро.
- «Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.
- «Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чётко произносим: РРРу, уРРР.
- «Весёлая песенка» рэ — рэ ---- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
- Чтение слогов. Четко произносим [р] тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро
- «Какой слог лишний?» ра — со — са; ор — ур – ам – ыр.
- «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.
— Кра-кро. (довольно)
— Кра-кро-кру. (недовольно)
— Кра-кро-кру-кры. (уверенно)
— Гру-гры. (робко)
— Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)
— Гра-гро-гру-гры. (спокойно)
- «Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.
Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).
3 этап - автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)
- Как только ребенок научится произносить звук Р красиво и правильно в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах.
- Р! заборрр РРРома тррррава? В словах слоги отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, под ударением.
Развитие фонематического восприятия. Задачи: учить произносить звук в различных позициях и параллельно обращать внимание на речь — развивать слуховое внимание, фонематический слух — то есть учить определять, есть ли звук в слове (на начальном этапе, а затем определять его место в слове (начало — середина — конец; определять какой по счету — учитывая возраст и возможности ребенка)). «Паровозик».
Игра «Поймай звук» Рассматриваем картинку вместе с ребенком. Взрослый называет предмет, а ребенок четко произносит [р] и показывает его место в слове на паровозике или только проговаривает (начало- конец-середина слова) или прячет букву Р в кулак, если этого звука в слове нет. » Рассматриваем картинки: учебные вещи, животные, имена мальчиков, имена девочек, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, профессии, продукты, деревья, цветы, ягоды, времена года, овощи, фрукты, дни недели… или вы называете слова (см. детские книжки).
Рассмотреть сюжетную картинку. Найти слова со [р].
Выбери карандаши (краски), в названии которых есть [р]. (! Простой карандаш)
Порядок автоматизации звука в словах. Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах: в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных. В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», «в середине», а наоборот. Отталкивайтесь от того, что может ваш ребенок, что у него получается легче.
- «Повторюшка» развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает. Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора. Что из названного у тебя есть дома? Что здесь живое? Что неживое? (см речевой материал)
- Игра «Телеграфист». (Это кто?) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вей. Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
- Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино. - Ра. Буратино. Сорока? Со….ка. - Ро. Сорока..
- Чтение слов ребёнком. Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка
- Игра «Один — много» Кедр - кедры, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
- Игра «Назови ласково»
Друг - дружок, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-… - Игра «Актер» Скажи слова голосом медведя, кошечки, мышки, великана…. Либо вы называете слово — пирог А ребенок «играет» роль. Либо ребенок сам может прочитать слово, а затем произносит его с нужным голосом.
Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р]: мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль, дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь, плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.
- Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).
- Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.
- «Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.
- «Доскажи предложение».
Королева сидит на…
Трубочист чистит…
Трубач играет на…
По рельсам в городе ездит…
Миша учиться на тройки он…
Весной появляется зеленая…
Машины мчатся по… - «Одно слово — много названий». Рожки, перо, розетка.
- Перо птицы, перо для ручки.
- Рожки (козленка), рожки (макароны).
- Розетка для варенья, розетка электрическая.
- Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.
- Игра «В гостях у великанов». Я назову предмет, а ты сделай его большим.
- Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.
- Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.
- Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.
- Труба — трубка — трубочка — трубочист.
- Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать.
- «Слово в слове». Разговоры (воры, говор, раз, розы, горы).
Чувствуя себя уверенно при выполнении этих заданий, мы усложняем учебный материал.
Учимся произносить [р] во фразе, словосочетании – 4 этап.
Виды заданий:
Развитие фонематического восприятия.
- Послушай, скажи сколько слов я тебе сказала? В каком слове есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). Смешная игрушка. Игрушка. В середине слова. (Третий).
- Посчитай от 1 — 10 и обратно. Один карандаш, два карандаша, три карандаша, …., пять карандашЕЙ, ….., десять карандашей.
- Игра «Опять 2 и 5». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.
- Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь), картошка (свежая картошка), …..
- Подбери действие к предмету: Рая (Рая сидит, Рая летит, Рая стараяется), пирог (пирог лежит, пирог засох, пирог испёкся),….
- Счет 1 - 5 и обратно: ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки, …, пять необычных ракушек.
- Самостоятельное чтение ребёнком предложенных словосочетаний.
5 этап - автоматизация звука Р в предложениях.
Развитие фонематического восприятия. Послушай, скажи в каком слове или словах есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). На столе лежит груша. Груша. В середине слова. (Второй). Миша грыз яблоко. Чем взрослее ребенок, тем сложнее учебный материал.
- Повторить за взрослым предложение. Тамара чистит картошку. Груз доставили в Иркутск.
- Продолжи предложения.
Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они…
Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они… - Измени предложения:
Я несу картошку. Я несу морковку. Я звоню Рае. Я Роберту звоню. - «Предложения Незнайки». Незнайка все время ошибается. Рома рубить дрова. Разве так говорят? Исправь Незнайку! Научи его говорить правильно. У рогов красивая корова. Пироги постряпали Тамару. Морковка растёт в огороде.
- С предложенным словом составить предложение.
- Составить предложение по факту. (За ужином, после похода в магазин…) На ужин мама приготовила картофельное пюре. В магазине мы встретили папиного друга.
- Две картинки объединить в одно предложение. (шуточное, небылица). Корова - сорока. Корова смотрит на сороку. Сорока умеет летать, а корова — нет.
- С отработанным словосочетанием составить предложение. На диване лежит смешная игрушка. Один карандаш упал на пол.
- В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.
Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).
Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).
Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).
Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).
Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).
- Самостоятельное чтение ребёнком готовых предложенний.
- Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.
6 этап - автоматизация звука в связной речи (стихи, рассказы, свободная разговорная речь).
Развитие фонематического восприятия. Послушай и постарайся запомнить слова со [р].
Возле елочки — подарки,
Вокруг елки — хоровод.
До чего же праздник сладкий,
Этот славный Новый год!
И только после этого учим стихотворение.
«Учимся размышлять». Что общего между раком, карасем и ракушкой?
Чтение рассказов и ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Составь рассказ по картинке.
Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.
Желаю успехов в достижении положительных результатов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Автоматизация звука. Игры из кармашка"
Дидактические игры для автоматизации звуков в словах, фразах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям...
Консультация для родителей "Автоматизация звуков"
Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно - рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться....
Консультации для родителей "Автоматизация звуков речи"
Игры для автоматизации звуков....
Консультация для родителей «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным».
Консультация для родителей«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»....
Консультация для родителей «Автоматизация звуков»
Как сделать автоматизацию звуков интересной?Все знают, как трудно научить ребенка чему-то, что ему не интересно. Когда он слышит « волшебные» слова « давай позанимаемся»,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ"
НЕОБХОДИМО ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗВУК В РЕЧИ...
Консультация на тему: "Автоматизация звука в домашних условиях"
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях Вводная беседа.Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может пр...