«Музыка и речь» (инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)
консультация по логопедии
Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкальный руководитель, так как
музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:
- музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение.
- движения создают ритм, который является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.
- пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_rech.docx | 29.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга
«Музыка и речь»
(инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)
Учитель-логопед ГБДОУ№6*
Галкина Марина Дмитриевна
Санкт-Петербург
2018 год
Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию доклад по теме «Музыка и речь», в котором расскажу о взаимосвязи в кррекционно-образовательном процессе музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Под музыку Грига:
Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!
Актуальность взаимосвязи в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда вытекает из программных задач, которые мы решаем совместно, используя инновационные технологии, новые методы, приемы и более эффективные средства.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы, средства и приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
В своей работе мы руководствуемся
программой воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.Б. БАРЯЕВОЙ.
Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкальный руководитель, так как
музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:
- музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение.
- движения создают ритм, который является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.
- пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. И особенно хорошо, если они будут сопровождаться музыкой.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.
Исключительная ценность использования музыкально - игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения — базиса различных видов искусства.
У детей логопедических групп отмечается заметное отставание в музыкальном развитии по сравнению с их сверстниками из обычных групп: дети не справляются с пропеванием звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка; плохо артикулируют гласные звуки.
За основу мы взяли технологию Т.С. Овчинниковой, представленную в книге
«Вокально – коррекционный коллаж» 2012 год для логопедов, дефектологов, психологов, музыкальных руководителей.
В работе с детьми мы используем приложение к книге «Вокально-коррекционный коллаж» Т.С. Овчинниковой
«Пять шагов на пути к правильной речи»,
которое раскрывает пять этапов системной работы музыкального руководителя и учителя - логопеда.
Все пять шагов включают в себя задачи, которые мы решаем совместно: дыхание, ритм, темп, динамика, лад, движения, моторика, голос, звукопроизношение, просодика, фонематика, слоговая структура слов, рифмование слов и фраз, которые в зависимости от возраста детей усложняются и совершенствуются.
1. шаг - знакомство со средствами музыкальной выразительности (динамика, ритм, темп, лад); - пальчиковая и артикуляционная моторика; - развитие правильного дыхания и голоса; - речевой материал (ударение)
2 шаг – - средства музыкальной выразительности; - пальчиковая и артикуляционная моторика; - автоматизация гласных звуков (распевки, голосилки) - координация дыхания – движения, дыхания – слушания; - учимся рифмовать фразу по слогам, по словам
3 шаг – - средства музыкальной выразительности; - пальчиковая и артикуляционная моторика, - автоматизация шипящих звуков (распевки, песенки); - учимся выкладывать ритмический рисунок в стихах; - работа над интонацией в песне, в стихах.
4 шаг – - средства музыкальной выразительности (ритмоблок, характер); - освоить сложно-координированные пальчиковые и ручные движ.; - автоматизация шипящих звуков (распевки, песенки); - творческие задания (шумовой оркестр); - метод пластического моделирования (мимика, пантомимика); - показ стихов в речевых заданиях (речь с движением).
5 шаг – - средства музыкальной выразительности (форма, нюансы, цвет); - формирование интегрированного восприятия образа (цвет, движение, тембр); - творческие задания на основе визуализации образов; - театрализация, инсценировки стихов, песен, мелодекломация.
Во всех пяти шагах мы порциально включаем логоритмику (А.Буренина, Анисимова, Шашкина, Н.Рычкова, Н.Савицкая и др.), которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.
- Логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективно средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом (Г. А. Волкова).
- Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
- Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
- Особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Слышать, видеть, понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать, играть ритмично
— громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,
Самому придумать что-то, изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели— ЧИСТОЙ РЕЧИ детворы!
Первая задача, которую нужно решать, — это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
- Затем, видеть, концентрировать внимание на ведущем, реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
- Понимать просьбу, инструкцию — следующая ступень работы.
- Ощущать пространство, учиться двигаться по залу, не наталкиваясь друг на друга, на предметы — очередной шаг в работе.
В результате систематических занятий у детей:
- укрепляется костно-мышечный аппарат, - развивается дыхание, - развиваются моторные, сенсорные функции, - чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию: -координации, - общей и тонкой произвольной моторики. - с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, - развиваются речевой слух, речевая память.
Чтобы достигнуть главной цели мы используем различные средства, методы и приемы:
1. Дыхание - игры на дыхание под музыку (с продуктивной деятельностью)
развивают слуховое внимание, плавный длительный выдох, звукопроизношение, координацию речи и движения, способствуют развитию мелкой моторики и обогащению словарного запаса.
2. Артикуляция – используем логопедические голосилки, распевки, песенки на автоматизацию звуков (Овчинникова, Нищева, Баромыкова…)
3. Фонематика – для развития фонематического слуха, дифференциации шумовых и речевых звуков мы используем мы используем технологию Е. Железновой «Сказочки-Шумелочки». Дети сначала знакомятся со сказками, запоминают шумовые звуки, учатся различать их, потом рассказывают сказки по ролям, используя шумы (подручный материал) и вместе с тем знакомятся с шумовыми инструментами. А уже на следующем этапе самостоятельно участвуют в «Шумовом оркестре».
4. Ритм – Музыкально-дидактические игры.
- Используем наглядность (кубики…) для воспроизведения ритмослогов;
- обыгрывание песенки «Два кота» интонировании и передаче ритмического рисунка хлопками, передача образа в движениях; - речь с движением – «Как живешь?» - развивает внимание, ритм, согласования слова и движения и развитию четкой артикуляции и силы голоса (используется всеми педагогами…..);
- «Киска» - развитие эмоций, передача их в мимике;
- Инсценирование песенок Усачева «Мишка косолапый» - используем как элемент ритмопластики: передача образа и характера через движения.
5. пальчиковые игры - Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры.
- Используем технологию М.И. Родиной «Бусоград» - разыгрывание сказочек «В гостях у феи Бусинки»…, сказки про Волшебные кристаллы, сказки про веселых Гонзизиков. (Игровое пособие А.Бурениной Обр. центр «Аничков мост»…. ) Гонзики представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. *развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; *увеличивают реактивность (ввиду быстроты смены движений); *повышают общий уровень организации мышления ребёнка при разыгрывании диалогов.
6. Музыкально - ритмические движения и игры
Главное значение в них имеет ритм. Ценность этих игр заключается в том, что они *развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование *учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им, раскрепощать движения. Необходимо помнить, что движения и речь неразрывно связаны между собой. Активно-выполненное движение является залогом четкой артикуляции, и наоборот…
Используем современную (взрослую) музыку (Газманов…), песенки и музыкальные сказки в современной обработке. Одна из задач логоритмических упражнений - коррекционно – оздоровительная: снимать психоэмоциональное напряжение у ребенка. Для этого используем релаксирующие упражнения под музыку.
7. Детское творчество
представлено театрализованными играми. Дети разыгрывают сценки, сказки; поют песни, рассказывают стихотворные тексты, танцуют. Мы включаем это в сценарии праздников, досугов.
8. Мелодекломация –
способствует развитию у детей чувству самовыражения, умения слышать музыку, понимать ее.
Сначала дети слушают профессиональных актеров, затем самостоятельно читают стихи под музыку.
9. работа с партнерами –
(в рамках проекта « Особый взгляд» по работе со слабовидящими детьми) способствует социализации детей в новом пространстве.
Дети посещают библиотеки, где взаимодействуют со взрослыми, с родителями и друг с другом, поют, танцуют, читают стихи, участвуют в мастер-классах, получают новые знания.
Из опыта работы, хочется поделиться еще некоторыми приемами работы с детьми:
1. Эмоциональный настрой. «Начинать занятия необходимо в так называемом состоянии радости жизни. Не так важно, что и как мы делаем, а важно — в каком настроении». М.Н. Норбеков
2. Превращение слова в действие.
«Формируя предметные представления у детей, одновременно выполняйте движения. Работа пойдет намного эффективнее, чем рассматривание картинок с изображением предметов и многократное повторение слов, так как двадцать двигательных связей сильнее, чем двадцать зрительных» М.М.Кольцова
3. Говорим нараспев.
Эффективность работы повышается, если разговаривать с детьми нараспев, повышая или понижая тон.
4. Использование современной музыки. Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает положительные эмоции.
5. Трансформирование игры. Многократное повторение — это залог успеха. Повторять с детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто изменяем уже известные игры, даем им новые названия, а материал, который необходимо заучить, оставляем прежним.
Вывод:
Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М. Монтель, поможет решить поставленные перед педагогами задачи: выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний и становлению грамотной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...
Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом о...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...