Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р у ребенка с дизартрией" с использованием различных образовательных технологий (здоровьесберегающие, лэпбук, ИКТ). Конспект разработан творческой группой учителей-логопедов города Смоленска в рамках работы в городской творческой мастерской «Инновационные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема занятия:
«Автоматизация звука [р] у ребенка с дизартрией»
Подготовили:
Аксютина Т.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка»
Калинина М.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка»
Исаева М.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 38 «Ягодка»
Василькова Л.В. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 58 «Одуванчик»
Смоленск, 2018
Индивидуальное логопедическое занятие:
«Автоматизация звука [р] у ребенка с дизартрией»
Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и в словах.
Задачи:
Нормализовать тонус мышц органов артикуляции посредством самомассажа
Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений
Закреплять правильное произнесение звука [р] изолированно, в слогах и в словах.
Развивать фонематический слух, закреплять умение выделять слова с заданным звуком.
Закреплять умение определять место звука [р] в слове.
Развивать внимание, общую и мелкую моторику.
Оборудование:
Зубная щетка, компьютер, компьютерная презентация «Зарядка для путешественника», прищепки с закрепленными на них машинками, мяч, массажный мячик, лэпбук «Я дружу со звуком Р», предметные картинки (рак, топор, корова, рысь, ворона, шар)
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Самомассаж языка. «Ехала машина»
3. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.
«Зарядка для путешественника»
4. Произнесение изолированного звука Р. Игра с использованием лэпбука «Покатаемся на машинке!»
5. Произнесение звука в слогах. Игра с использованием прищепок. «Моторы»
6. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово»
7. Развитие фонематического восприятия. Игра с использованием массажного мячика «Едем или стоим?»
8. Произнесение звука Р в словах, определение места звука в слове.
Игра с использованием лэпбука «Такси»
9. Итог занятия
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Сегодня мы будем путешествовать. Отгадай, на каком транспорте мы поедем в путешествие?
«Носит обувь из резины, а питается бензином?» (Машина, автомобиль).
2. Самомассаж языка. «Ехала машина»
Начнем наше путешествие. Дорога привела нас к зеркалу.
Поедем мы, поедем в далёкие края.
Ребенок выполняет самомассаж детской щёткой.
Ехала машина тёмным лесом За каким-то интересом. | Поглаживающий массаж щеткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику |
По дороге она скользила, В дождик быстро угодила. | Массаж из стороны в стороны зигзагообразно |
Кап-кап-кап, Кап-кап-кап, | Надавливание щеткой на каждое слово |
Ехала в отпуск – вот так! | Поглаживающий массаж щеткой |
3. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.
«Зарядка для путешественника» (презентация Power Point)
Слайд 1. Машина едет по дороге, а лошадка скачет по полю
«Ты куда спешишь, лошадка?" -
"У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!" (упражнение «Лошадка»)
Слайд 2. Машина едет по дороге, вдоль которой растут грибы
« Остановимся в лесу, я грибочки соберу» (упражнение «Грибок»)
Слайд 3. Машина останавливается возле накрытого стола.
«Отдохну и поскучаю, выпью я варенье с чаем» (упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье»)
Слайд 4. Машина подъезжает к раскачивающимся качелям.
Сядем вместе на качели,
И взлетим мы выше ели.
Даже солнышка коснулись,
И к машине мы вернулись. (упражнение «Качели»)
Слайд 5. Анимационная картинка «играющая гармошка» с музыкальным сопровождением.
« Мы в дороге не скучали, на гармошке поиграли» (упражнение «Гармошка»)
4. Произнесение изолированного звука Р.
Игра с использованием лэпбука «Покатаемся на машинке!»
В лэпбуке прикреплена машинка, от нее ведет дорога из цветного шнура.
Посмотри, какая замечательная машинка у меня есть! Давай на ней прокатимся. Заводи мотор! (ребенок изолированно произносит звук Р). Ну-ка, нажми на газ, проверим, как работает двигатель (произнесение звука изолированно с различной длительностью). А теперь поехали! Быстрее! Еще быстрее! (ребенок произносит звук Р и пальчиком ведет по шнуру, стараясь протянуть звук Р до его конца)
5. Произнесение звука в слогах
Игра с использованием прищепок «Моторы»
К прищепкам сверху прикреплены машинки с написанными на них буквами А, О, У, Ы, Э.
Посмотри, какие разные машины. У них мотор по-разному работает. Давай покажем, как работает! (ребенок прикрепляет прищепки поочередно к пальцам руки, произнося соответственно написанным на них буквам слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ).
6. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово»
Логопед произносит первый слог слова и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает слово требуемым слогом и возвращает мяч педагогу.
Давай немножко отдохнем.
РА-РА-РА – Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
Я начинаю слово, а ты добавь РА:
КО-РА, ИГ-РА, НО-РА, У-РА.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
ВЕД-РО, ДОБ-РО, ПЕ-РО, СЕРЕБ-РО.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
ВЕТ-РЫ, ГО-РЫ, КОМА-РЫ, ТОПО-РЫ.
7. Развитие фонематического восприятия. Игра с использованием массажного мячика «Едем или стоим?»
Я буду произносить слова. А ты, если услышишь в слове звук Р, заведи мотор – покатай массажный мячик между ладонями. Если звука Р в слове нет, нажми на тормоза – зажми мячик между ладошками.
8. Произнесение звука Р в словах, определение места звука в слове.
Игра «Такси» с использованием лэпбука
В лэпбуке закреплена машинка, которая может двигаться по леске между тремя домиками.
Я предлагаю тебе поработать таксистом. Тебе нужно развести пассажиров по домам. Картинки со звуком Р в начале слова отвези к первому дому, в середине слова – ко второму, а в конце слова – к третьему. Ну что ж, поступил первый вызов. Нужно отвезти этого пассажира домой.
Ребенок определяет место звука в словах названиях картинок и передвигает машинку к нужному домику.
Картинки: рак, топор, корова, рысь, ворона, шар
9. Итог
Понравились тебе сегодняшние игры с машинками? Какой звук мы произносили? Ты очень старался, четко и ясно произносил звук [Р]. Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в словосочетаниях и предложении "Поездка в зоопарк".
На индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука "Р" в словосочетаниях и предложениях преследуются следующие ЦЕЛИ:Програмные:Развитие речи ребенка, посредством составления повеств...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с].
конспект индивидуального занятия включает: артикуляционную гимнастику, задания на развитие фонематического слуха и восприятия (определение места звука в слове),Работа по альбому Л.А.Комаров...
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Тема. Автоматизация звука (Ч) в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Л) , С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ.
Тема. Автоматизация звука (Л) , с применением биоэнергопластики.«Путешествие на самолете»Цель:- формировать у детей движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук (био...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...