Использование эколого-речевого материала в коррекционно-развивающем обучении дошкольников
статья по логопедии
Основной целью дидактических речевых игр экологического характера является формирование у дошкольников мотивации к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_v_logopedii.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование эколого-речевого материала в коррекционно-развивающем обучении дошкольников»
С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Одним из принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все вышеперечисленные принципы и условия в работе учителя-логопеда.
- Планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы, деревья и другие.
- При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, комар, лягушка, кошка, жук, змея и так далее.
- На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон и т.д.
- Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.
- В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.
С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда:
- Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики детей с речевыми нарушениями (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию);
- Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей;
- Проведение работы с логопедом. Проводятся выставки, консультации по экологическим темам.
Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм:
Для того чтобы детям было интереснее выполнять задания, мы используем на своих занятиях интерактивные доски.
- «Четвертый лишний»
В данной игре детям предлагается найти среди четырех предметов лишний, объяснить, почему он лишний.
- « Назови ласково»
Детям предлагается назвать предметы ласково. Например: солнце большое, а маленькое солнце – солнышко.
- « С какой ветки детки?»
Детям предлагается подобрать к каждому дереву свои плоды.
- « Назови части дерева»
В данной игре детям предлагается собрать дерево по образцу, при этом называя части дерева.
Основной целью дидактических речевых игр экологического характера является формирование у дошкольников мотивации к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
В статье представлен опыт организации и проведения работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО....
«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...
" Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает м...
Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"
Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....
Использование элементов образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребёнок становится не только сообразительным, активным и контролирующим себя, но у него улучшается речь, координация пальцев, память, внимание, пр...
Использование игрового пособия «Павлин» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Данное пособие предназначено для автоматизации и дифференциации звуков в словах и в предложениях в разных позициях.Пособие состоит из девяти плоских цветных перьев, на ко...
Исследовательская работа " Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ"
Целью моего исследования было изучение теорретических и практических аспектов применение метода сенсорной интеграции в работе сдетьми с ОВЗ....