" Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
статья по логопедии
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребенку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения? Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия с использованием игровых технологий. Одним из основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала для коррекционных занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше перечисленные условия в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ekologicheskogo_materiala_v_rabote_logopeda.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное развитие является необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Но как ребенку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения? Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия с использованием игровых технологий. Одним из основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала для коррекционных занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Использование речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть все выше перечисленные условия в работе учителя-логопеда.
Экологическое воспитание, в группе комбинированной направленности, осуществляется через изучение лексических тем на неделю. Если посмотреть годовое лексическое планирование , то увидим, что
около 50 % тематики связаны с экологическим содержанием. Следует отметить, что решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания в работе учителя-логопеда не обойтись.
В своей работе я использую различные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций; словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы; практические (экологические игры).
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм: «Съедобное – несъедобное», «Кто где живёт?», «Узнай на вкус», «С какого дерева лист?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу», «Что сначала, что потом», «Угадай, что в мешочке», «Когда это бывает?» «Чей хвост?», «Четвертый лишний» и т.д.
С целью развития связной речи использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов, загадок-описаний ( «Животные» «Времена года», «Овощи, Фрукты», «Грибы» и т.д.)
На индивидуальных и подгрупповых занятиях рационально использовать Лепбуки по экологическому воспитанию. Его структура и содержание доступно ребенку, обеспечивает игровую, исследовательскую и творческую активность. Лэпбук позволяет: пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику.
В рамках речевой студии «Грамотейка»,по экологическому воспитанию, использую игры-эксперименты Их цель: создание социальной ситуации для развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы исследовательской деятельности. С их помощью у детей расширяется представления об окружающем мире и решаются ряд коррекционных задач. Например:
Тема: «Фрукты»
Форма проведения: игра-эксперимент
Материал: 2 тарелки закрытые салфетками. (2 яблока: одно зелёное, другое красное).
Грамматический строй: подбор прилагательный, образование относительных прилагательных
Звукопроизношение: автоматизация поставленных звуков
Связная речь: рассказ по собственным действиям
Логопед: Отгадайте что на тарелке: «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки?» Что это? Яблоки какие? Что можно приготовить? Как называется сок (варенье, компот) из яблок?
Проблемный вопрос: не пробуя яблоко, как можно определить какое из этих яблок на вкус сладкое, а какое кислое?
Гипотезы детей: красное кислое, зелёное сладкое (ответы детей).
Способ проверки: Дети пробуют на вкус, находят правильный ответ, делают вывод: красное яблоко сладкое, зелёное кислое.
Самоанализ деятельности каждого ребенка: Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? О чем ты догадался?
Одним из приемов в работе учителя-логопеда в экологическом воспитании использую речевые логических задачи. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли .Речевые задачи содержат не большой объём текста, поэтому их удобно использовать как часть занятия, в режимных момента или в организации логопедических минуток . Например :
«Разноцветные кораблики»
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов на пруду: жёлтые красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетел кораблик, опустится на воду и поплывет. Много прилетит их сюда сегодня и завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики
«Книга зимы»
Белым слоем покрыл снег землю. Поля теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идёт снег. Кончится- страницы чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?
«О чём рассказал ёжик»
Каждый по своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, грибы, жёлуди, рассовывает их по дуплам. Если найдёт грибок на земле, то повесит его сушиться на дереве - зимой пригодится. Целый день работает белка и всё на соседа посматривает- ёжика. Он к осени ленивым стал, мало по лесу бегает, мышей не ловит, забирается в сухие листья и дремлет. «Что то ты ёж совсем разленился»- спрашивает белка.- Почему к зиме на готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет? Рассмеялся ёж и что-то тихонько белке сказал, так тихо что я не расслышала» Что ёж сказал белке? Почему ёж засмеялся?
Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективное коррекционно-развивающее обучение дошкольников с ТНР , приобщая их к окружающему миру.
Библиографический список
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб.:«Детство-пресс», 2006.
2.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» ,СПб «Детство Пресс», 2015.
3. Николаевой С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».
Известно, что основными целями применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование игровых технологий в практической работе учителя – логопеда с детьми с ОНР
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Практический материал для презентации: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ»
Автоматизация звуков Л, С, Ш в словах, развитие фонематического слуха....
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...