Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Зинина Марина Владимировна

Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта»

Своевременное и правильное речевое развитие – обязательное условие формирования личности, т.к. речь служит средством общения. Благодаря речи ребёнок накапливает знания, познаёт окружающий мир, овладевает нормами поведения. Но что делать, если речь ребёнка имеет различные нарушения? Тогда обучение и воспитание ведётся через специально организованные занятия.  Их структура, методические приёмы и подобранный речевой материал зависят от поставленного специалистами диагноза, от уровня нарушенных психомоторных функций.

Использование на логопедических занятиях речевого материала с экологическим содержанием, позволяет учесть следующие принципы и условия:

  • Рациональный подбор материала, используемый на коррекционных занятиях;
  • Каждое занятие должно быть эмоционально насыщенным, развивающим и оптимально интенсивным;
  • Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Планируя работу по развитию связной речи на  своих занятиях, я использую лексические темы. Многие из них связаны с природой, экологией. Например такие темы: «Овощи», «Фрукты», «Перелётные птицы», «Деревья»,  «Ягоды, лес», «Домашние животные и их детёныши», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов» и  другие. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по картинам. Ведётся работа по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи.

На этапе подготовки органов артикуляции к постановке звуков, я использую приём сравнения с каким-либо живым объектом, например: упражнение «Лошадка», «Лягушки» и т.д. Или вот такие игровые упражнения для развития жевательной мускулатуры «Бобры пилят деревья для своей хатки». Двигать нижней челюстью вправо-влево при открытом рте. Удерживать широко открытый рот под счет от   1-5.

На этапе постановки звуков я использую приём сравнения самого звука с каким-либо объектом природы. Например: «Песенка водички» - звук С,

«Песенка комарика» - звук З, «Песенка змеи» - звук Ш, «Песенка пчёлки» - звук Ж, «Песенка собачки» - звук Р и т.д.

На этапе автоматизации звука я также использую слова, словосочетания, чистоговорки, скороговорки, пословицы, где отражена экологическая тема. Например: весна - красна, ёж с ежихой и ежонок, белый голубь и т.д. Собирала Маргарита маргаритки во дворе.

Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Для введения нового звука в свободную речь ребёнка я использую различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием. Например: «Если солнышко течёт, тает снег, ручей течёт и грачи на горе, значит, март на дворе» (В.Мусатов «Март»).

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий я использую дидактические игры и упражнения такие как:  «Собери цветок»,  «Собери птиц», «Назови ласково», «Собери плоды», «Подбери слова – действия (слова – признаки)», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Помоги детенышам», «Распредели по домикам» и многие другие.

 А с  помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы. У дошкольников воспитывается умение видеть красоту голубого неба, зеленого леса, цветочной поляны, отдельного дерева, цветка, животного, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, тем самым приобщая их к окружающему миру.

Список литературы.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

2. Ильякова Н. Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л.-.Спб.: КАРО, 2006. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.

 В настоящее время обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных тре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями в условиях логопункта»

Представлена рабочая программа коррекционно-равивающей работы с детьми с  речевыми нарушениями ФФНР, ОНР III уровня, ОНР II уровня, ОНР  I уровня в условиях логопункта. В приложении имеется ...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2017-2018уч.год)

Программа составлена для работы на логопункте  с дошкольниками 5-7лет с учётом современных технологий....

Медико-педагогические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования

В статье раскрывается суть метода динамической электронейростимуляции (ДЭНС) - уникальный инструмент в логопедии. Помогает восстановить речь у детей и взрослых аппаратным лечением, по системе Су Джок ...

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.

Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....