Занятие в старшей группе компенсирующей направленности "Знакомство с согласным звуком [м]".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Познакомить детей со звуком [м];

– уточнить произношение звука [м];

– научить характеризовать звук [м] по акустическим и артикуляционным признакам («согласный, твёрдый, звонкий звук»).Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;

– развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск                                                                                       Комитет по образованию                                                                                                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                Центр развития ребёнка – детский сад № 15 «Медвежонок»

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности "Знакомство с согласным звуком [м]".

Подготовила и провела:

учитель –логопед Пылёва Е.В.

Задачи занятия:

Коррекционно – образовательные:

– познакомить детей со звуком [м];

– уточнить произношение звука [м];

– научить характеризовать звук [м] по акустическим и артикуляционным признакам («согласный, твёрдый, звонкий звук»).

Коррекционно – развивающие:

– закрепить навык определения места звука в слове;

– развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;

– развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.

Коррекционно – воспитательная:

– воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

– воспитывать интерес к звучащему слову в сочетании с музыкой.

Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные фишки для обозначения звуков, звуковые фонарики, наборные полотна, схемы для определения места звука в слове; картинки домашних животных, молочных продуктов: молочная каша, молочный коктейль, молочное мороженое; картина «Корова на лугу»; картинки, в названии которых есть звук [м]: мак, дом. Трек «Пять поросят». Музыка Е. Железновой. Мнемотаблица.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Русская игра «Утречко»

Утро настало,

Солнышко встало.

– Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

– Вставай, Большак!

 

– Вставай, Указка!

– Вставай, Серёдка!

– Вставай, Сиротка!

– И Крошка – Митрошка!

– Привет, Ладошка!

Все потянулись

И проснулись.

Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».

Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

Большой и указательный палец правой руки щёлкает по большому пальцу левой руки.

Щелчок по указательному пальцу.

Щелчок по среднему пальцу.

Щелчок по безымянному.

Щелчок по мизинцу.

Щелчок в центр ладони.

Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.

 

  1. Артикуляционная гимнастика.

Психотерапия (психологический настрой детей).

 

Логопед читает:

 

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

 

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 

Логопед:

 

 

Песня:

А, чтобы, правильно и внятно говорить, выполним артикуляционную гимнастику. Присядьте на свои места.

Артикуляционная гимнастика:

«Гномы, гномы, гномы мы малюсенький народ …»

Упражнения для губ: «Улыбка» – «Хоботок»,

                                     «Заборчик» – «Бублик».

Упражнения для языка: «Убери мусор», «Киска сердится» – «Заборчик», «Парус», «Качели», «Лошадка», «Грибок».

  1. Знакомство со звуком [м].

На доске висят перевёрнутые картинки с изображением домашних животных.

Логопед:

В деревне Маслёнкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у неё жили … А вот кто жил, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

Мурлыкает звонко и ловит мышей,
Так любит сидеть на окошке,
И часто гуляет сама по себе,
Пушистая, хитрая ... (
Кошка)

Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная ... 
(Собака).

Свяжет варежки бабуля
Для себя и внучки Юли,
Свяжет свитер для отца.
Ну, а шерсть ей даст … 
(Овца).

Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова. 
Она непоседа и егоза...
Как называем её мы? ... (
Коза).

У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на всех глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – 
(Свинья).

С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И - с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её - (
Лошадку)?

Он пушистый  и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
Травку кушает, морковку,
Проявив свою сноровку -
В клетке сгрыз дощатыйполик.
И не зайчик он, а
 - (Кролик).

Подвести к обобщению «домашние животные».

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

Посмотрите внимательно. Кто это такие?

Домашние животные.

Молодцы! Послушайте внимательно и отгадайте ещё одну загадку про домашнее животное.

Логопед:

Кушать травку на лужок
Ходит спозаранку.
Будет детям творожок,
Масло и сметанка.
Чтобы детвора росла
И была здорова
Им парного молочка

Принесла … (Корова).

 

 

 

 

 

Все картинки убрать, кроме картинки – коровы.

 

Логопед:

 

 

 

Логопед:

Ты куда идёшь корова –

Длинные рога?

М – м – м! – Мычит корова, –

Иду я на луга.

Посмотрите на меня. Послушайте, как мычит корова [ммм]. Ребята, мычание коровы похоже на звук [м] – который мы произносим. Сегодня мы будем учиться произносить и слушать звук [м].

Логопед:    При произнесении звука [м] губы надо сомкнуть.

Логопед:    Давайте вместе произнесём звук [м].

Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало.

Логопед:

Катя:

Логопед:

Логопед:

Логопед:

 

Дети:

 

Ребята, воздух встречает преграду при произнесении звука [м]?

Да. Мешают губы.(могут сразу не ответить)

Какую?

Мешают губы.

Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие                                                        звуки называются …? (вместе с детьми – согласные).

Согласные.

  1. Анализ артикуляции звука [м].

Логопед:

Логопед:

 

Стёпа:

Логопед:

 

 

 

 

 

 

 

Логопед:

Алина :

Логопед:

Серёжа:

Логопед:

Саша:

Логопед:

Василиса:

Логопед:

 

Запомните звук [м] – согласный, твёрдый.

Стёпа, посмотри на схему как обозначается согласный, твёрдый звук? или Звук [м] обозначается синим квадратом.

Звук [м] обозначается синим квадратом.

Ребята, вспомним правило.

Если горлышко дрожит,

Согласный звонкий говорит.

Если горлышко молчит,

Глухой согласный говорит.

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку и произнесите [м].

Горлышко дрожит или молчит?

Дрожит.

Серёжа, а у тебя горлышко дрожит или молчит?

Дрожит.

Значит звук [м] какой?

Звонкий.

Звук [м] звонкий, обозначаем …?

Колокольчиком.

Василиса, охарактеризуй звук [м].

Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий.

Подвести итог 1 – 2 ребёнка.

  1. Выделение звука [м] на слух.

Игра «Поймай звук».

Логопед:

 

 

 

Логопед:

Ребята, возьмите звуковые фонарики. Я буду произносить звуки, а вы внимательно их слушайте. Услышав звук [м], поднимите звуковой фонарик.

Звуки: [в], [м], [ш], [н], [м], [л], [м], [ф], [п], [м].

Молодцы!!!

А сейчас я буду называть слоги: ам, оп, ну, мы, пэ, му.

Слушайте слова, если услышите в слове звук [м], поднимите зв.ф.: Маша, трава, молоко, манная (каша), копыта, мост, мычит.

 

  1. Выделение звука [м] в произношении.

Логопед:

 

 

 

 

Логопед:

 

 

 

Логопед:

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луг.

Посмотрите внимательно на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зелёном лугу, траву жуёт. Назовите предметы, которые изображены на картине, в названии которых есть звук [м].

А сейчас немножко отдохнём.

  1. Физкультминутка. «Пять поросят». Музыка Е. Железновой

 

  1. Звуковой анализ.

а) Определение места звука в слове:

Логопед:

 

 

 

Валя:

Логопед:

Логопед:

Серёжа:

Логопед:

 

Артём:

Возьмите схемы. (Глазки на меня). Выбирает корова среди травы что повкуснее – разные цветочки: «мак» (вывешивается картинка рядом с коровой). Определите, где находится звук [м] в слове «мак»: в начале, в середине или в конце?

В слове мак, звук [м] находится в начале слова.

Умница!

А, у тебя Серёжа?

В слове мак, звук [м] находится в начале слова.

А теперь послушайте другое слово «дом». Определите, где находится звук [м] в слове дом?

В слове дом, звук [м] находится в конце слова.

 

б)Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Логопед:

 

 

 

 

 

 

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Логопед:

 

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

 

 

 

 

 

 

 

Уберите схемы, возьмите наборное полотно.

Коровушка домой идёт,

Молочко нам несёт.

Надо кашку варить,

Машу кашкой кормить.

Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!»

Сколько звуков произнесла мама?

Два звука.

Назовите, первый звук?

Первый звук [а].

Какой это звук?

Это гласный звук.

Квадратом какого цвета его обозначаем?

Обозначаем красным квадратом.

Назовите, второй звук?

Второй звук [м].

Дай характеристику звука [м]?

Согласный, твёрдый, звонкий.

Обозначаем …

Обозначаем квадратом синего цвета с колокольчиком.

А теперь самостоятельно составьте схему слога ОМ.

Покажите звук [о] на схеме.

Указывают на красную фишку.

Покажите звук [м] на схеме.

Указывают на синюю фишку.

Сколько звуков в этом слоге?

Всё аккуратно убрали.

Ребята, скажите пожалуйста, как называются продукты питания, сделанные из коровьего молока?

Молочные продукты.

Полезны они или нет?

Полезны.

Посмотрите на картинки: каша, которую ела Маша, коктейль,

мороженое.

Про что можно сказать «молочная»?

Можно сказать молочная каша.

А про что можно сказать «молочный»?

Молочный коктейль.

А «молочное»?

Молочное мороженое.

А сейчас я вам напомню, как легко и быстро запомнить стихотворение.

Знают взрослые и дети

И известно всей планете,

Нет полезнее с утра —

Выпить чашку молока!

Чтобы были все здоровы,

Нам дает его корова!

Я вам раздаю таблицы, по которым вы дома родителям расскажите это стихотворение.

  1. Итог занятия.

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

С каком звуком вы сегодня познакомились?

Мы познакомились со звуком [м].

Охарактеризуйте его, какой он?

Звук [м] – согласный, твердый, звонкий.

Мы много говорили,

Совсем мы не спешили

Все правильно и внятно,

Всем было все понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР. Звук Т-Ть,буква Т

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в старшей группе с ТНР по теме:"Звук и буква Т"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Одежда. Звук [Ш]» «Учимся, играя со Смешариками»

Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится ко второму периоду обучения. В этот период диалогическая форма речи допускает некоторую неполноту высказываний, поэт...