Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_p.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе.

Тема:  Знакомство с согласными звуками. Звук «П», буква П.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

- Учить детей различать звук П с опорой на различные виды контроля;

- Учить давать акустико- артикуляционную характеристику звуку П; правильную артикуляцию;

- Дать понятие «согласный звук». Знакомство с буквой П

- Формировать и расширять словарь по теме «Осень»

Коррекционно- развивающие:

- Закреплять знания о гласных звуках: А, У, И , Э;

- Развивать общую, мелкую моторику пальцев рук – су-джок массаж;

- Развивать фонематический слух; диафрагмальное дыхание;

- Чтение обратных слогов;

Корреционно- воспитательные:

- Воспитывать усидчивость и активность на занятии.

Здоровьесберегающие технологии:

- Психогимнастика: «Осень»; су—джок  массаж; дыхательная гимнастика; физминутка; сказкотерапия.

Оборудование:

- Сказочный город букв; игрушка – тётушка Сова; колокольчик;

- дидактический материал к занятию: тарелочки с фонариками и буквами; профиль артикуляции звука; схема характеристики звука; счётные палочки синего цвета; предметные картинки на звук П;

 -  массажный мячик су-джок; мягкий мячик; осенние листочки;

-  ТСО – музыка классическая для психогимнастики;

Ход   занятия:

1. Организационный момент.

- Приветствие: « Доброе утро Вам! Доброе утро нам! Доброе утро всем!

- Загадка: Пришла без красок и без кисти,

   И  разукрасила все листья.»

-  О каком времени года загадка? (об осени)

Дидактическая игра: «Подбери признак» по теме «Осень»  с мячом;

(какой, какая, какое, какие?)

- Солнце (какое?) - ……

Небо , трава, ветер, листья, погода, дождь ……….

Дидактическая игра: « Подбери действия» по теме «Осень» ( с мячом)

(Что делают? Делает?)

Птицы, деревья, листья, тучи, дождь, животные, трава, насекомые……..

-Психогимнастика : «Осень» (под музыку)

« Утром солнышко проснулось,

Ручки к солнцу потянулись,

Пальчиками заиграли,

Лучики засияли.

Но тут тучка набежала

Дождь осенний нам послала – кап, кап, кап.

Ветерок сильней подул: ш-ш-ш.

И листочки с деревьев сдул: с-с-с.

Птицы в стаи собираются,

И на юг все отправляются.

А мы корзиночки возьмём.

В школу к тётушке сове мы пойдём!»

Дидактическая игра: «Назови гласный звук в начале слова».

- Сядет тот, кто правильно назовёт гласный звук в начале слова: утка(у), аист(а). …….

- Звенит звонок – начинается урок в Лесной школе у тётушки Совы.

2. Постановка цели.

 - С какими звуками и буквами мы познакомились  и поселили в Сказочный Город Букв на Улице Гласных? Давайте вспомним. (А,У,И,Э) Чем мы их пели? (голоском) .Каким фонариком отмечали? (красным). Почему? (потому что они гласные)

- Давайте пропоём  гласные по звуковой линейке (А,У,И,Э)

- Тётушка Сова принесла буквы. Расскажите стихи о буквах.

- Помогите подарить картинки буквам:

Арбуз – мы подарим букве «А», потому что начинается на звук А. (улитка, экскаватор, игрушки)

3. Сказка  о согласных  звуках.

  Но в Сказочном городе букв живут и другие улицы. А в них живут другие звуки и буквы. Рассказать вам о них? Слушайте сказку: Жили –были в Сказочном городе букв весёлые звуки. Они умели петь песни. Звали их гласные звуки А,У,И,Э. Однажды они так весело пели, что их услышали другие звуки и решили им подпеть.

П_П_П -  запыхтел звук П. Пыхтел он пыхтел, а песенка у него не получилась. Опечалился он и заплакал. Нет у меня голоса.

-Т-Т-Т –затукал звук Т . Тукал, тукал , а спеть песенку тоже не смог.

-К-К-К – закряхтел звук К.  Кряхтел, кряхтел, а песенку спеть  не смог. Заплакал он  и сказал, что у него нет голоса.

- Не печальтесь непевучие звуки, сказали гласные звуки . Мы поможем вам спеть  песенку, если вы с нами подружитесь и будете стоять рядом с нами . Согласны?

-  Согласны, согласны -  сказали  непевучие звуки.  Теперь их стали называть – «Согласные звуки». С тех пор они стали дружить и запели весёлые песенки.

 -ПА – ПА -ПА …..ТА-ТА – ТА….КА- КА-КА …..(«В лесу родилась ёлочка»)

4. Знакомство со звуком П

- К нам в гости пришёл согласный звук «П» - синий фонарик. Скажите –П-П-П . Что делают губы? (губы смыкаются) . Воздух идёт толчками. Голосок не поёт. (ладошка)

Это – согласный звук. Обозначим – синим фонариком.  Давайте проверим глухой он или звонкий? Закройте ушки ладошками и проверьте : звучит он или нет –П-П-П  ? На горлышке – звучит или нет. Нет.

Значит звук П – согласный , глухой, твёрдый  (схема)

5.Игра «Поймай звук П» (хлопнуть в ладоши, если услышишь звук П)

Логопед называет разные звуки: а, у, и, П, н, о,П……….

6. Знакомство с буквой П

 - Хотите узнать, в какой букве живёт звук П?

- Давайте позовём тётушку Сову: « Тётушка Сова приходи новую букву приноси!»

(в корзиночке раздаточные буквы П), раздаёт детям буквы.

-  Звук П будет жить в букве «П».

                    На хоккее и футболе

                    Буква П – ворота в поле .

7. Разомнём наши пальчики с помощью су-джок  мячиков:

1,2,3,4,5 – будем с мячиком играть:

Покатаем и покрутим , и в руках его сожмём.

На ладошку мы положим, а другой прижмём.

8. Выложите из счётных синих палочек  букву «П».

Букву П мы поселим в Сказочный Город букв на улицу глухих согласных.

Узнали гласные звуки, что в городе поселилась  новая буква и решили с ней подружиться. Прибежала буква А встала первой, а  П- второй и получиться слог АП - сколько звуков ?(2) Запишем фонариками: красным и синим .

9. Физминутка: « Осенние листочки»

  Листья осенние тихо кружатся,

  Листья нам под ноги тихо ложатся.

 И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

10. Упражнение на дыхание:

- Дуем на осенние листочки, чтобы получился листопад. ( на ниточке листочки)

-( Вдох через нос, выдох долгий через рот)

11. Чтение обратных слогов:

АП     УП       ЭП       ИП

12. Просмотр  развивающего мультфильма:

 «Уроки грамоты у тетушки Совы»

« Сказка о букве П»

- Какие новые слова вы узнали из мультфильма на букву П и звук П? ( попугай, пальма  пароход ….) (дети называют , передавая мяч друг другу.)

13. Итог.

С какими звуками мы познакомились? (согласные звуки)

С какой буквой ? (П) стих о букве.

Что мы узнали про звук П? Он – согласный , глухой,  твёрдый - обозначаем синим фонариком.

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Конспект фронтального логопедического занятия "Овощи-фрукты" (в старшей группе для детей ОНР)

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема: «Знакомство с городецкой росписью»

Конспект разработан для детей старшей группы детского сада. Цель: Обучение рисованию элементов городецкой росписи....

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».Программное содержание:Образовательные задачи: - Ознакомление со звуком «...