Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях по теме: "Животные жарких стран"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предмет: подгрупповое логопедическое занятие.
Программа: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Тема занятия: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях по теме: "Животные жарких стран"
Лексическая тема: Животные жарких стран
Грамматическая тема: образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Оборудование: Плоскостные фигурки животных, звуковые дорожки (из ниток), слоговые дорожки (из фасоли), звуковая схема, коврограф - "Теремок", мяч, мячик - ежик.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".
Задачи
Образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарь по теме "Животные жарких стран"
- Совершенствовать навык сложных форм фонематического анализа (для детей подготовительной группы); слоговой анализ
- Совершенствовать грамматический строй речи
- Формировать умения отвечать полным предложением на поставленные вопросы.
Предметные:
- Развивать фонематическое восприятие
- Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторики, координацию речи с движением
- Воспитать чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Личностные:
- Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность
Метапредметные:
Личностные УУД:
1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
2. Формирование интереса к учебному материалу;
3. Адекватность оценки действий;
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с логопедом.
4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать логопеда и товарищей.
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения извлекать информацию.
2. Формирование умения обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichsekaya_razrabotka.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для детей подготовительной группы
по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях
Учитель-логопед ГБДОУ №115 Выборгского района Санкт-Петербурга Рудакова Елизавета Евгеньевна
Предмет: подгрупповое логопедическое занятие.
Программа: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Тема занятия: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях по теме: "Животные жарких стран"
Лексическая тема: Животные жарких стран
Грамматическая тема: образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Оборудование: Плоскостные фигурки животных, звуковые дорожки (из ниток), слоговые дорожки (из фасоли), звуковая схема, коврограф - "Теремок", мяч, мячик - ежик.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".
Задачи
Образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарь по теме "Животные жарких стран"
- Совершенствовать навык сложных форм фонематического анализа (для детей подготовительной группы); слоговой анализ
- Совершенствовать грамматический строй речи
- Формировать умения отвечать полным предложением на поставленные вопросы.
Предметные:
- Развивать фонематическое восприятие
- Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторики, координацию речи с движением
- Воспитать чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Личностные:
- Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность
Метапредметные:
Личностные УУД:
1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
2. Формирование интереса к учебному материалу;
3. Адекватность оценки действий;
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с логопедом.
4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать логопеда и товарищей.
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения извлекать информацию.
2. Формирование умения обобщать.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодейст-вия | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный этап 4 мин. | Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики | Игровой момент Упражнение | Подгрупповая | Сегодня мы с вами будем продолжать правильно и красиво произносить звук [р]. Для начала выполним гимнастику. Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы. | Дети выполняют упражнения: Широко открывают и закрывают рот. Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Умение дифференцировать положение органов артикуляции Осуществление аналитико-синтетической деятельности Коммуникативные: Высказывать свои предположения. Регулятивные: Определять и осознавать цели учебной деятельности. |
Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы. | Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя. Сжимают и разжимают кулачки. | |||||
Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки. | Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна. Поднимают и опускают кисти рук. | |||||
Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки. | "Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна. Поднимают и опускают руки. | |||||
Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки. Ребята, каких животных я назвала? Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Садитесь поудобнее на "ковры-самолеты". | Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сжимают и разжимают кулачки. Животных жарких стран. | |||||
Практический этап 3 мин. | Произнесение изолированного звука. Развитие тонкой моторики | Упражнение Игровой момент | Подгрупповая | Давайте заведем моторы. | Дети проводят пальчиком по дорожке, выложенной на ковролине из ниток, произнося длительно звук [р]. | Познавательные: Умение дифференцировать положение органов артикуляции Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать логопеда и товарищей. |
Поисково-исследовательский этап 3 мин. | Произнесение звука в слогах. Организовать поиск решения проблемы. | Упражнение Демонстра-ция. Игровой метод. | Подгрупповая | Мы прибыли в Африку. Перед нами джунгли. Вот показалась тропинка. (Тропинка выложена из фасоли, под каждой фасолью - гласная буква). | Ребенок нажимает пальчиком на фасоль, проговаривая слоги: ра - ры - рэ - ро - ру. | Познавательные: Умение дифференцировать признаки времен года Коммуникативные: Высказывать свои предположения. |
Практический этап 18 мин. | Произнесение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Образование имен существительных во множественном числе. Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа. | Упражнение Демонстра-ция. Игровой метод. | Подгрупповая | Игра "Кто прячется в джунглях?" Ребята, в джунглях и саванне спрятались животные. Давайте найдем и назовем животных, в названии которых есть звук [р]. Игра "Один - Много" (с мячом). Логопед бросает мяч одному из детей, называя животное. Зебра - зебры. Крокодил - крокодилы. Мартышка - мартышки. Жираф - жирафы. Носорог - носороги. Верблюд - верблюды. Игра "Чей домик?" Ребята, тропинка привела нас к сказочному дому - "Теремку", в котором будут жить наши животные. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домике с тремя окошками поселятся животные, в названии которых три слога. В домике с двумя окошками поселятся животные, в названии которых два слога. Игра "Кто спрятался?" Ребята, за домиком спрятался чей-то малыш. Посмотрите на звуковую схему и определите к названию, какого животного она подходит. Логопед показывает детям звуковую схему слова "верблюд". Молодцы, а давайте назовем всю семью. | Дети находят и называют зебру, крокодила, мартышку, верблюда, жирафа, носорога. Ребенок ловит мяч и называет много таких же животных. Дети выполняют задание. Дети подбирают к схеме слово. Объясняют свой выбор. Мама - верблюдица. Папа - верблюд. Детеныш - верблюжонок. | Предметные: Умение актуализировать признаки зимы, прилагательные, согласовывать прилагательные с существительным, находить сходства и отличия Познавательные: Развитие зрительного внимания, мыслительных операций: анализ, сравнение, классификации. Развитие фонематического анализа. Извлекать информацию. Добывать новые знания.
Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Вербально выражать свои знания, размышления |
Практический этап (продолжение) | Произнесение звука в предложениях. Развитие тонкой моторики. Образование притяжательных прилагательных. Развитие координации речи с движением. Самомассаж. | Упражнение Демонстра-ция. Игровой метод. | Подгрупповая | Игра "Что перепутал верблюжонок?" (с мячом) Скажите, что перепутал верблюжонок, когда составлял предложения. Листочки жуют жирафа. Пальма сидит на мартышке. Лианы качаются на мартышках. Пасть раскрывает крокодила. Игра "Контурная картинка". Ребята, смотрите, у меня есть картина. Кто на ней изображен? Правильно. Но это только контур верблюда, давайте обведем его цветными карандашами, а затем раскрасим. Лена, сначала обведи голову верблюда. Что ты обводишь? Ваня, а ты обведи ноги верблюда. Что ты обводишь? Катя, обведи туловище верблюда. Что ты обводишь? Молодцы, вот какой красивый верблюд у нас получился. Игровое упражнение с мячом - ежиком. | Жираф жует листочки. Мартышка сидит на пальме. Мартышки качаются на лианах. Крокодил раскрывает пасть. На картине изображен верблюд. Дети обводят части верблюда по заданию логопеда. Я обвожу верблюжью голову. Я обвожу верблюжьи ноги. Я обвожу верблюжье туловище. Дети произносят слова и катают мячик - ежик между ладонями. Вот верблюд - живое чудо. Два горба есть у верблюда. | Познавательные: Умение осознанно и произвольно выполнять серию артикуляционных упражнений, объединять их в единый кинестетический комплекс. в устной форме; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия; - формирование фразового высказывания конструкции творительного падежа с предлогом НА. Коммуникативные: Самостоятельно или при помощи логопеда выражать свою точку зрения. |
Рефлексивно-оценочный этап 2 мин. | Оценивает результат своей деятельности. | Подгрупповая | Ребята, наше путешествие заканчивается, и пора нам возвращаться. Садимся поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы. Летим. Вы хорошо занимались, старались, правильно произносили звук [Р]. Что вам понравилось больше всего? | Ответы детей. | Личностные: Способность к самооценке. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Регулятивные: Планировать дальнейшие действия (с помощью логопеда) для совершенствования результата. |
Используемая литература.
1. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб., 2011.
2. И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. М., 2007.
3. Е.А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2006.
4. Нищева Н. В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...
Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...
Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш"....
Автоматизация звука [Т\'] в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Речевой материал в картинках....
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях....
Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»
Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...