Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы.
календарно-тематическое планирование по логопедии
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы.
г. Сухиничи
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный
Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
-формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
-в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
-укрепление физического здоровья.
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
-развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5.Дифференциация звуков.
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
-лексические и грамматические упражнения;
-нормализация просодической стороны речи;
-обучение рассказыванию.
Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы.
Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С' ], [ З ], [ З' ], [ Ш], [ Ж ], африкат [ Ц ]
Этапы работы | Направление коррекционно-речевой работы | Виды работ | Оборудование и материал |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. | Развитие зрительного внимания и памяти. | Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
| Предметные картинки; игрушки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника. |
Развитие слухового внимания и памяти. | Игры, направленные на развитие слухового внимание и памяти:
| Звучащие игрушки; презентации; компьютерная техника. | |
Развитие речевого слуха | Игры, направленные на развитие речевого слуха:
| Речевой материал (слоги, звуки); презентации; компьютерная техника. | |
Развитие мелкой моторики рук | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев. |
| Трафареты; шаблоны; раскраски; ножницы; семена; мозаика; пластилин; «Волшебный чемоданчик»; цветные карандаши; массажные мячики; прищепки бельевые; картотека упражнений самомассажа. |
Развитие артикуляционного аппарата | Развитие подвижности артикуляционного аппарата | 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
| Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки; иллюстрации; презентации; компьютерная техника. |
Развитие высших психических процессов. | Развитие внимания | Игры и задания, способствующие развитию внимания:
| Предметные картинки; сюжетны картинки; лабиринты, цветные карандаши; счетные палочки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника. |
Развитие памяти | Игры и задания, способствующие развитию памяти:
7. «Что не правильно» и др. | ||
Развитие мышления | Игры и задания, способствующие развитию логического мышления:
16. «О чем говорится» и др. | ||
Развитие воображения | Игры и задания, способствующие развитию воображения: 1. «Раскрась картинку» 2. «На что похоже» 3. «Подбери узор» 4. «Облака» 5. «Волшебный чемоданчик» 6. «Сказочные истории» 7. «Что я видел, не скажу, а покажу» 8. «Придумай и расскажи, придумай и дорисуй» 9. «Придумай сказку» 10. «Что стоит у нас в квартире» | ||
Постановка и коррекция звуков | Знакомство с артикуляцией звуков |
| Зеркало настенное; зеркала настольные; профили звуков; шпатели; игровой материал. |
Специальные упражнения для звука [ С], [ С' ], [ З ], [ З' ] Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) |
| Полоски бумаги;, карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; воздушные шарики; иллюстрации к материалу; презентации; компьютерная техника. Логопедические зонды, вата, спирт. Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника. | |
| |||
Специальные упражнения для звука [Ш], [Ж] |
Упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Логопедические зонды, вата, спирт. Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника. | |
Коррекция звука Работа над:
| Игры, направленные на развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:
Мультимедийные презентации | Султанчики, ватные шарики, надувные шарики, оборудование для дыхательной гимнастики (листочки, самолетики, парашютисты, свечи, снежинки), стакан с водой, одноразовые трубочки; Дидактические пособия; Мультимедийные презентации, компьютерная техника. | |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) |
| ||
Автоматизация поставленного звука в речи | Работа над звуком
|
| Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки с загадками, скороговорками; презентации; компьютерные игры; компьютерная техника. |
Развитие фонематических процессов 1. Развитие фонематического восприятия. | Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия:
| Предметные картинки; сигнальные карточки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника. | |
2. Формирование фонематического анализа |
| Мячи; кружки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки. | |
3. Формирование фонематического синтеза. |
| Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными буквами; слогами. | |
4. Развитие фонематических представлений. | 1. Подобрать слово на заданный звук, слог.
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации; компьютерная техника. | |
Дифференциация смешиваемых звуков. |
| Игрушки; сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; магнитофон; презентации; компьютерная техника; сборники по исправлению недостатков произношения. | |
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа на следующим звуком. |
|
|
Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы
Сонорная группа звуков ( [р], [р'], [л],[л'])
Этапы работы | Направление коррекционно-речевой работы | Виды работ | Оборудование и материал |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. | Развитие зрительного внимания и памяти. | Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
| Предметные картинки; игрушки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника. |
Развитие слухового внимания и памяти. | Игры, направленные на развитие слухового внимание и памяти:
| Звучащие игрушки; презентации; компьютерная техника. | |
Развитие речевого слуха | Игры, направленные на развитие речевого слуха:
| Речевой материал (слоги, звуки); презентации; компьютерная техника. | |
Развитие мелкой моторики рук | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев. | - Упражнения «Рыбка», «Бинокль», « Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев); проба «ребро – кулак - ладонь». - Вычерчивание фигур. - Обведение шаблонов. - Вырезание ножницами различных фигур. - Разбирание по сортам семян, мозаик – по цвету. - «Волшебный чемоданчик» - Лепка, штриховка, рисование по контуру, пунктиру. - Комплекс упражнений с массажными мячиками. - Самомассаж ручной моторики. - Упражнения с аппликатором «Кузнецова» | Трафареты; шаблоны; раскраски; ножницы; семена; мозаика; пластилин; «Волшебный чемоданчик»; цветные карандаши; массажные мячики; прищепки бельевые; ипликатор «Кузнецова»; картотека упражнений самомассажа. |
Развитие артикуляционного аппарата | Развитие подвижности артикуляционного аппарата | 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
| Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки; иллюстрации; презентации; компьютерная техника. |
Развитие высших психических процессов. | Развитие внимания | Игры и задания, способствующие развитию внимания: - «Лабиринты» - «Построй дорожку» - «Быстрее нарисуй» - «Назови предмет» - «Кто больше увидит» - «Составь картинку» - «Сравни картинки» - «Найди одинаковые предметы» - «Найди пару» - «Угадай - ка» | Предметные картинки; сюжетны картинки; лабиринты, цветные карандаши; счетные палочки; дидактические игры и упражнения; презентации; компьютерная техника. |
Развитие памяти | Игры и задания, способствующие развитию памяти: - «Что изменилось» - «Чего не хватает»; «Выучи стихотворение» - «Волшебный экран» - «Запомни как можно больше предметов» - «Запомни и покажи, запомни и назови» - «Найди, кто спрятался» - «Что не правильно» и др. | ||
Развитие мышления | Игры и задания, способствующие развитию логического мышления: - «Найди сходство и различия» - «Назови предмет» - «Составь картинку» - «Почини сапожки» - «Помоги вышить коврик» - «Подбери заплатку к платочку» - «Собери бусы и гирлянды» - «Что сначала, что потом» - «Найди недостающий предмет» - «Какой из четырех предметов лишний» - «Найди и обведи» - «Последовательность» - «Найди недостающую деталь» - «Отгадай загадку» - «Исправь Незнайкины картинки» - «О чем говорится» и др. | ||
Развитие воображения | Игры и задания, способствующие развитию воображения: - «Раскрась картинку» - «На что похоже» - «Подбери узор» - «Облака» - «Волшебный чемоданчик» - «Сказочные истории» - «Что я видел, не скажу, а покажу» - «Придумай и расскажи, придумай и дорисуй» - «Придумай сказку» - «Что стоит у нас в квартире» | ||
Постановка и коррекция звуков | Знакомство с артикуляцией звуков Специальные упражнения для звука [Р] | - Показ артикуляции перед зеркалом. - Показ профиля данного звука. - Показ положения языка кистью руки. - Наглядная демонстрация вибрации языка. - Закрепление артикуляционных упражнений. - Работа с профилями гласных звуков. | Зеркало настенное; зеркала настольные; профили звуков; шпатели; игровой материал. |
Работа над вспомогательными звуками:
Механическая помощь при постановке звука:
Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Полоски бумаги;, карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; воздушные шарики; иллюстрации к материалу; презентации; компьютерная техника. Логопедические зонды, вата, спирт. Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника. | ||
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) | - Игра в «болтушку» или «индюшку»: язык высунуть и на звук [А] болтается между зубами. - «Фырканье лошадки» - тип кучерского «Р» («тпррр» - задувание и дрожание обеих губ).
| ||
Специальные упражнения для звука [Л] | Первый способ: вызывание межзубного [Л]
- Прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий); - Так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса. - Второй способ: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: - «Качели» (для губного [Л]); - «Качели » с одновременным произнесением « А - А – ААА» или Ы – Ы – Ы – ЫЫЫ» - Третий способ: механическая помощь при постановке звука: прижатие зондом широкого языка к верхним деснам. Упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:
| Логопедические зонды, вата, спирт. Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника. | |
Коррекция звука Работа над:
| Игры, направленные на развитие физиологического и речевого голоса и дыхания: «Фокусник» «Листопад» «Холодный ветерок» «Погаси свечу» «Саночки спустились с горки» «Ветерок качает листок» «Погреем ручки» «Футбол» «Султанчики» «Ветер шумит» «Слоненок пьет водичку» «Надуй шарик» «Самолетики» «Парашютист» «Лошадки фыркают» «Останови лошадку» «Спутник» «Сделай в стакане бурю» «Сдуй снежинку» «Ураган» «Пароход гудит» «Ветер гудит» «Кто сильнее будет дуть» Мультимедийные презентации | Султанчики, ватные шарики, надувные шарики, оборудование для дыхательной гимнастики (листочки, самолетики, парашютисты, свечи, снежинки), стакан с водой, одноразовые трубочки; Дидактические пособия; Мультимедийные презентации, компьютерная техника. | |
Автоматизация поставленного звука в речи | Работа над звуком Звук в слоге:
Звук в слове:
Звук в предложении. Звук в тексте. Пословицы, поговорки, стихи. Скороговорки, чистоговорки. | - Произнесение слов, слогов и предложений. - Работа с таблицами. - Работа за компьютером; - Работа с презентациями; - Работа с игровым материалом, картинками, электронным игровым материалом.. - Чтение текстов; - Пересказ текста; - Составление рассказа по сюжетной картинке; - Составление рассказа по серии картинок; - Составление рассказа по опорным словам; - Составление рассказа на заданную тему; - Работа с деформированным текстом. - Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. | Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки с загадками, скороговорками; презентации; компьютерные игры; компьютерная техника. |
Развитие фонематических процессов 1. Развитие фонематического восприятия. | Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия:
| Предметные картинки; сигнальные карточки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника. | |
2. Формирование фонематического анализа | Определить первый звук в слоге, слове. Определить последний звук в слове. Назвать все входящие в слово звуки. Определить количество звуков, слогов, слов. Назвать звуки по порядку. Назвать, звук, который стоит перед данным звуком и после него. | Мячи; кружки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки. | |
3. Формирование фонематического синтеза. | Составить из названных звуков слог, слово. Игра с мячом «Доскажи словечко». Составь из букв разрезной азбуки слово. Игра «Умный телефон». «Угадай слово» «Назови слово» «Эхо» «Придумай слово на заданный звук» «Определи наличие места звука в слове» | Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными буквами; слогами. | |
4. Развитие фонематических представлений. | Подобрать слово на заданный звук, слог. Придумать слово по количеству звуков, слогов. Подобрать картинки на заданный звук. Преобразовать слова:
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации; компьютерная техника. | |
Дифференциация смешиваемых звуков. | Пересказ различных текстов. Составление рассказов:
Инсценирование сказок; Работа со сказками – фильмами. | Игрушки; сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; магнитофон; презентации; компьютерная техника; сборники по исправлению недостатков произношения. | |
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа на следующим звуком. | - Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. - введение звука в самостоятельную речь |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
Перспективное планирование...
Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год
Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В пла...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работыпри коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С\' ], [ З ], [ З\' ], [ Ш], [...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Сонорная группа звуков ( [р], [р\'], [л],[л\'])...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения
Планирование работы...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
Этапы работы при коррекции фонетических и фонематических нарушений сонорных звуков...
Календарно-тематическое планирование индивидуальной психологической работы по коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанника с ОВЗ 5-6 лет.
Календарно-тематическое планирование индивидуальной психологической работы по коррекции эмоционально-волевой сферы ребенкав котором прописаны темы занятий, задачи, методы и приемы, индивидуальны...