Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Савельева Светлана Равиловна

Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В планировании отображены основные этапы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                                                                     Календарно-тематическое планирование

         индивидуально-подгрупповой работы

 по коррекции  звукопроизношения

на 2015-2016 учебный год

  Работа по коррекции  звукопроизношения  начинается с середины сентября, после завершения обследования.

  Вся индивидуально-подгрупповая  коррекционная работа  делится условно  на несколько этапов.

  1. Подготовительный

Задачи – тщательная  и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:

       - вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

       - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх  и специальных упражнениях;

       -формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня  минимальной достаточности  для постановки  звуков;

       -в процессе  систематических  тренировок овладение комплексом  пальчиковой гимнастики;

       -укрепление физического здоровья  (консультации врачей – узких  специалистов, при необходимости  медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

II. Формирование произносительных  умений и навыков.

Задачи:

       - устранение дефектного звукопроизношения;

       -развитие умений и навыков дифференцировать  звуки, сходные  артикуляционно и акустически;

       - формирование практических  умений и навыков  пользования исправленной (фонетически  чистой, лексически развитой, грамматически  правильной) речью.

Виды коррекционной работы  на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие  С,З, Ц, Сь,Зь

шипящий Ш

сонорЛ

шипящийЖ

сонорыР, Рь

шипящие Ч,Щ

Способ постановки  смешанный.

Подготовительные  упражнения:

    для свистящих: «Улыбка», «Заборчик»,  «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»

    для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

    для  Р,  РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,  «Гармошка», «Пулемет»;

    для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем  язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах  по мере постановки  может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых  слогах, затем  в обратных  и в последнюю очередь - в слогах   со стечением  согласных;

б) Ц, Ч, Щ,Л – наоборот: сначала в обратных  слогах, затем  в прямых  и со стечением  согласных;

в) Р, Рь можно начинать автоматизировать  с проторного  аналога  и параллельно  вырабатывать  вибрацию.

3.Автоматизация звуков  в слогах  проводится по  следам  автоматизации  в слогах, в той же последовательности.

 По мере овладения произношением  каждого слога он немедленно вводится  и закрепляется  в слогах  с данным  слогом.   Для проведения работы по автоматизации  звуков  в словах  дети  со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении  слово  немедленно  включается в отдельные  предложения, затем  в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным  словом.

5.Дифференциация звуков:

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р- Й, Ль-Л;

6.Автоматизация  звуков в спонтанной речи  (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных  моментах, экскурсиях, труде…).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза  параллельно  с  коррекцией  звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном  в произношении  материале.

V. Развитие связной выразительной речи  на базе правильно  произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения;

нормализация  просодической стороны речи;

обучение рассказыванию.

п\п

Этапы в содержание работы по коррекции  фонетических  нарушений речи

Содержание работы по коррекции фонематической системы речи

Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане)

Кол-во

часов

Примечание

1

2

3

4

5

6

Свистящие звуки

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания свистящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука С

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука  в слове, умения слышать  звук «С» в начале и в конце  слова, развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом  занятии.

3.

Автоматизация звука С;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах  на слух. Развитие навыков  звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы.

Определение последовательности  звуков в слове:  какой по счету, за каким  звуком  стоит. Ударение.

Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С).

Учить слышать звук Сь  среди звуков, слогов, определить его место  в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Повелительная форма глагола, изменение существительных  по падежам.

5.

Дифференциация звуков С-Сь

Дифференциация на слух  звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги.

Животные и их детеныши.

6.

Постановка звука З и автоматизация его

Формирование понятия звонкости  и глухости  звуков. Учить слышать звук З среди

других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение.

Образование множественного числа существительных. Закрепление навыков построения предложения.

7.

Постановка звука Зь и автоматизация его

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь  среди  других  звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости  звука. Ударение.

Способы обозначения мягкости  согласных  звуков  на письме. Антонимы.

8.

Дифференциация звуков

З и Зь

Дифференциация твердости и мягкости согласных  звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Закрепление способов обозначения мягкости  согласных  на письме.

9.

Дифференциация звуков

С и З

Дифференциация понятий, звонкость и глухость  согласных  звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение.

Слова паронимы. Предлоги.

10.

Дифференциация звуков

С и Зь

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных

Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости.

11.

Постановка звука Ц и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом  слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ц  среди  других  звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Единственное и множественное  число глаголов. Спряжение глаголов.

12.

Дифференциация звуков

Ц-Ть

Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа.

Определение рода существительных

13.

Дифференциация звуков

С-Ц

Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Словообразование существительных  от существительных

Шипящие звуки

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания шипящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука Ш

Выделение первого и последнего хорошо произносимого  согласного звука в слове. Учить слышать среди других  звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии.

3.

Автоматизация звука Ш

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его  в словах. Развитие навыков звуко-буквенного

Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким  звуком стоит.

Образование множественного числа существительных. Согласование количественных  числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Ж и автоматизация его

Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них

Обогащение словарного запаса  словами со звуком Ж

5.

Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш).

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности  звуков в слове, какой по счету звук, за каким  или  перед  каким  звуком  звук Ж.

Р.П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи.

6.

Дифференциация звуков

Ш-Ж

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков..

Развитие связной речи

7.

Дифференциация звуков

С-Ш

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Развитие связной речи

8.

Дифференциация звуков

З-Ж

Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки.

Развитие связной речи

9.

Постановка звука Ч и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом  слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ч  среди  других  звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные  суффиксы  существительных)

10.

Дифференциация звуков С-Ч

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

11.

Дифференциация звуков Ч-Ц

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости  этих  звуков.

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

12.

Постановка звука Щ и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом  слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Щ  среди  других  звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи

13.

Дифференциация звуков Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах. Ударение.

Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи

14.

Дифференциация звуков Ш-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

15.

Дифференциация звуков

Ц-Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах

Развитие связной речи

16.

Дифференциация звуков

Щ-С

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах

Развитие связной речи

Звук Л

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания шипящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука Л

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука  в слове, умения слышать  звук «Л» в начале и в конце  слова, развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом  занятии.

3.

Автоматизация звука Л;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах  на слух. Развитие навыков  звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы.

Определение последовательности  звуков в слове:  какой по счету, за каким  звуком  стоит. Ударение.

Образование множественного числа существительных.

Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Ль

Учить слышать звук Ль  среди звуков, слогов, определить его место  в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р.п. существительных.

5.

Автоматизация звука Ль;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах.

 Развитие связной речи.

6.

Дифференциация звуков

Л-Ль

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости  этих  звуков.

Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи.

7.

Дифференциация звуков

Л-В

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Слова-паронимы. Развитие связной речи.

Звук Р

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания шипящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука Р

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука  в слове, умения слышать  звук «Л» в начале и в конце  слова, развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом  занятии.

3.

Автоматизация звука Р;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных  суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед.числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные  предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных  значений  предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» антонимы. Словообразование :глагольные приставки. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р).

Учить слышать этот звук среди других звуков.слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение

Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых  с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов.

5.

Дифференциация звуков

Р-Рь

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков.

Развитие связной речи.

6.

Дифференциация звуков

Р-Л

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи.

7.

Дифференциация звуков

Рь-Ль

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Антонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2015-2016 гг. учебный год в соответствии с ФГОС для второй младшей группы

I. Пояснительная запискаРабочая  программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной  общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией ...

Календарно - тематическое планирование в средней логопедической группе на 2015 - 2016 учебный год

Данный материал содержит в себе непосредственно - образовательную деятельность детей средней логопедической группы. НОД - это 3 подгрупповых занятия в неделю с детьми логопедической группы. Каждое зан...

Аналитические справки за 2014-2015, 2016-2016 учебный год

Про­ана­ли­зи­ро­вав ре­зуль­та­ты ра­бо­ты за учебный год, мо­ж­­но сде­лать сле­­д­у­ю­щий вы­вод: ра­бо­та по ре­а­­л­и­­за­ции по­­ст­а­в­л­ен­ных за­дач про­шла ус­пеш­но. На это ука­зы­ва­ет кол...

Календарно-тематическое планирование физкультурных праздников и досугов на 2017 – 2018 учебный год

Данная разработка будет интересна инструкторам по физической культуре, воспитателям и методистам ДОУ. В графе «Примечания» находятся ссылки на уже опубликованные сценарии проведённых мероп...

Календарно-тематическое планирование по 1 младшей группе за 2017-2018 учебный год

Календарно-тематическое планирование по 1 младшей группе за 2017-2018 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по 2 младшей группе за 2017-2018 учебный год

Календарно-тематическое планирование по 2 младшей группе за 2017-2018 учебный год...