Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В планировании отображены основные этапы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
индивидуально-подгрупповой работы
по коррекции звукопроизношения
на 2015-2016 учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный
Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
-формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
-в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
-укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
-развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С,З, Ц, Сь,Зь
шипящий Ш
сонорЛ
шипящийЖ
сонорыР, Рь
шипящие Ч,Щ
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения:
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ,Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р- Й, Ль-Л;
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.
№ п\п | Этапы в содержание работы по коррекции фонетических нарушений речи | Содержание работы по коррекции фонематической системы речи | Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане) | Кол-во часов | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Свистящие звуки | |||||
1. | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания свистящих звуков | Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. | |||
2. | Постановка звука С | Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. | Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом занятии. | ||
3. | Автоматизация звука С; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение. | Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи. | ||
4. | Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С). | Учить слышать звук Сь среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. | Повелительная форма глагола, изменение существительных по падежам. | ||
5. | Дифференциация звуков С-Сь | Дифференциация на слух звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги. | Животные и их детеныши. | ||
6. | Постановка звука З и автоматизация его | Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук З среди других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение. | Образование множественного числа существительных. Закрепление навыков построения предложения. | ||
7. | Постановка звука Зь и автоматизация его | Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь среди других звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости звука. Ударение. | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Антонимы. | ||
8. | Дифференциация звуков З и Зь | Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме. | ||
9. | Дифференциация звуков С и З | Дифференциация понятий, звонкость и глухость согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение. | Слова паронимы. Предлоги. | ||
10. | Дифференциация звуков С и Зь | Закрепление понятий твердости и мягкости согласных | Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости. | ||
11. | Постановка звука Ц и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. | Учить слышать звук Ц среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. | Единственное и множественное число глаголов. Спряжение глаголов. | ||
12. | Дифференциация звуков Ц-Ть | Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. | Определение рода существительных | ||
13. | Дифференциация звуков С-Ц | Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Словообразование существительных от существительных | ||
Шипящие звуки | |||||
1. | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков | Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. | |||
2. | Постановка звука Ш | Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове. Учить слышать среди других звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии. | ||
3. | Автоматизация звука Ш | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его в словах. Развитие навыков звуко-буквенного Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. | Образование множественного числа существительных. Согласование количественных числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи. | ||
4. | Постановка звука Ж и автоматизация его | Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них | Обогащение словарного запаса словами со звуком Ж | ||
5. | Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш). | Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком звук Ж. | Р.П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи. | ||
6. | Дифференциация звуков Ш-Ж | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков.. | Развитие связной речи | ||
7. | Дифференциация звуков С-Ш | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Развитие связной речи | ||
8. | Дифференциация звуков З-Ж | Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки. | Развитие связной речи | ||
9. | Постановка звука Ч и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. | Учить слышать звук Ч среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные суффиксы существительных) | ||
10. | Дифференциация звуков С-Ч | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Спряжение глаголов. Развитие связной речи | ||
11. | Дифференциация звуков Ч-Ц | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков. | Спряжение глаголов. Развитие связной речи | ||
12. | Постановка звука Щ и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. | Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи | ||
13. | Дифференциация звуков Ч-Щ | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах. Ударение. | Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи | ||
14. | Дифференциация звуков Ш-Щ | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах | Спряжение глаголов. Развитие связной речи | ||
15. | Дифференциация звуков Ц-Ч-Щ | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах | Развитие связной речи | ||
16. | Дифференциация звуков Щ-С | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах | Развитие связной речи | ||
Звук Л | |||||
1. | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков | Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. | |||
2. | Постановка звука Л | Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии. | ||
3. | Автоматизация звука Л; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение. | Образование множественного числа существительных. Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи. | ||
4. | Постановка звука Ль | Учить слышать звук Ль среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. | Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р.п. существительных. | ||
5. | Автоматизация звука Ль; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах. | Развитие связной речи. | ||
6. | Дифференциация звуков Л-Ль | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков. | Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи. | ||
7. | Дифференциация звуков Л-В | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Слова-паронимы. Развитие связной речи. | ||
Звук Р | |||||
1. | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков | Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. | |||
2. | Постановка звука Р | Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии. | ||
3. | Автоматизация звука Р; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед.числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных значений предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» антонимы. Словообразование :глагольные приставки. Развитие связной речи. | ||
4. | Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р). | Учить слышать этот звук среди других звуков.слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение | Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов. | ||
5. | Дифференциация звуков Р-Рь | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков. | Развитие связной речи. | ||
6. | Дифференциация звуков Р-Л | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи. | ||
7. | Дифференциация звуков Рь-Ль | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Антонимы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2015-2016 гг. учебный год в соответствии с ФГОС для второй младшей группы
I. Пояснительная запискаРабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией ...
Аналитические справки за 2014-2015, 2016-2016 учебный год
Проанализировав результаты работы за учебный год, можно сделать следующий вывод: работа по реализации поставленных задач прошла успешно. На это указывает кол...
Календарно-тематическое планирование физкультурных праздников и досугов на 2017 – 2018 учебный год
Данная разработка будет интересна инструкторам по физической культуре, воспитателям и методистам ДОУ. В графе «Примечания» находятся ссылки на уже опубликованные сценарии проведённых мероп...
Календарно-тематическое планирование по 1 младшей группе за 2017-2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование по 1 младшей группе за 2017-2018 учебный год...
Календарно-тематическое планирование по 2 младшей группе за 2017-2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование по 2 младшей группе за 2017-2018 учебный год...
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной «Затейники» на 2019-2020 учебный год
....
Календарно - тематический план кружковой деятельности «Знатоки электроники» на 2019/2020 учебный год:
Календарно - тематический план кружковой деятельности «Знатоки электроники»на 2019/2020 учебный год:...