Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
индивидуальной и подгрупповой работы
при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Сонорная группа звуков (р, р', л, л')
Этапы работы | Содержание работы | Виды работ | Оборудование и материалы |
1-й этап: «Развитие общей и речевой моторики» | Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков) 1.Ходьба. 2.Гимнастика рук и ног. 3.Гимнастика туловища. 4.Комплексная гимнастика конечностей и туловища. 5.Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки. | 1) Выполнение гимнастических упражнений. 2) Игры по развитию координации и чувства ритма. | |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков) 1)Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев); проба «ребро –кулак –ладонь» 2)Вычерчивание фигур. 3)Обведение шаблонов. 4)Вырезание ножницами различных фигур. 5)Разбирание по сортам семян, мозаик – по цвету. 6)Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. 7)Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары. 8)Показывание пальцев по 2 и по 3. 9)Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели. | 1)Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 2)Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда. 3)Самостоятельная работа дома. | Комплекты пластинок; ножницы; трафареты; мозаики; мячи; резиновая груша; пластилин, скакалки | |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. | 1.Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: - «Делай так»; - «Что изменилось?»; - «Чего не стало?»; - «Составление целого предмета из частей»; - «Найди фигурку по подобию»; - «Кто больше запомнит или увидит» | Предметные картинки; игрушки; дидактические игры. | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 1.Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: - «Скал»; - «Хоботок»; - «Хоботок» с последующим «оскалом»; - «Трубочка»; - раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы; - удерживание бумажных трубочек; - комбинированные упражнения под счёт. 2.Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: - язык широкий («лопаткой»); - язык узкий («жалом»); - поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд; - поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы; - язык вправо – влево; - втягивание и вытягивание широкого языка; - удерживание языка в состоянии покоя; - присасывание спинки языка к небу; - прищёлкивание; - комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти. П р и м е ч а н и я: при парезах наиболее трудным является подъём языка; для дизартриков – дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно - артикуляторных мышц | 1)Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2)Самостоятельные упражнения. 3)Отработка артикуляционных движений под счёт. 4) Выработка кинестетических ощущений для данного звука. 5)Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор 6)Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки»). | Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки. | |
2-й этап: «Постановка и коррекция звука» | Знакомство с артикуляцией звука. | 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2)Показ профиля данного звука. 3)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5)Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков). 6)Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков) | Зеркала настольные; зеркало настенное; профили звуков; шпатели; игровой материал. |
Специальные упражнения для звука (Р) 1.Работа над вспомогательными звуками: - многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное «от –т-т»); - присоединение голоса («д-д-д»); - выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т-т-т- ттрррр») 2.Механическая помощь при постановке звука: - удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; - вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще – «дддд» (упражнение «Балалайка») | Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: - игры на выработку вибраторных движений кончика языка; - работа над силой выдоха; - имитационные игры | Полоски бумаги; карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; лодочки разных размеров; воздушные шарики; игрушка «Тёщин язык» | |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1)Игра в «болтушку» или «индюшку»: язык высунут и на звук (А) болтается между зубами. 2)»Фырканье лошади» - тип кучерского «р» («тпррр» - задувание и дрожание обеих губ). 3)Растягивание уздечки в случае бокового произношения | |||
Первый способ: вызывание межзубного (Л): - «Улыбка»; - прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); - так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса Второй способ: постановка звука (Л) от вспомогательных звуков (А) или (Ы): - «Качели» (для губного (Л); - «Качели» с одновременным произнесением «А-А-ААА» или «ы ы ыыы» Третий способ: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. | вата; бинт; спирт | ||
Коррекция звука Работа над: - точностью; - чистотой (без вспомогательных движений); - плавностью (без толчков); - силой ( с напряжением); - темпом (от замедленного к быстрому); - достижением устойчивости полученного результата | Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания. | ||
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1)Работа над голосом: - вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса; - произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса 2)Работа над дыханием: - выработка плавного длительного выдоха; - работа над силой выдоха | |||
3-й этап: Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико- синтетической деятельности | Работа над звуком 1)Звук в слоге: - открытом; - закрытом; - в звукосочетаниях 2)Звук в слове: - в начале; - в середине; - в конце; - в сочетаниях с гласными 3)Звук в предложении. 4)Звук в тексте 5)Пословицы, поговорки, стихи 6)Скороговорки | 1)Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4)Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. 6)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. | Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки к загадкам и скороговоркам |
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Узнавание звука на фоне слога, слова | 1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 2)Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности. 3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов. 4)Игра «Услышь своё имя» 5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок). 6)Отхлопать ритмическую структуру слова | Сигнальные карточки | |
2)Формирование фонематического анализа | 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки 4)Определить количество звуков, слогов, слов. 5)Назвать звуки по порядку. 6)Назвать звук, который стоит перед данным и после него. | мячи; флажки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки | |
3)Развитие синтаксической деятельности. | 1)Игра с мячом «Доскажи словечко» 2)Составь из букв разрезной азбуки слово 3)Игра «Умный телефон» | ||
4)Развитие фонематических представлений. | 1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2)Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3)Подобрать картинки на заданный звук 4)Преобразовать слова: - добавить начальный или конечный звук; - изменить гласный или согласный; - назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке; - работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки); - разгадывать ребусы, шарады. | Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. | |
5)Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | 1)Пересказ различных текстов. 2)Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам; - на заданную тему; - придумывание части рассказа 3)Инсценирование сказок. 4)Работа со сказками-фильмами. | Игрушки: сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; проигрыватель, проектор; сборники по исправлению недостатков произношения. | |
4-й этап: «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком» | 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2)Введение звука в самостоятельную речь. | - Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – СПб., 2002. - Соколенко Н.И.. Посмотри и назови. Т.2 – С.- Пб., 1997. - Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003. - Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – СПб., 1997. - Буденная Т.В., Логопедическая гимнастика. – СПб., 2001. - Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999. - Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – СПб., 2003. - Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для непослушных звуков- Ярославль, 2004. |
Перспективное планирование
индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Свистящая и шипящая группа звуков (с), (с'), (з), (з'), (ш), (ж), аффрикат (ц).
Этапы работы | Содержание работы | Виды работ | Оборудование и материалы |
1-й этап: «Развитие общей и речевой моторики» | Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков): - ходьба; - гимнастика рук и ног; - гимнастика туловища - комплексная гимнастика конечностей и туловища; - упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки | 1)Выполнение гимнастических упражнений 2)Игры для развития координации и чувства ритма | - |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков): - «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»; - вычерчивание фигур; - обведение шаблонов; - вырезание ножницами различных фигур; - разбирание по сортам семян, мозаик –по цвету; - лепка, штриховка, рисование по пунктиру; - складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары; -показывание пальцев по 2 и по 3; - сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели | 1)Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 2)Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда. 3)Самостоятельная работа дома | Комплекты пластинок; ножницы; трафареты; мозаика; мячи; резиновая груша; пластилин, скакалки. | |
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти. | 1)Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: - «Делай так»; - «Что изменилось?»; - «Чего не стало?»; - «Составление целого предмета из частей»; - «Найди фигурку по подобию»» - «Кто больше запомнит или увидит» | Предметные картинки; игрушки; дидактические игры. | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 1)Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: -«Лопатка», «Блинчики», «Лепёшка»; - «Чашечка», «Ковшик»; - «Заборчик» - «Рупор»- «Трубочка»; - «Горка», «Киска сердится»; - «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»; - удерживание бумажных трубочек; - комбинированные упражнения под счёт 2)Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: - язык широкий («чашечкой»); - «Язык узкий («горкой»); - «поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд; - поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы; - «Качели»; - втягивание и вытягивание широкого языка; - удерживание языка в состоянии покоя; - упражнение в произнесении звуков т-с; - прищёлкивание; - комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти. П р и м е ч а н и я: при парезах наиболее трудным является подъём языка; для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно -артикулярных мышц | 1)Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые). 2)Самостоятельные упражнения 3)Отработка артикуляционных движений под счёт 4)Выработка кинестетических ощущений для данного звука. 5)Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. 6)Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.) | Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки; кусочки ваты, бумаги. | |
2-й этап: «Постановка и коррекция звука» | Знакомство с артикуляцией звука | 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2)Показ профиля данного звука 3)Показ положения языка кистью руки 4)Наглядная демонстрация желобка по сигнальной линии языка 5)Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков) 6)Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков) | Зеркала настольные; зеркало настенное; профили звуков; шпатели; игровой материал. |
Специальные упражнения для звуков (с), (с'), (з), (з') (ц) 1.Работа над вспомогательными звуками: - многократные удары кончика языка у верхних десен (щепотное – с нижнего подъёма «т – т- т»); - с присоединением голоса («д – д – д»); - выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с» 2.Механическая помощь при постановке звука: - удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; - образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка») | Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: - игры на выработку вибраторных движений кончика языка; - работа над силой выдоха; - имитационные игры | Полоски бумаги; карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; лодочки разных размеров; воздушные шарики; игрушка «тещин язык» | |
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно): - игра в «Ути»; - массаж языка в случае бокового произношения | |||
Специальные упражнения для звуков (ш), (ж): первый способ: от «Чашечки»; второй способ: постановка звука (ш) от (р);третий способ: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от (с) | Шпатели логопедические; зонды логопедические массажные; вата, бинт, спирт | ||
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1.Работа над голосом: - вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса; - произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса 2.Работа над дыханием: - выработка плавного длительного выдоха; - работа над силой выдоха | Различение тёплой – холодной воздушной струи | ||
3-й этап: «Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности» | Работа над звуком 1)Звук в слоге: - открытом; - закрытом; - в звукосочетаниях 2)Звук в слове: - в начале; - в середине; - в конце; - в сочетаниях с гласными 3)Звук в предложении 4)Звук в тексте 5)Пословицы, поговорки, стихи 6)Скороговорки | 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2)Работа с таблицами; 3)Работа с игровым материалом, картинками; 4)Чтение текстов; 5)Работа с деформированным текстом; 6)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок | Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки к загадкам и скороговоркам |
Развитие фонематического восприятия. Аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений. 1)Узнавание звука на фоне слога, слова. | 1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 2)Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности. 3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов. 4) Игра «Услышь своё имя». 5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок) 6)Отхлопать ритмическую структуру слова | Сигнальные карточки | |
2)Формирование фонематического анализа. | 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков, слогов, слов 5)Назвать звуки по порядку. 6)Назвать, какой звук стоит перед данным и после него | Мячи; флажки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки. | |
3)Развитие синтетической деятельности. | 1)Составить из названных звуков слог, слово. 2)Игра с мячом «Доскажи словечко» 3)Составить из букв разрезной азбуки слово 4)Игра «Умный телефон» | Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными буквами, слогами | |
4)Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | 1)Пересказ различных текстов. 2)Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам; - на заданную тему; - придумывание части рассказа. 3)Инсценирование сказок 4)Работа со сказками-фильмами. | Игрушки; сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; проигрыватель, проектор; сборники по исправлению недостатков произношения | |
4-й этап: «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком | Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. | - Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – СПб., 2002 - Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – СПб., 1997 - Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003 - Лопухина И. Логопедия: Речь, ритм, движение. – СПб, 1997. - Буденная Т.В., Логопедическая гимнастика. – СПб, 2001 - Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов – М., 1999 - Гадасина Л.Я., Ивановкая О.Г. Воспитание звуком.- СПб., 2003 - Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
Перспективный план разработан с учётом нарушаемых звуков у детей дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу для детей с ОНР...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работыпри коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С\' ], [ З ], [ З\' ], [ Ш], [...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Сонорная группа звуков ( [р], [р\'], [л],[л\'])...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения
Планирование работы...
Планирование индивидуальных, подгрупповых занятий по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая группа звуков
Планирование индивидуальных, подгрупповых занятий по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая группа звуков...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])...
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи....