Игры и упражнения на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха
учебно-методический материал по логопедии
Фонематический слух - это способность человека к различению отдельных звуков.
Фонетическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет» .
В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 - 6 - летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического слуха. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи - фонемы. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой.
Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.
Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_fonem._sluha.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха
Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.
1 этап – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
«Слушаем тишину»
Предложите детям закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда дети откроют глаза, спросите их, что за звуки они услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.
«Скажи, что ты слышишь?»
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Узнай по звуку»
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Поставь по порядку»
Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он
должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".
«Коробочка гремит»
Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
«Найди звук»
Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.
«Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
«Извлекаем звуки из всего»
Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.
Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.
Хорошо развивают физиологический слух упражнения на развитие чувства ритма.
«Кто стучится?»
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /.Затем предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
«Капельки»
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
2 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА
Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.
«Метель»
Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие
«Дует ветер»
Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
«Громко-тихо»
Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.
«Три медведя»
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
«Близко – далеко»
Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .
«Угадай кто»
Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. С целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
«Эхо»
Группа детей произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав! корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
«Громко – тихо»
Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.
«Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
«Аленушка-ревушка»
Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:
У нас живет Аленушка,
Плакса девочка и ревушка.
Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.
Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.
«Знайки»
Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик". –
"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".
«Кто стонал?»
Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? "
"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом).
Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.
Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? "Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О"
(стон передайте низким голосом).Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?
Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О
высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина".
3 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.
«Найди нужную картинку»
Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:
крыша – крыса; тачка – точка; удочка – уточка; коза – коса; ком – дом; лак – рак; ложки – рожки; мука – рука; тень – день; башня – пашня и так далее.
Взрослый называет предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.
«Нелепица»
Педагог называет картинку то правильно, то неправильно;
Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.
«Хлопни – топни»
Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
«Исправь ошибки»
Попросите ребенка помочь навести порядок – исправить ошибки.
К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
У дедушки на груди педаль (медаль)
Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
На асфальт упала лень (тень)
Из трубы идет дом (дым)
В океане живет кит (кот)
Спит на заборе кит (кот)
Дедушка с пасеки принес лед (мед)
Над чайником шар (пар)
Любит кушать шубу соль (моль)
Моряки зашли в торт (порт)
У слона вместо носа робот (хобот)
Наступил новый пень (день)
В лесу течет печка (речка)
Жучка доедает будку (булку)
Орехи в дупло несет булка (белка)
Папа в трамвае взял жилет (билет)
На пальме растут бараны (бананы)
«Поэт»
Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные…
(перина, подушка, рубашка)
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту…
(тумбочку, дверь, книгу)
От грязнули даже стол
Поздним вечером…
(сбежал, ушел, ускакал)
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то…
(спички, щетку, ложку)
Тебе кукла, а мне - мячик.
Ты девочка, а я.
(игрушка, медведь, мальчик)
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я…
(сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую…
(лису, белку)
Опустела мостовая,
И уехали…
(автобусы, трамваи, такси)
Двор в снегу, белы дома.
«Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша
«Подбери нужное слово»
Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам—всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
4 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ
«Повторюшки»
Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:
со сменой ударного слога: тата-та, тата-та, тата-та;
с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
«Сигнальщик»
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
«Стоп–слоги»
Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».
5 этап – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ
«Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
«Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
«Повторялки» Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
«Что просит мышка»
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.
Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
«Доскажи словечко»
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его…(белка) .
«Звук заблудился»
Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный дуб (суп).
Много снега во дворе –
Едут танки (санки) по горе.
«Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
«Найди звук»
1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
6 этап – ОСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.
«Прохлопаем слова»
Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.
«Определи общий звук»
Взрослый произносит несколько слов, в каждом из которых есть один и тот же звук: робот, корона, топор, парта и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Внимательный слушатель»
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
«Нужное слово»
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Назови любой предмет в комнате с заданным звуком. Например: название какого предмета заканчивается на А; начитается на С; в середине какого слова звук Т и т.д. То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации, имена любимых героев, персонажей сказок, мультфильмов.
«Непослушные звуки»
Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.
«Назови по звукам слово»
Назови по звукам слово: нос – н, о, с; кошка – к, о, ш, к, а. Со временем слова усложняются.
«Подбери слово»
Вспомни название птицы (животного, продукты, имена, посуда, одежда…), в котором был бы последний звук слова мотор. (Воробей, грач…)
Подбери такое слово, чтобы первый звук был бы К, а последний – А (картина, косточка, курица, карета…).
«Цепочка слов»
Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Игру можно проводить в устной форме.
«Измени первый звук»
Взрослый называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Дидактические игры для формирования и развития фонематического восприятия"
Дидактические игры для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия...
Игры, игровые упражнения и задания на развитие фонематического слуха.
Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устно...
Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.
Цель игровых упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей....
Система работа по формированию и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР через игру
В данной работе представлена система работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста...
развитие фонематического восприятия и слуха
материал направлен на развитие фонематического восприятия...
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха.
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха....
Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха". Информация для родителей детей старшей группы
Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха"...