Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха". Информация для родителей детей старшей группы
презентация к уроку (старшая группа)

Васильева Софья Сергеевна

Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия и слуха. Основы правильного звукопроизношения. Презентацию составила: Васильева Софья Сергеевна

Слайд 2

способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Слайд 3

это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие определять звуковую структуру слова, его «слоговой скелет».

Слайд 4

- лучше воспринимает и различает окончания слов; - воспроизводит слоговую структуру слова; - выделяет предлоги в предложении; - может расчленить слово на составляющие его звуки.

Слайд 5

воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно)

Слайд 6

Какие ошибки может допускать ребёнок?

Слайд 7

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг») 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»). 3. Замены свистящих звуков ([С], [З], [Ц] шипящими [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]), («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.) 4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ([Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]), («глачи» вместо «грачи»).

Слайд 8

Как правильно развивать фонематический слух?

Слайд 9

1 этап - развитие восприятия неречевых звуков - «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц, и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами. - «Волшебная палочка». Предложите ребёнку взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам , находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, что это за звук

Слайд 10

1 этап - развитие восприятия неречевых звуков - «Сказочные голоса». Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. - «Где позвонили?». Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук , и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. - «Подбери картинку или игрушку!». Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали , что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

Слайд 11

2 этап - развитие восприятия речевых звуков - «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши». Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д. - «Отгадай слово». Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). - «Добавлялки». Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш] ..уба (шуба).

Слайд 12

Анализ звукового состава слова - «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук [М] : мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. - «Придумать слова с заданными звуками». Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука. - «Назови картинки». Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д. - «Прохлопай слово». Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма - ли - на (3 слога).

Слайд 13

Задачи на год по развитию речи • формирование способа вычленения звука из слова, умение называть вы­деленный звук; • выделение отдельных звуков из слов; правильная и от­четливая артикуляция звуков; • чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в поло­сти рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие го­лоса; • различение звуков, близких по произнесению и звуча­нию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м'], [в], [в'], [к], [к], [п], [«'],[с],[с'], [и]; • условные обозначения гласных, твердых и мягких со­гласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; • ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова; • последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы; • ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы; • формирование умения составлять предложение и выде­лять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение; • уточнение и обогащение словарного запаса; формирова­ние умения говорить достаточно громко, не торопясь, лите­ратурно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.

Слайд 14

спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Консультация для родителей детей старшей группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей детей старшей группыТема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Информация для родителей воспитанников старшей группы по теме недели "День знаний"

Информация для родителей воспитанников старшей группы по теме недели "День знаний"...

Информация для родителей воспитанников старшей группы по теме недели "День знаний"

Информация для родителей воспитанников старшей группы по теме недели "День знаний"...

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...