Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха". Информация для родителей детей старшей группы
презентация к уроку (старшая группа)
Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие определять звуковую структуру слова, его «слоговой скелет».
- лучше воспринимает и различает окончания слов; - воспроизводит слоговую структуру слова; - выделяет предлоги в предложении; - может расчленить слово на составляющие его звуки.
воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно)
Какие ошибки может допускать ребёнок?
1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг») 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»). 3. Замены свистящих звуков ([С], [З], [Ц] шипящими [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]), («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.) 4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ([Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]), («глачи» вместо «грачи»).
Как правильно развивать фонематический слух?
1 этап - развитие восприятия неречевых звуков - «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц, и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами. - «Волшебная палочка». Предложите ребёнку взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам , находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, что это за звук
1 этап - развитие восприятия неречевых звуков - «Сказочные голоса». Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. - «Где позвонили?». Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук , и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. - «Подбери картинку или игрушку!». Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали , что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
2 этап - развитие восприятия речевых звуков - «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни в ладоши». Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д. - «Отгадай слово». Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). - «Добавлялки». Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш] ..уба (шуба).
Анализ звукового состава слова - «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук [М] : мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. - «Придумать слова с заданными звуками». Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука. - «Назови картинки». Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д. - «Прохлопай слово». Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма - ли - на (3 слога).
Задачи на год по развитию речи • формирование способа вычленения звука из слова, умение называть выделенный звук; • выделение отдельных звуков из слов; правильная и отчетливая артикуляция звуков; • чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса; • различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м'], [в], [в'], [к], [к], [п], [«'],[с],[с'], [и]; • условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; • ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова; • последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы; • ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы; • формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение; • уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.
спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Консультация для родителей детей старшей группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей детей старшей группыТема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...
Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.
Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»
Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....
консультация с родителями детей старших группы на тему: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»
Цель: формирование педагогической компетенции родителей по теме: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»....

Консультация для родителей детей старшей группы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
консультация...

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...