развитие фонематического восприятия и слуха
картотека по логопедии
материал направлен на развитие фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека упражнений на развитие фонематического восприятия | 93.47 КБ |
Предварительный просмотр:
|
|
губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
|
т.п.) помещаются сыпучие продукты с частицами: различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. |
+ ++ и т.д. Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком — длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты рит- и т.д. В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности. |
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
И т. п. При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей. . Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. |
УПРАЖНЕНИЕ № 8 Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукоком плексы различным по силе голосом (громко, тихо).
УПРАЖНЕНИЕ № 9
А — плачет, кричит девочка А — показывают горло врачу А — поет певица А — качаем малыша УПРАЖНЕНИЕ № 10 Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п. |
УПРАЖНЕНИЕ № 11 Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ БАНАН БАВАН АНЬБОМ АПЬНОМ БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ ВИТАМИН ВИТАНИИ КЛЕТКА КЪЕКТА МИТАНИН МИТАВИН КЪЕТКА КВЕКТА ФИТАМИН ФИТАВИН КЛЕТТА ТЛЕКТА ВИТАЛИМ ВИТАН ИМ ТЛЕТКА КВЕТКА Ребенок каждый раз поднимает соответствуюший кружок. |
мак—бак—так моток—каток—поток ток—тук—так батон—бутон—бетон бык—бак—бок будка—дудка—утка дам—дом—дым нитка—ватка—ветка ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка тыква—буква—будка
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков. УПРАЖНЕНИЕ № 13
канава—канава—какао—канава ком—ком—кот—ком
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок
будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт
минута—монета—минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет билет—балет—балет—балет дудка—будка—будка—будка |
УПРАЖНЕНИЕ № 14 Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан пятка—ватка—лимон—кадка ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток и т.п.
затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е: мак—дом—ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток) калитка—дом—каток (улитка, гном, платок, листок, ком) При трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги. |
Ой, ребята, верь, не верь — Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой) От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал) Две лисички, две сестрички Отыскали где-то... (спички, щетку, ножик) Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси) Говорила мышка мышке: — До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки) Сел в машину верный пёс, У него в чернилах... (лапа, шея, нос) В выходной пошли куда-то Мама, папа и... (детишки, ребята, малыши) Катя Лену просит дать Краски, карандаш,., (ручку, тетрадь, книгу) При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает дву стишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие. |
УПРАЖНЕНИЕ № 17 Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму: Портфель я выронил из рук, Шёл по лесу шустрый мишка, Здесь в лесу есть злые звери, Тише, Танечка, не плачь, Как-то вечером две мышки Не полезет Влад на ель, «Я трудиться не привык!» — Мы собирали васильки, Пёс козе принёс букет, Ветер, ветер, ты могуч, То назад, то вперёд Не дрожи, Серёжка, |
Я тебе задачу дам — всё расставить по местам: Что скатали мы зимой?.. Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может всё, хоть ростом мал?.. Я ещё задачу дам — всё расставить по местам: {СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА) Что стащил игривый кот?.. Детям мамочка плетёт?.. С гор спускается, течёт?.. Что за скользкий, ровный лёд?.. (КАТОК, ПОТОК ВЕНОК, МОТОК) Понятия МОТОК и ПОТОК уточняются с детьми до начала упражнения.
та—та—та па—па—па ка—ка—ка та—та—та па—па—па ка—ка—ка та—та—та па—па—па ка—ка—ка фа—фа—фа на—на—на ва—ва—ва ба—ба—ба ма—ма—ма га—га—га |
та—то—ту ну—ны—на бо—ба—бы ты—та—то но—на—ну бу—бо—ба. му—мы—ма да—ды—до па—пу—по мо—ма—мы ду—ды—да ку—ко—ка ва—ву—во И т. п.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками. та—ка—па па—ка—та ка—на—па га—ба—да фа—ха—ка ка—фа—ха ба—да—га ва—ма—на ма—на—ва И т.п. То же с гласными О, У, Ы. УПРАЖНЕНИЕ № 22
па—ба та—да по—бо ка—га пу—бу фа—ва пы—бы са—за ша—жа . (То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога: па—ба—па та—да—та ва—фа—ва по—бо—по да—та—да фа—ва—фа пу—бу—пу ка—га—ка , са—за—са пы—бы—пы га—ка—га |
ма—мя мо—мё му—мю мы—ми ва—вя во—вё ву—вю вы—ви та—тя то—те ту—тю ты—ти ба—бя бо—бё бу—бю бы—би да—дя до—дё ду—дю ды—ди фа—фя фо—фё фу—фю фы—фи
па—тпа на—пна та—пта ка—фка фа—тфа ка—тка та—фта ка—пка ма—кма та—кта на—фна на—кна То же с гласными О, У, Ы. УПРАЖНЕНИЕ № 25 кта—кто—кту—кты кна—кно—кну—кны фта—фто—фту—фты фка—фко—фку—фкы И т. п. |
Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении. пта—тпа кта—тка фта—тфа пка—кпа фка—кфа хта—тха фпа—пфа гда—дга вба—бва Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения со- гласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно. Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д. |
Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных звуков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков. М — корова мычит Н — девочка плачет В — ветер воет Ф — фонтан шумит К — каблучки стучат Т — молоточек стучит П — паровозик пыхтит X — греем руки С — качаем насос 3 — комарик звенит Ц — тише, спит малыш Звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д. Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки. |
Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, ypoжай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть. Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У. Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У, УПРАЖНЕНИЕ № 30
Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака. Объяснить выделенные слова. Назвать 5-8 слов с первым звуком А. УПРАЖНЕНИЕ № 31 |
Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.
Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики. |
АУ УАИ УА АИУ АИ АУИ ИА ИУА ИУ УИА УИ ИАУ Пример. АУИ: 1 -й - А, 2-й - У, 3-й - И.
Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло. Объяснить выделенные слова. Определить, есть в слове звук М или нет. Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза. Определить, где слышится звук М — в начале, в середине или в конце слова. Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, > гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, | мука, море. Определить, в каком из двух слов слышится звук М. Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бечзин зайка — майка, мыло — шило. |
Определить первый звук в словах. Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки. Объяснить выделенные слова. Определить, в каком из двух слов есть звук В. Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама. Выделить голосом, «нажать» на звук В. Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава. Объяснить выделенные слова.
Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться. Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н. Определить, есть в слове звук Н или нет. Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка. Определить, в каком из двух слов есть звук Н. Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный — золотой, канава — забава, заноза — угроза. |
УПРАЖНЕНИЕ № 39
Определить, есть в слове звук Ф или нет. Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон. Определить, в каком из двух слов есть звук Ф. Кошка — кофта, фантик — бантик, фонтан — тахта, фрукты— продукты, враг — флаг, косточка — форточка, косой — фасоль, пары — фары, нота — фото.
|
Подобрать в рифму названия овощей со звуком К. Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!
УПРАЖНЕНИЕ №41
маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К». Рама — рамка, яма —... репа —... вата —... лапа — ... пена —... панама —... лопата —... картина —... корзина —... монета —... солома —... чаша —... репа —... липа —... нора —...
|
Объяснить выделенные слова. Определить, в каком из двух слов есть звук Т. Тыква — буква, батон — диван, ворота — ворона, плита — слова, томат — гамак, халат — халва, билеты — бананы, бритва — брови, ноты — ночи, шутка шапка, ракета — рубашка, забота — заноза, густой — кривой, злой — твой, нитка — миска.
AT—AT—AT, у Толи самокат. УТ—УТ—УТ, дети побегут. ТО—ТО—ТО, новое пальто. ТЫ—ТЫ—ТЫ, в комнате коты. ОТ—ОТ—ОТ, это бегемот. ТА—ТА—ТА, новая плита. ТУ—ТУ—ТУ, конфету дам коту. Назвать слова со звуком Т. |
Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, стоп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копать, липкий, крепкий, лампа, шапка, купальник, лопата. Объяснить выделенные слова. Определить, в каком из двух слов есть звук П. Панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка - нотка, кошка — кепка, кивать — копать, урожай — попугай,
Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.
АК, ОК, УК, ИК, AT, ОТ, УТ, ИТ, AM, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ. |
«Нажать» в слове на звук X, выделить его. Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, I тахта. Объяснить выделенные слова. Выбрать из рассказа слова со звуком X. Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху. Выбрать из рассказа слова со звуком X. Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима! Выбрать слова со звуком X. Канат — халат — парад, голод — холод — молод, год — ход — пот, сор — хор — вор, муха — мука — рука, хата — вата — мята.
Определить первый звук в словах. Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около,овощи. Объяснить выделенные слова. Выбрать из рассказа слова со звуком О. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика. Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О. Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет. |
Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О). Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук. Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки," липы — липки, лапы — лапки, норы — норки. Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь. Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ. Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ. Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.
|
Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон. В каких словах после С слышится А? О? У? Ы?
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл", ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.
Цель игровых упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Игры и упражнения на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха
Фонематический слух - это способность человека к различению отдельных звуков.Фонетическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха.
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха....
Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха". Информация для родителей детей старшей группы
Презентация по теме: "Развитие фонематического восприятия и слуха"...