Тема: «Составление рассказа-описания «Кошка Мурка» с опорой на схему»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._pro_koshku_murku.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Составление рассказа-описания «Кошка Мурка»

с опорой на схему»

Цель:  Создание условий для формирования у детей навыка грамматически сформированного, связного описания с использованием метода наглядного моделирования.

Задачи:

  • формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);
  • расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;
  • развитие связной речи, закрепление умений отвечать на поставленные вопросы полными ответами с опорой на схему; 
  • воспитание чувства отзывчивости, доброты.

Оборудование: разрезные картинки по количеству детей, наборное полотно,

                  фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.

Ход НОД:

Этапы деятельности

Деятельность  педагога

Деятельность  детей

1.Организационный момент

 

Психогимнастика

Логопед встречает детей в зале, на стене-улыбающееся солнышко.

-Ребята, давайте поприветствуем гостей и друг друга :

«Доброе утро и солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.»

Подойдите к столу и сложите разрезные картинки.

-Кто у вас получился?

-Какое это животное, дикое или домашнее?    

 -Сейчас сядет тот, кто назовет своё домашнее животное и его детеныша.

Дети заходят в зал , встают около стульчиков.

Дети произносят вместе

Дети складывают картинки.

Собака,лошадь,корова,кролик..

Домашнее

Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, кролик – крольчонок и т.д.

2. Сообщение темы занятия

-А какое ещё домашнее животное вы знаете?

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Мне захотелось ей помочь.  А вы хотите ей помочь?

Давайте поможем.

Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки.). Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.

Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.

Да.

3. Составление предложений по схеме и вопросам.

На наборном полотне логопед располагает схему.

О ком будем рассказывать?

Что вы расскажите о Мурке?(С опорой на схему)

 

Какого она цвета?

А что у неё белого цвета?

А что ещё есть у кошки?

(схема)

А что можно сказать о глазах?

Что еще есть у Мурки?

Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)

Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?

Какие звуки издает кошка?

А что любит есть кошка?

А где живет кошка Мурка?

А как называются

 детеныши у кошки?

Какие они, расскажите о них?

Какую пользу приносят кошки человеку?

А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?

О кошке Мурке.

Рыжая с белыми пятнами.

Грудь и лапы.

Уши у Мурки маленькие, острые.

Глаза большие, зеленые.

А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост

У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.

Она мяукает, мурлычет, шипит.

Молоко, мясо, рыбу.

Дома у девочки Тани

Котята.

Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.

Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.

Мультфильм « Трое из Простоквашино» - кот

Матроскин, кот Леопольд и др.

4. Динамическая пауза.

Упражнение «Кошечка»

-Сейчас сделаем

разминку:

«А на солнце у дорожки

Вот клубком свернулась кошка,

Разомлела, развернулась

И на травке растянулась

А потом лежать устала,

А потом на лапки встала,

Спинувыгнула,прогнула,

Потянулась и зевнула.

Приседают и выгибают спину…

Движения выполняются в соответствии с текстом.

5. Развитие психологической базы

речи.

Логопед зачитывает рассказ-объявление: Все

ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).

Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида

кошки (Коллективное рассказывание)

6. Динамическая пауза

   Игра-развлечение    «Бедный котенок»

Логопед может помочь ребенку рассмешить, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.

Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы — чем уморительнее, тем лучше. Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький черненький котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается.

7. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.

Кто из вас расскажет о кошке? А я запишу на листке…объявление…

Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям

(дети  составляют рассказ с опорой на схему)

Образец описательного рассказа

Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.

8. Итог занятия

Ребята, как вы думаете, поможет наше  объявление  найти

 девочке Тане её кошку Мурку?

Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.

 Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

«Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему»

Занятие для детей старшей логопедической группы по развитию связной речи. Способствует формированию у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему); расширению и активиза...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Цель: формировать у детей у...

Занятие 31 Тема: «Составление рассказа-описания диких животных холодных стран с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план»

Занятие 31Тема: «Составление рассказа-описания диких животных холодных стран с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план»Цель: формирование умения составлять рассказ-...