Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Развитие связной речи. Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Заботина Лилия Петровна

Конспект непосредственной  образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе.

                                                                                                                                                 

 Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.                                   

Направление:                                                                                                                                                                

- Познавательно – речевое развитие                                                                                                                       

  - Социально - личностное развитие                                                                                                                     

Ведущая образовательная область:                                                                                                                                                             

 - Коммуникация                                                                                                                                                                                 

Цель: Научить детей составлению связного рассказа о домашних животных с опорой на схему.

Задачи:

Коррекционно-образователъные:                                                                                                                                                

  - закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилище, питании;

-       продолжение обучения связности, развернутости, непрерывности высказывания;

-       расширение словаря по теме «Домашние животные»;

-       совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:                                                                                                                                                         

 - развитие связной речи и общих речевых навыков (четкости, интонационной выразительности);

-       развитие внимания и мышления.

Коррекционно-воспитателъные:                                                                                                                                                                  

- формирование навыков сотрудничества,  доброжелательности, ответственности, инициативности;

-       воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Оборудование: - предметные картинки с изображением животных и их жилища;

-       план - схема рассказа о животных;

-       изображение скотного двора;

-       ПК оборудование с играми.

Предварительная работа: Отработка лексической темы «Домашние животные» на индивидуальных занятиях.

Ход занятия

Организационный этап                                                                                                                                                         

Краткая беседа о домашних животных

Основной этап

1.Загадки:                                                                                                                                                

2. Сюрпризный момент - письмо с просьбой о помощи со скотного двора 

3. Игра «Чей дом?»

4. Физкультминутка

5. Составление рассказа с опорой на схему

Итог занятия:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной  образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе.

                                                                                                                                                 

 Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.                                   Направление:                                                                                                                                                                - Познавательно – речевое развитие                                                                                                                         - Социально - личностное развитие                                                                                                                     Ведущая образовательная область:                                                                                                                                                              - Коммуникация                                                                                                                                                                                

Цель: Научить детей составлению связного рассказа о домашних животных с опорой на схему.

Задачи:

Коррекционно-образователъные:                                                                                                                                                  - закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилище, питании;

  • продолжение обучения связности, развернутости, непрерывности высказывания;
  • расширение словаря по теме «Домашние животные»;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:                                                                                                                                                          - развитие связной речи и общих речевых навыков (четкости, интонационной выразительности);

  • развитие внимания и мышления.

Коррекционно-воспитателъные:                                                                                                                                                                  - формирование навыков сотрудничества,  доброжелательности, ответственности, инициативности;

  • воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Оборудование: - предметные картинки с изображением животных и их жилища;

  • план - схема рассказа о животных;
  • изображение скотного двора;
  • ПК оборудование с играми.

Лексический материал:                                                                                                                                                                                               

1. Название домашних животных:

  • Лошадь - конь - жеребенок;
  • Коза - козел - козленок;
  •  Корова - бык - теленок;
  • Собака - пес - щенок;
  • Кошка - кот - котенок;
  • Свинья - кабан - поросенок;
  • Овца - баран - ягненок;
  •  крольчиха - кролик - крольчонок.

2. Жилища домашних животных:

  • конюшня;
  • коровник;
  • овчарня;
  • козлятник;
  • собачья будка;
  • свинарник;
  • клетка;
  • дом хозяина.

3. Пища:

  • кость, мясо;
  • сено, трава;
  • молоко.

4. Польза для людей:

  • охраняет дом;
  • перевозит груз;
  • дает молоко;
  • ловит мышей;
  • дает мясо;
  • дает шерсть и мех;
  • из пуха вяжут одежду.

Словарная работа: Скотный двор, жилище:

  • конюшня;
  • овчарня;
  • свинарник;
  • коровник;
  • козлятник.

Предварительная работа: Отработка лексической темы «Домашние животные» на индивидуальных занятиях.

Ход занятия

Организационный этап                                                                                                                                                         Логопед: Ребята, вы знаете кто такие домашние животные? Почему их так называют?

Дети: Потому что они живут рядом с домом человека.                                                                              Логопед: Правильно. Это животные, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Тот, кто правильно назовет домашнее животное, может пройти к столу.

(Дети называют по одному животному, если они называют не всех - логопед прибегает к помощи остальных детей).

Основной этап

1 .        Логопед: Ребята, для вашей группы пришло 2 письма.

Давайте прочитаем одно из них (открывает конверт).

А это загадки о домашних животных. Давайте попробуем их отгадать. Сядьте ровно, удобно и внимательно слушайте:

(чтение и отгадывание загадок) Если загадку отгадали правильно, на мониторе появляется отгадка.

Загадки:                                                                                                                                                       

Мягкие лапки, а в лапках - царапки.

Глазище, усище, хвостище,                                                                                                                        

Моется всех чище.(Кошка)

Борода да рожки бегут по дорожке. (Козел)

Длинное ухо, комочек пуха,                                                                                                                                          

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

Спереди - пятачок,                                                                                                                                            

Сзади - крючок,                                                                                                                                    

Посередине - спинка,                                                                                                                                              

А на ней щетинка. (Свинья)

Голодная - молчит, сытая - жует,                                                                                                                                          

Всем детям молока дает. (Корова)

Заворчал живой звонок ,                                                                                                                                      

Лег у двери поперек.                                                                                                                                                

Две медали на груди,                                                                                                                                        

Лучше в дом не заходи. (Собака)

Сер, да не волк,                                                                                                                                      

Длинноух, да не заяц,                                                                                                                                            

С копытами, да не лошадь. (Осел)

Заплелись густые травы,                                                                                                                        

Закудрявились луга.                                                                                                                                                

Да и сам я весь кудрявый,                                                                                                                              

Даже с завитком рога. (Баран)

Не земледелец, не кузнец, не плотник,                                                                                                                          

А первый на селе работник. (Лошадь)

2. Логопед: Давайте посмотри, что в другом письме, (открывает письмо)

А здесь просьба о помощи со скотного двора.

Кто знает, что такое скотный двор?

(Логопед выслушивает ответы детей и, если необходимо, обобщает).

Скотный двор - это место, отведенное под жилища животных рядом с домом человека. (На экране появляется  изображение скотного двора). А знаете, почему он так называется? Что означает слово «скотный»?  (Выслушиваются ответы детей)

Логопед: Домашних животных можно назвать иначе - скот. Поэтому и двор для животных называется «скотный». А теперь давайте прочитаем письмо: «У нас случилась беда! Злой волшебник заколдовал всех взрослых животных. Детки - малыши плачут без своих мам и пап. Чтобы их расколдовать, вы должны вспомнить, как зовут маму и папу каждого малыша».

(На экране появляются изображения детенышей животных).

Л.: Посмотрите, кто это?                                                                                                                                                    

Д.: Котенок.

Л.: А как зовут его маму?

Д.: Кошка.                                                                                                                                                                                        

Л.: А папу?

Д.: Кот.

(Логопед показывает изображение взрослых животных вместе с детенышами на скотном дворе, а семью кошки и собаки - возле дома человека.)

Л.: Кошачью и собачью семью мы разместили возле дома человека. Почему?

Д.: Кошка живет вместе с человеком в его доме, а собака либо в конуре, либо в доме. (Аналогично проводится работа со всеми названными животными)                                                                                                                                  

Л.: Ребята, вы молодцы, помогли детенышам домашних животных расколдовать их родителей и всем семьям воссоединится.

3. Игра «Чей дом?»

Л.: Сегодня мы говорим о домашних животных. Все они живут рядом с человеком, но у каждого из них есть свое отдельное жилище.

Я сейчас буду показывать вам слайд с изображением жилища животных, а вы попробуйте угадать, кто в нем живет и как этот домик называется.

(Показывает домик) Как называется этот домик? Кто в нем живет?

(Дети рассматривают и называют жилища всех домашних животных, на некоторых домиках есть подсказка - флажок с изображением животного, который живет в этом домике. Если дети затрудняются назвать хозяина домика, то логопед указывает на подсказку)

Л.: Посмотрите, а здесь на домике есть флажок, кто на нем нарисован?

Д.: Лошадь.

Л.: Правильно. Этот дом называется конюшня (свинарник, козлятник, овчарня, собачья будка, коровник, крольчатник). Кто в нем живет?

Д.: Лошади (овцы, свиньи, козы, собаки, коровы, кролики).

4. Физкультминутка

Л.: А сейчас мы с вами немного поиграем. Выходите ко мне и станьте в круг.

Л.: Я буду называть животное и бросать мячик. Тот, кто его ловит, назовет, чем питается это животное.

5. Составление рассказа с опорой на схему

Л.: А теперь мы с вами попробуем составить рассказ о домашнем животном.

(Логопед прикрепляет на доску план-схему рассказа)

Л.: Посмотрите на доску. Вы видите схему, которая вам поможет составить интересный рассказ о животном.

(Логопед объясняет детям, что означает каждый символ, и первый рассказ составляет совместно с детьми)

  • сначала надо назвать животное;
  • где живет;
  • чем питается;
  • как зовут детеныша;
  • какую пользу приносят.

Л.: А теперь кто хочет рассказать нам о лошади? (Дети, используя схему, составляют свои рассказы.).

 (Логопед поощряет четкие, развернутые, последовательные рассказы)

Итог занятия:

Л.: Что нового вы узнали о домашних животных? (Выслушиваются ответы детей).

Л.: Молодцы, вы сегодня хорошо работали на занятии, а главное: вы помогли маленьким животным в беде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе

Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания

Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Тема: Составление рассказа «Весна» по опорным картинкам.

Цели:: обучить составлению рассказа по опорным картинкам; упражнять  в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; закреплять  умения проводить звуковой анализ слова, ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа о домашнем животном».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа о домашнем животном».1.Цель занятия: выяснить, обогатить и закрепить знания детей о домашних животны...