Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей группе. «Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мощенко Юлия Александровна

 Автоматизация   звука  [Л] в слогах, в   словах и предложениях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_avtom_zvuka_l.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей группе.

 «Автоматизация   звука  [Л] в слогах, в   словах и предложениях»

 Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

 Коррекционно-обучающие:

- закрепить понятие согласный звук, уточнить особенности артикуляции звука [л];

 - закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях;

- формировать навыки образования глаголов прошедшего времени, существительных в родительном падеже;
- упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

 Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование умения слушать сверстников и логопеда;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
- воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.

Материалы и оборудование:

Кукла девочки и мальчика, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: кукла, стул, нож, лак, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул, ластик, машина, лыжи, книга

Ход  занятия

     I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

     II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

     Повторение артикуляционных упражнений:

Трубочка –Улыбочка –Заборчик – Окошко

Лошадка

Часики

Качели

Блинчик-Иголочка

Вкусное варенье

Маляр

Парус

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие на пароходе приплыли  девочка  Мила и мальчик Кирилл. Сегодня вместе с ними мы будем повторять слоги и слова со

звуком [л].

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

 Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

- Улыбаются.

Логопед: Что делает язычок?

- Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция).

Или:

- Кончик языка зажат между зубов.

Логопед:  Дадим характеристику звука Л.

- Звук Л согласный, звонкий, твердый.

(Дети получают картинку с изображением парохода, плывущего  к пристани. Движение парохода изображено пунктирной линией)

Логопед: Когда Мила плыла , пароход гудел «Л-Л-Л».    Сейчас погудят девочки  по моему сигналу:

Логопед:Пароход дает сигнал, покидает он причал.

(девочки  произносят звук Л и ведут пальчиком по  картинке от парохода к причалу) .

Логопед:Когда Кирилл плыл , пароход тоже  гудел «Л-Л-Л».    Сейчас погудят мальчики  по моему сигналу:

Логопед:Пароход дает сигнал, покидает он причал.

(мальчики произносят звук Л и ведут пальчиком по  картинке от парохода к причалу) .

5. Слоговая гимнастика.

Логопед:Слушай, повторяй, пальчики соединяй .

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются». (Пальцы рук  ( указательный, средний, безымянный, мизинец) поочередно соприкасаются с большим пальцем).

Проговаривать с разной интонацией:

В прямых слогах

ЛА-ла-ла-ла                  ЛЫ-лы-лы-лы                  

ла-ЛА-ла                       лы-ЛЫ-лы-лы            

ла-ла-ЛА-ла                  лы-лы-ЛЫ-лы

ла-ла-ла-ЛА                  лы-лы-лы-ЛЫ

аналогично с другими слогами.

Проговариваем в обратных

ал-ол-ул-ил

ил-ол-ил-ал

ул-ал-ыл-ол                  и  т.д.

6. Проговаривание слов за логопедом.

Повтори за мной. Дети по очереди повторяют за логопедом:

Ал-ал-ал –зал

Ал-ал-ал –бал

Ал-ал-ал – мал

Ал-ал-ал- вал

Ал-ал-ал – дал и т.д.

     Слова: бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, бил, плыл, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

     7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Поднимите  флажок, если услышишь в слове звук Л.

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, акула,  

8. Подбор картинок на заданный звук.

     Игра «Подбери и назови».

Логопед:  Мила и Кирилл  пошли  в магазин. Помоги  им купить  купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: кукла, стул, нож, лак, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул, ластик, машина, лыжи, книга.

Дети должны составить предложение с выбранной картинкой.

Например:  Мила купила куклу. Кирилл купил стул.   И т.д.

 9. Игра «Чего не стало?».

Учимся образовывать существительные в родительном падеже.

Подобранные в предыдущей игре картинки  в количестве четырех штук  выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед:  Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет …   (сущ. в форме родительного падежа).

10. Физкультминутка.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки    в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

11. Четвертый лишний.

Дети получают картинки с  изображением четырех предметов. Название всех предметов содержат звук [л]. Надо найти лишний предмет и объяснить, почему его надо исключить.

Например: баклажан, свекла, лук, яблоко.

12. Образование глаголов прошедшего времени.

Логопед: Я буду говорить , что я делаю. А ты скажешь так, как будто ты  делал это вчера.

Логопед :                                    Ребенок:

Я вижу   ласточку.

Я видела ласточку. (Я видел ласточку.)

Я сижу на полу.

Я сидела на полу. (Я сидел на полу.)

Я прыгаю через лужу.

И т.д

Я стою на стуле.

Я пишу письмо.

Я читаю  сказку.

Я делаю салат.

Я ловлю галку.

13. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

Логопед:       Ребенок:

столы      -       стол

уколы        -       укол

полы       -       пол

залы        -      зал

пеналы    -      пенал

голы        -      гол

бокалы    -      бокал

дятлы      -      дятел

фиалки   -    фиалка

14.  Определение положения звука Л в слове.

Работа в прописи.

Логопед:  Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова).

Слова: лампа, ложка, пенал, стул, лук, слон, колбаса, лопата, белка

 III. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Логопед:  Наше занятие закончено. Давайте напомним нашим гостям, которые приплыли на пароходе, какой звук мы сегодня повторяли   и учились правильно произносить? (ответы детей). Миле и Кириллу очень понравилось ваше занятие. Они  собираются к себе домой, ну а вам дарят подарки ( детям, например, раздаются наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет «Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях».

Автоматизация звука «Ш»в слогах, в словах, в предложенияхдля детей 5-6 лет.Тема: "В гости к кукушонку" Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В Цель: Автоматизация звука «Ш»Задачи:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»

План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»....

Автоматизация звука [Ж] в слогах, чистоговорках,словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, играх.

Данный материал могут использовать логопеды, воспитатели, родители для автоматизации звука  [ Ж ] в различных позициях ( в начале слова, в середине слова, в стечении согласных звуков).  В чи...

Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

             В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зав...

Индивидуально - подгрупповая НОД ""Автоматизация звука Р в слогах, в словах и предложениях.

Презентация и конспект к индивидуально - подгрупповой работе по автоматизации звука Р в слогах, словах и предложениях....