План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения

в старшей группе дошкольного отделения

Составила учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна

ГБОУ Школа №1383 Дошкольное отделение

Тема: «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах».

Цели:      закреплять артикуляцию звуков Ш и Ж;

 закреплять навык правильного произношения звуков Ш и Ж в слогах, словах;

 дифференцировать звуки Ш и Ж в слогах, словах;

 продолжать учить делить слова на слоги;

 расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи    

 (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже);

 развивать фонематический слух;

 развивать мелкую моторику рук;

 совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

 воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.

    Оборудование: настольное зеркало, загадки, предметные картинки, звуковая дорожка-схема занятия, картинки-образы звуков Ш и Ж (змея и жук), слоговые дорожки, мяч, предметные картинки с паровозами и вагонами (три), с поваром, удочка.                                                        

Ход занятия

I Вводная часть.

1. Организационный момент. Разгадывание загадок.

Чтобы нарисовать шалаш

Мне нужен …(карандаш)

Ловко мышку догоняет,

Остры когти выпускает.

Отдыхает у окошка

И мурлычет нежно … (кошка)

Возле речки на болоте

Вы легко её найдёте.

То не рыбка, не зверушка –

А зелёная … (лягушка)

Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве … (ромашки)

Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышь)

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел - я побежал. (шар воздушный)

Картинки-отгадки выставляются в ряд.

- Назови ещё раз все картинки. Какой звук мы слышим во всех словах? (звук Ш) Пошипи. Кто так шипит? (змея)

Выставляется картинка-образ звука Ш - змея.

2. Сообщение темы занятия, показ звуковой дорожки-схемы занятия.

- Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Ш в слогах и словах.

Показ звуковой дорожки-схемы занятия.

II Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звуков Ш  и Ж по артикуляционным признакам.

Упражнения для артикуляционной гимнастики, которые выполняются перед настольным зеркалом:

1) «Барабанщик».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: д-д-д. 10 раз.

2) «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 10 раз.

3) «Лошадка».

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывая язык к нёбу. 10 раз.

4) «Чашечка».

Цель: Вырабатывать умение удерживать широкий, загнутый вверх язык.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх. 5 раз.
       
Артикуляция звука Ш: губы «окошком», язык «чашечкой» вверху, под «потолочком», голосок «выключен». Длительное произношение звука Ш.

Артикуляция звука Ж: губы «окошком», язык «чашечкой» вверху, под «потолочком», голосок «включен». Картинка-образ звука Ж – жук. Длительное произношение звука Ж.

2. Произношение звуков Ш и Ж:

1) в слогах:

Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в слогах, дифференцировать их; развивать фонематический слух и слуховую память.

а) использование слоговых дорожек:

- произносить прямые и обратные слоги со звуками Ш и Ж,  «шагая» пальцами по кружкам (ША, ИШ, ОЖ, ЖИ, АША, ОЖО…);

б) игра «Внимательные ушки».

Логопед, закрыв рот экраном, произносит слоговые цепочки по три слога. Ребёнок слушает, запоминает и воспроизводит слоговые цепочки.

-ША-ШО-ШЕ; АШ-ЭШ-ЫШ; ЖУ-ЖА-ЖЕ; ШО-ЖО-ШО; УЖ-УШ-УЖ.

2) в словах:

Игра «Назови слова со звуком Ш».

Цели: определять наличие звука Ш в слове, автоматизировать правильное произношение звука Ш в словах; развивать фонематический слух, внимание и память.

Ребёнок называет слова со звуком Ш по картине с изображением комнаты.

Словарь: шкаф, шляпа, окошко, шторы, кошка, машина, мишка, шары, карандаши, лошадка.

3. Динамическая пауза:

1) Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Поочерёдное пожимание одной рукой другой.

Поочередное    касание    пальцев     на     обеих     руках, начиная с мизинца.

        2) Игра «Назови ласково».

Цели: закреплять правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед катит по столу мяч ребёнку, называя слово, а тот – катит обратно, называя слово ласково.

Словарь: шапка (шапочка), шкаф (шкафчик), кошка (кошечка), уши (ушки), кувшин (кувшинчик), карандаш (карандашик), жук (жучок), журнал (журнальчик), снег (снежок), ёж (ёжик).

4. Произношение звуков Ш и Ж в словах:

1) Игра «Рыболов».

Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж, дифференцировать их; развивать фонематический слух.

Ребёнок удочкой «вылавливает» предметные картинки, называет их и раскладывает на две стопки: со змейкой – звуком Ш и жуком – звуком Ж. Колесо и снеговик – лишние.

Словарь: ежевика, крыжовник, жук, джем, жаба, жираф, жёлудь, пижама, шар, малыш, мишка, ландыш, вишня, шапка, кошка, мешок, колесо. снеговик.

2) Игра «Живое - неживое».

Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, дифференцировать их; развивать внимание, мышление.

Перед ребёнком предметные картинки из предыдущего задания.

- Назови картинки и скажи, живое или неживое на них изображено. Например, кошка – живая.

3) Игра «Паровозики».

Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах; продолжать учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание и память.

Перед ребёнком предметные картинки из предыдущего задания (кроме ежевики) и три паровозика с вагончиками.

- Картинки нужно разложить следующим образом: сколько окошек в вагончике, столько и слогов в слове.

4) Игра «Весёлый повар».

Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, дифференцировать их; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные  с существительными в роде, числе, падеже), развивать фонематический слух, внимание и память.

На поднос весёлого повара закрепляется картинка с изображением ягоды.

- Расскажи, какие варенье, сок, компот приготовил повар из этой ягоды, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испёк.

Словарь: из вишни вишнёвое варенье, вишнёвый сок, вишнёвая ватрушка, вишнёвые плюшки, вишнёвый компот; из ежевики ежевичное варенье, ежевичный сок, ежевичная ватрушка, ежевичные плюшки, ежевичный компот.

III Заключительная часть.

Итог занятия.

- Какие звуки мы продолжаем учиться красиво произносить в слогах, словах? Назови по три слова с каждым звуком. Что сегодня на занятии понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + аппликация по теме: «Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова".

Заключительное занятие по теме: "Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова". (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, сло...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»...