План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация Ш и Ж в слогах и словах | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения
в старшей группе дошкольного отделения
Составила учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна
ГБОУ Школа №1383 Дошкольное отделение
Тема: «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах».
Цели: закреплять артикуляцию звуков Ш и Ж;
закреплять навык правильного произношения звуков Ш и Ж в слогах, словах;
дифференцировать звуки Ш и Ж в слогах, словах;
продолжать учить делить слова на слоги;
расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи
(образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже);
развивать фонематический слух;
развивать мелкую моторику рук;
совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: настольное зеркало, загадки, предметные картинки, звуковая дорожка-схема занятия, картинки-образы звуков Ш и Ж (змея и жук), слоговые дорожки, мяч, предметные картинки с паровозами и вагонами (три), с поваром, удочка.
Ход занятия
I Вводная часть.
1. Организационный момент. Разгадывание загадок.
Чтобы нарисовать шалаш
Мне нужен …(карандаш)
Ловко мышку догоняет,
Остры когти выпускает.
Отдыхает у окошка
И мурлычет нежно … (кошка)
Возле речки на болоте
Вы легко её найдёте.
То не рыбка, не зверушка –
А зелёная … (лягушка)
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве … (ромашки)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышь)
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел - я побежал. (шар воздушный)
Картинки-отгадки выставляются в ряд.
- Назови ещё раз все картинки. Какой звук мы слышим во всех словах? (звук Ш) Пошипи. Кто так шипит? (змея)
Выставляется картинка-образ звука Ш - змея.
2. Сообщение темы занятия, показ звуковой дорожки-схемы занятия.
- Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Ш в слогах и словах.
Показ звуковой дорожки-схемы занятия.
II Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звуков Ш и Ж по артикуляционным признакам.
Упражнения для артикуляционной гимнастики, которые выполняются перед настольным зеркалом:
1) «Барабанщик».
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: д-д-д. 10 раз.
2) «Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 10 раз.
3) «Лошадка».
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывая язык к нёбу. 10 раз.
4) «Чашечка».
Цель: Вырабатывать умение удерживать широкий, загнутый вверх язык.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх. 5 раз.
Артикуляция звука Ш: губы «окошком», язык «чашечкой» вверху, под «потолочком», голосок «выключен». Длительное произношение звука Ш.
Артикуляция звука Ж: губы «окошком», язык «чашечкой» вверху, под «потолочком», голосок «включен». Картинка-образ звука Ж – жук. Длительное произношение звука Ж.
2. Произношение звуков Ш и Ж:
1) в слогах:
Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в слогах, дифференцировать их; развивать фонематический слух и слуховую память.
а) использование слоговых дорожек:
- произносить прямые и обратные слоги со звуками Ш и Ж, «шагая» пальцами по кружкам (ША, ИШ, ОЖ, ЖИ, АША, ОЖО…);
б) игра «Внимательные ушки».
Логопед, закрыв рот экраном, произносит слоговые цепочки по три слога. Ребёнок слушает, запоминает и воспроизводит слоговые цепочки.
-ША-ШО-ШЕ; АШ-ЭШ-ЫШ; ЖУ-ЖА-ЖЕ; ШО-ЖО-ШО; УЖ-УШ-УЖ.
2) в словах:
Игра «Назови слова со звуком Ш».
Цели: определять наличие звука Ш в слове, автоматизировать правильное произношение звука Ш в словах; развивать фонематический слух, внимание и память.
Ребёнок называет слова со звуком Ш по картине с изображением комнаты.
Словарь: шкаф, шляпа, окошко, шторы, кошка, машина, мишка, шары, карандаши, лошадка.
3. Динамическая пауза:
1) Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. | Поочерёдное пожимание одной рукой другой. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. |
2) Игра «Назови ласково».
Цели: закреплять правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед катит по столу мяч ребёнку, называя слово, а тот – катит обратно, называя слово ласково.
Словарь: шапка (шапочка), шкаф (шкафчик), кошка (кошечка), уши (ушки), кувшин (кувшинчик), карандаш (карандашик), жук (жучок), журнал (журнальчик), снег (снежок), ёж (ёжик).
4. Произношение звуков Ш и Ж в словах:
1) Игра «Рыболов».
Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж, дифференцировать их; развивать фонематический слух.
Ребёнок удочкой «вылавливает» предметные картинки, называет их и раскладывает на две стопки: со змейкой – звуком Ш и жуком – звуком Ж. Колесо и снеговик – лишние.
Словарь: ежевика, крыжовник, жук, джем, жаба, жираф, жёлудь, пижама, шар, малыш, мишка, ландыш, вишня, шапка, кошка, мешок, колесо. снеговик.
2) Игра «Живое - неживое».
Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, дифференцировать их; развивать внимание, мышление.
Перед ребёнком предметные картинки из предыдущего задания.
- Назови картинки и скажи, живое или неживое на них изображено. Например, кошка – живая.
3) Игра «Паровозики».
Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах; продолжать учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание и память.
Перед ребёнком предметные картинки из предыдущего задания (кроме ежевики) и три паровозика с вагончиками.
- Картинки нужно разложить следующим образом: сколько окошек в вагончике, столько и слогов в слове.
4) Игра «Весёлый повар».
Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, дифференцировать их; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже), развивать фонематический слух, внимание и память.
На поднос весёлого повара закрепляется картинка с изображением ягоды.
- Расскажи, какие варенье, сок, компот приготовил повар из этой ягоды, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испёк.
Словарь: из вишни вишнёвое варенье, вишнёвый сок, вишнёвая ватрушка, вишнёвые плюшки, вишнёвый компот; из ежевики ежевичное варенье, ежевичный сок, ежевичная ватрушка, ежевичные плюшки, ежевичный компот.
III Заключительная часть.
Итог занятия.
- Какие звуки мы продолжаем учиться красиво произносить в слогах, словах? Назови по три слова с каждым звуком. Что сегодня на занятии понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»
Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»...
Учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + аппликация по теме: «Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова".
Заключительное занятие по теме: "Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова". (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)....
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей группе. «Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах и предложениях»
Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах и предложениях...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, сло...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»...