РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ "Детский сад № 33"
________________
«__»_______________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности
Учитель-логопед:
Кочеткова Кристина Тамирлановна
Ачинск 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
(подготовительная группа, первый и второй год обучения, ОНР II-IV уровня)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса — совершенствование фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников подготовительной группы с общим недоразвитием речи.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- обучение нормативному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;
- развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
- развитие операций языкового анализа и синтеза.
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- коррекцию нарушений звуко-слоговой структуры слова;
Описание места курса в содержании АООП.
Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.
Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповая, исходящая из дефекта детей группы.
Содержание курса тесно связано с другими элементами программы «Коррекционно-развивающей работы» («Развитие речи», «Обучение грамоте»): курсами логопедической направленности, содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.
На занятиях курса «Произношение» дети закрепляют речевые эталоны лексико-грамматического оформления высказывания, сформированные на занятиях по «Развитию речи». Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя на занятиях данного курса осуществляется с учётом содержания программы по развитию речи.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту изучения звука на фронтальных занятиях, он должен быть поставлен и автоматизирован в облегченных условиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».
Содержание курса «Произношение» является основой для обучения грамоте. Каждый звук изучается вначале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков. Опора на правильное произношение большинству детей необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
Кроме того, содержание курса «пронизывает» все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок правильно артикулирует изучаемые звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- анализирует слова различной звуко-слоговой структуры из 2-3 слогов (изолированно и в условиях контекста);
- воспроизводит интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет сложными (с применением внешних опор) формами фонематического анализа и синтеза;
- владеет понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Речевой профиль подгруппы представляет собой таблицу, в которой по вертикали обозначены ФИО детей, по горизонтали – звуковой ряд, на котором с помощью цвета обозначены: сохранные звуки; звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:
- формирование навыков произношения и дифференциации звуков,
- развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.
- Формирование навыков произношения и дифференциации звуков:
- Уточнение и закрепление у детей навыка правильного произношения сохранных звуков [a], [y], [o], [э], [и], [ы], [м], [м'l, [н], [н'], [п], [п'l, [б], [б'], [ф], [ф'], [в], [в'], [т], [т’], [д], [д’], [j].
- Исправление произношения нарушенных звуков: [к], [к'], [г], [г'], [x], [x'], [c], [c'], [з], [з'], [ш], [щ], [ж], [ц], [ч], [л'], [л], [p'], [p] и автоматизация их на уровне слогов слов, предложений.
- Развитие навыков дифференциации звуков по участию голоса ([с] - [з] и другие), по твердости-мягкости ([л] - [л'] и другие), по месту образования ([с] - [ш] и другие) и способу образования ([ц] - [с] и другие).
- Использование в самостоятельной речи откорректированных звуков: в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:
- Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
- Усвоение слогообразующей роли гласных.
- Развитие умения находить и ставить в слове ударный слог.
- Закрепление элементарных форм звукового анализа.
- Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах с использованием внешних опор.
- Формирование навыка звукового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием (1-3 слогов без стечения согласных)
3. Развитие ритмической и звуко - слоговой структуры слово
3.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
- Произнесение ряда гласных звуков (уиуа , уиуа, уaиy и т.п.)
- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: пa-пa-пa-aп; cac-coc-cyc; пpy-пpa-пpo; ce-се-си; пра-крa-тpa; ce-си-си; ле-ле-ле-ли; пле-пли-пло; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-a-у; у-а-и; та-та-ка; ка-ка-та; пa-тa-пта.
- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: ca-ca-за; бра-бра-пpa; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пчa-птя-пча.
- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататaтaтaтa….тата-татата, та-татата- тата-та и т.д., с чередованием гласных и согласных звуков: татоту- тaтoтy-тaтоту, шa-ca ca-шa-caca..., тaданa-тaдана тадана... и т. д.
- Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
3.2.Формирование навыков произношения слов и предложений.
- Усвоение доступных ритмических моделей слов (тa'-та, та-та', тa'-та-та, та-та-та'), определение ритмических моделей и соотнесение слов с заданной ритмической моделью.
- Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло) четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова.
- Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд).
- Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры (строительство, космонавт и др.).
- Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками как изолированно, так и в составе предложения (маляр красит ларек).
- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
Содержание занятий | |
ОНР II уровень | ОНР III уровень |
I период (сентябрь-ноябрь) | |
|
|
II период (декабрь – февраль) | |
|
|
III период (март – май) | |
|
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Подготовительная группа, дети с ОНР II-III уровня
Месяц | Неделя | Произношение и дифференциация звуков | Ритмическая и звуко-слоговая структура речи | Языковой анализ и синтез | Примечание |
I период – сентябрь – декабрь |
СЕНТЯБРЬ | 1 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. Произнесение двух- сложных слов без стечений согласных на материале правильно произносимых звуков. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. | |
2 | |||||
3 | |||||
4 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | ||||
ОКТЯБРЬ | 1 | Знакомство с понятием гласные и согласные звуки | Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных. Произнесение ряда гласных звуков (ауо уоа уоуа и т.п.) Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов без чередования звуков: (та’тата-татата’); c чередованием гласных звуков (татоту – татоту-татоту). Произнесение двух- трех- сложных слов без стечений согласных на материале правильно произносимых звуков. | Определение количества и последовательности звуков в ряду из 2-3 гласных; выделение первого гласного в слове. Усвоение понятий «звук», «слово», «гласный звук» и «согласный звук» (на практическом уровне), их схематическое обозначение. Учить выделять гласные звуки и согласные звуки из ряда звуков, слогов и слов. | |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
НОЯБРЬ | 1 | Дифференциация гласных звуков по артикуляции и звучанию | Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом. Учить детей говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи. | Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные-согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.). Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение». | |
2 | |||||
3 | Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. | ||||
4 |
II период - декабрь — февраль | |||||||
ДЕКАБРЬ | 1 | Дифференциация по твердости-мягкости [Т]-[Ть] | Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слов со стечением согласных: пa-пa-пa-aп; пкy-пкa-пкo; ce-се-си; пта-ктa-втa; ce-си-си; ле-ле-ле-ли; пле-пли-пло; бра-бро-бру-бры; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-a-у; у-а-и; та-та-ка; ка-ка-та; пa-тa-пта. Отработка произнесения слов сложной слоговой структуры на материале ранее закрепленных звуков в речи | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают:
На этом же материале:
• выделение гласного звука Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий». Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. • в слогах со стечением анализ двусловного предложения; • анализ предложения | |||
2 | Дифференциация по твердости-мягкости [Д]-[Дь] | ||||||
3 | Дифференциация по твердости-мягкости [Ф]-[Фь] | ||||||
4 | Дифференциация по твердости-мягкости [В]-[Вь] | ||||||
ЯНВАРЬ | 3 | Дифференциация по твердости-мягкости [К]-[Кь] | |||||
4 | Дифференциация по твердости-мягкости [Г]-[Гь] | ||||||
ФЕВРАЛЬ | 1 | Дифференциация по твердости-мягкости [Х]-[Хь] | |||||
2 | Дифференциация по звонкости-глухости [К]-[Г] | ||||||
3 | Дифференциация по твердости-мягкости [С]-[Сь] | ||||||
4 | Дифференциация по твердости-мягкости [З]-[Зь] | ||||||
III период – март – май | |||||||
МАРТ | 1 | Дифференциация по звонкости-глухости [С]-[З] | Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: ca-ca-за; бра-бра-пpa; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пчa-птя-пча. Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататaтaтaтa….тата-татата, та-татата- тата-та и т.д., с чередованием гласных и согласных звуков: татоту- тaтoтy-тaтоту, шa-ca ca-шa-caca..., тaданa-тaдана тадана... и т. д. Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов. |
| |||
2 | Звук [Ц] | ||||||
3 | Дифференциация по способу образования [С]-[Ц], | ||||||
4 | Дифференциация по способу образования [С]-[Ш] | ||||||
АПРЕЛЬ | 1 | Дифференциация по способу образования [З]-[Ж] | |||||
2 | Дифференциация по звонкости-глухости [Ш]-[Ж] | ||||||
3 | Дифференциация по месту образования [Ч]-[Щ] | ||||||
4 | Дифференциация по твердости-мягкости [Л]-[Ль] | ||||||
МАЙ | 1 | Дифференциация по твердости-мягкости [Р]-[Рь] | |||||
2 | Дифференциация по месту образования [Л]-[Р] | ||||||
3 | Дифференциация по месту образования [Ль]-[Рь] | ||||||
4 |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и дидактический материал
- Индивидуальные зеркала.
- Музыкальный центр с записями.
- Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, сова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты разных цветов и т.п.)
- Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
- Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дефференциации звуков всех групп.
Список литературы
- Алябьева Е.А.От слова к диалогу. Дидактический материал по развитию речи детей 5-7 лет: методическое пособие. М., 2014. 128 с.
- Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки»
- Жихарева Ю.Б. – Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. З,Зь,Ц»
- Колесникова Е.В. «Звукобуквенный анализ 5-6 лет»
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции
- звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
- Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
- Мальцева И.В. Азбука - узнавайка: учебное пособие. М., 2014. 64 с.
- Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
- Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е.. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Соколенко Н.И. «Посмотри и назови» 2 книги
- Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «История пуговицы» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа)
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но, если, у Вас отсутствует пуговица, каждый обратит...
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»
Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-6 летнего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи для групп компенсирующей направленности
С О Д Е Р Ж А Н И Е I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2. Характеристика детей дошкольного возраста с ТНР1.3. Цели и задачи программы1.4.Подходы и принципы и к формир...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и примерной «От рождения до школы»...
Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи
данная программа расчитана на работу с детьми (4-5 лет) с ТНР на период с февраля по май учебного года, содержащую промежуточную и итоговую диагностики....
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы «Улыбка» комбинированной направленности
Обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоциональног...