АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и примерной «От рождения до школы», в соответствии с ФГТ и введёнными в действие ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._starshaya_gr_21-22_god.docx | 104.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №53
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. зав. по УВР Заведующий
МДОУ №53 МДОУ №53
________ Атрепьева Л.В. ________ Шелепова Е.В.
«___» ____________2021г. «___»____________2021г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации развития личности
детей старшей логопедической группы № 37
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Составила:
Воспитатель:
Кочеткова З.С.
г. Люберцы, 2021
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Введение ……………………………………………………………………………………….4
Цели и задачи рабочей программы……………………………………………………………5
Принципы и подходы к формированию программы…………………………. …………….7
Характеристика особенностей развития детей с ТНР………………………………………9
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
дошкольного образования……………………………………………………………………..11
II. Содержательный раздел
Направления логопедической работы в старшей группе……………………………………13
Педагогические ориентиры по образовательным областям……………………...………….21
Проектирование образовательного процесса………………………………………………....31
III.Информационно-методическое обеспечение программы ………………………………...43
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена неуклонным ростом числа детей с речевой патологией и задачами, встающими в связи с этим перед логопедом, потребностью в системном материале, обеспечивающим коррекционно-педагогическую работу с детьми данной категории.
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании авторских программ:
- Н.В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
- Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».
- «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой.
Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями разработана для старшей логопедической группы, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до 6 лет, имеющие логопедические заключения ОНР и ФФНР.
Программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в старшей логопедической группе МДОУ № 53 г. Люберцы.
Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Введение
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,
- на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Цели и задачи
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
« Программа» включает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.
Задачи «Программы»:
- способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,
- создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Задачи по национально- региональному компоненту:
развитие общих речевых навыков, знакомство с тонкостями русской речи, обогащение словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи, подготовка к обучению русской грамоте, изучение растительного и животного мира Подмосковья, знакомство с культурой и обычаями родного края, включение в программу лексических тем отображающих национальные даты, праздники (День Победы, День Космонавтики, День города и т.д.).
Компонент ДОУ (локальный компонент):
Осуществление взаимодействия всех специалистов МДОУ по коррекции нарушений развития высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления и речи) у детей дошкольного возраста, проведение дыхательной и пальчиковой гимнастики, создание условий для эмоционально - положительного настроя у детей.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у детей психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Принципы и подходы к формированию программы
Содержание «Рабочей программы» направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:
- структурно - системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое,
- принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных
технологий,
- принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами,
- принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности,
- принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному,
- принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
- принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
- принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.
- принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации,
- принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений,
- принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности,
- принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,
- концепция соотношения мышления и речи,
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка, - концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,
- современные представления о структуре речевого дефекта.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- возрастная адекватность дошкольного образования,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации. «Рабочая программа» включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционную образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.
Характеристика особенностей развития детей с ТНР
Общая характеристика детей с ОНР (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.
Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении.
Способами словообразования дети почти не пользуются.
Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:
- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,
- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,
- склонение сущ. ср.р.,
- неправильное соотнесение сущ. и мест.,
- ошибочное ударение в слове,
- ошибки в беспредложном и предложном управлении, - неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.
Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.
В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных.
Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.
У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
Общая характеристика детей с ФФНР. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков.
Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры.
Логопедическая работа: ребенок
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению,
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным
значением, многозначные,
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением,
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл пословиц и поговорок,
- правильно употребляет грамматические формы слова,
- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами,
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,
- умеет составлять творческие рассказы,
- владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза,
- владеет понятиями: слог, слово, предложение,
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов,
- знает печатные буквы, умеет их воспроизводить,
Образовательная область: речевое развитие – ребенок
- самостоятельно получает новую информацию,
- замечает ошибки в звукопроизношении,
- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения,
- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей,
- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения,
- пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей,
- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по их серии, используя графические схемы, наглядные опоры,
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».
- овладевает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Направления логопедической работы в старшей группе.
Основным в содержании логопедических занятий в старшей группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается автоматизация поставленных звуков в ходе развития связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.
Старшую логопедическую посещают дети с логопедическими заключениями ОНР 3-4 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух речевых нарушений.
Подготовительный этап в логопедической работе включает в себя:
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:
- развитие кинетической основы артикуляторных движений,
- совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции,
- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:
- Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности,
- Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов с переносным значением.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:
- обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия - формирование четкого слухового образа звука.
Основной этап логопедической работы в старшей группе направлен на:
- Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи - уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств,
- Обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы,
- Обучение детей использованию прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений,
- Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений,
- Формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками, с эмоционально-оттеночным значением,
- Усвоение многозначных слов, переносного значения слов.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи:
- Совершенствование навыков употребления сущ. м.р., ж.р и ср.р. им.п. и косвенных падежей в ед.ч. и мн.ч.,
- Совершенствование навыка употребления гл. в разных временных формах, наклонениях, видах,
- Закрепление правильного употребления несклоняемых сущ.,
- Совершенствование навыка согласования прил. с сущ. м.р., ж.р., ср.р. ед.и мн.ч.,
- Обучение согласованию числ. с прил. и сущ.,
- Совершенствование навыков употребления предлогов: за-перед, за-у, под-из-под, за-
из-за, около-перед, из-за – из-под,
- Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью
непродуктивных суффиксов : ниц, ини, ин, иц, ец,
- Совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным
способом,
- Совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных, обучение
употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени,
- Формирование синтаксической структуры предложения:
- развитие навыка правильно строить: простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
- Формирование связной речи:
- развитие навыка составления описательных рассказов,
- обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,
- обучение детей творческому рассказыванию.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи:
- формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях,
- формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков,
- развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука.
- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний и односложных слов,
- формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове,
- Знакомство детей с понятиями «слово», «слог»,
- Формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова:
- умение слышать гласные в слове,
- умение называть количество слогов,
- умение определять последовательность слогов,
- умение составлять слова из заданных слогов.
- Совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры,
- Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
- Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:
- развитие орального праксиса,
- формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического
дыхания.
- формирование речевого дыхания,
- совершенствование основных акустических характеристик голоса в
специальных голосовых упражнениях,
- закрепление мягкой атаки голоса.
- Обучение грамоте:
- обучение составлению графической схемы предложения,
- обучение составлению графической схемы слогов, слов.
- развитие языкового анализа и синтеза:
- раздельное написание слов в предложении,
- точка в конце предложения,
- заглавная буква в начале предложения.
- знакомство со всеми печатными буквами без употребления алфавитных названий,
- составление, печатание и чтение:
- сочетаний из двух гласных – ГГ,
- сочетаний ГС,
- сочетаний СГ,
- односложных слов – СГС,
- 2 – 3 сложные слова из открытых слогов,
- 2 – 3 сложные слова с последним закрытым слогом,
- 2 – 3 сложные слова со стечением согласных,
- предложений из 2 – 4 слов без предлога и с предлогом.
- обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.
Коррекционная работа в старшей логопедической группе осуществляется на
- фронтальных занятиях,
- подгрупповых занятиях,
- индивидуальных занятиях.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе включены в общую сетку занятий, проводятся 4 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи, обучение грамоте и пронизано лексико-тематическим планированием.
Коррекционная работа в старшей логопедической группе строится по периодам:
- 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь
- 2 период – декабрь, декабрь, февраль
- 3 период – март, апрель, май, июнь
- Вариативность проведения диагностики: диагностики проводится два раза в год- вводная (сентябрь), итоговая (май).
Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые логопедические занятия, которые по своему содержанию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей - логопатов.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
- коррекция нарушенного звукопроизношения,
- развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
- формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
- формирование грамматических представлений,
- развитие связной речи,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми старшей логопедической группы преобладают те или иные направления коррекционной работы:
№ п/п | ОНР | ФФНР |
1. | -коррекция нарушенного звукопроизношения | - коррекция нарушенного звукопроизношения |
2. | -развитие просодической стороны речи и | - развитие просодической стороны речи и |
речевого дыхания | речевого дыхания | |
3. | -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе | -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе |
4. | - обогащение и активизация лексического запаса | - уточнение, обогащение и активизация лексического запаса |
5. | -формирование грамматических представлений | - уточнение грамматических представлений |
6. | -развитие связной речи | - |
7. | -развитие мелкой моторики пальцев рук | - развитие мелкой моторики пальцев рук |
Для эффективности и большей результативности логопедической работы, с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса в старшей логопедической группе используются проекты:
- Логопедический проект «Ах, эти рудные звуки» - инновационный, долгосрочный, индивидуальный, коррекционно-развивающий, для детей,
- Проект «Времена года».
В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются - - следующие технологии:
- моделирование, схематизация и иллюстрирование,
- кинезиология,
- автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции,
- ИКТ
Таким образом, разработанная соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
- раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО,
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с нарушениями речи в МДОУ обеспечивается целостным содержанием «Программы».
Педагогические ориентиры по образовательным областям.
Педагогические ориентиры в логопедической работе:
- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
- развивать общую, ручную, артикуляторную моторику,
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций,
- расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей,
- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций,
- совершенствовать навыки связной речи детей,
- вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов,
- формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Социально-коммунникативное развитие
Образовательная деятельность в рамках данной области осуществляется, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы.
Игра:
- Театрализованная:
- учить детей пересказывать произведения от лица разных персонажей, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи – лексические темы: сказки, сказочные герои, волшебные предметы,
- учить детей формулировать главную идею литературного произведения и давать
словесные характеристики главным и второстепенным героям – пальчиковый и
шагающий театр, театр игрушек,
• Дидактическая:
- формировать у детей общефункциональные и специфические механизмы речевой деятельности.
Представления о мире людей и рукотворных материалов:
- Формировать представления о Родине, о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны – лексическая тема: города,
- Расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку – лексические темы: одежда, обувь, мебель, посуда, игрушки, музыкальные инструменты, орудия труда, бытовые приборы, средства коммуникации, транспорт,
- Расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении – лексические темы: профессии, транспорт, музыканты, достопримечательности города, улица города,
- Продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функцией человека в природе – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, деревья-цветы, природные зоны-ландшафты, домашние-дикие животные, домашние-дикие птицы, жители водоемов,
- Расширять представления детей о праздниках – лексические темы: Новый год, день защитников Отечества, Женский день,
- Расширять представления детей о художественных промыслах – лексическая тема: промыслы,
- Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей,
- Учить детей понимать и устанавливать логические связи.
Безопасное поведение в быту, социуме, природе.
- Побуждать детей использовать в реальной ситуации и играх знания основных правил безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях – лексические темы: профессии, овощи – фрукты - ягоды, инструменты, птицы, животные, игрушки, посуда, улица города, бытовые приборы, части тела, транспорт,
- Формировать представления детей о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях – лексические темы: профессии, защитники, Новый год,
- Формировать элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде – лексическая тема: средства коммуникации,
- Расширять объем предметного и глагольного словаря импрессивной и экспрессивной речи, объяснять семантику слов – все лексические темы,
- Расширять, уточнять и систематизировать представления детей о безопасном для окружающей природы поведении, выполнять правила без напоминания взрослых – лексические темы: деревья-цветы, ландшафты, природные зоны.
Труд:
- Учить детей учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них – лексические темы: посуда, игрушки, промыслы,
- Расширять и уточнять словарный запас детей на речевом материале, который используется в различных видах труда – лексические темы: профессии, промыслы, защитники, транспорт,
- Совершенствовать связную речь детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания – лексические темы: части тела, профессии,
- Развивать планирующую и регулирующую функции речи детей в процессе изготовления различных поделок и хозяйственно - бытового труда. .
Познавательное развитие
Конструирование
- Закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи – рассказы – описания,
- Закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом соответствующую лексику,
- Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом – счетные палочки, пазлы, лего, гаечный и прищепковый конструктор,
- Учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное регулирование, словесное планирование деятельности,
- Закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметный и сюжетных картинок, сборно – разборных игрушек – лего, гаечный и прищепковый конструктор; иллюстрированных кубиков и пазлов (15-30 деталей),
- Формировать партнерские отношения и коммуникативно – речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ.
Представления о себе и об окружающем мире:
- Развивать речевую активность детей, расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, животные: домашние и дикие, птицы: домашние и дикие, деревья, ландшафты, природные зоны, космос,
- Учить детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связного высказывания – все лексические темы,
- Учить детей при рассказывании литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым – моделирование,
- Учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составляя рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры – моделирование,
- Учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составляя с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта.
Элементарные математические представления
- Развивать умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, объекта и обозначать это словами: впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной,
- Учить детей использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием отрицания «не»,
- Развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку.
Речевое развитие
Ведущим направлением работы в этой образовательной области является формирование связной речи, ее основных функций:
- коммуникативной,
- регулирующей,
- познавательной.
Важна и работа по ознакомлению детей с литературными произведениями. Сюда же включаются и занятия по подготовке к обучению грамоте.
- Развивать речевую активность детей,
- Развивать диалогическую форму речи,
- Учить использовать речевые и неречевые средства коммуникации, расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта,
- Совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания,
- Развивать все виды словесной регуляции в разных видах детской деятельности – игра, рисование,
- Учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,
- Учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры,
- Учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи в рассказах «из личного опыта»,
- Продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению,
- Учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,
- Обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний,
- Учить детей использовать для рассказывания сказок, повествований наглядные модели, схематические зарисовки, серии иллюстраций,
- Разучивать с детьми стихотворения по лексическим темам, используя серии иллюстрации,
- Формировать у детей мотивацию к школьному обучению,
- Познакомить детей с понятием «предложение»,
- Учить детей составлению графических схем слогов, слов, предложений, текстов,
- Обучить детей элементарным правилам правописания.
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительное творчество:
- Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках – трафареты по лексическим темам, описательные рассказы,
- Учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание,
- Учить детей оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием, закреплять пространственные и величинные представления детей, используя для обозначения размера, места расположения, пространственных отношений различные языковые средства – описательные и сюжетные рассказы,
- Развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашом, фломастером – рабочие тетради по письму,
- Знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства, народными игрушками и предметами: гжельская посуда, богородская, семеновская, дымковская, городецкая,
- Учить детей определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объясняя в конце работы содержание получившегося продукта деятельности,
- Развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации.
Музыка:
- Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов – лексическая тема: музыканты,
- Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
Физическое развитие
Физическая культура:
- Утренняя гимнастика – комплексы коррекционно-развивающих упражнений по совершенствованию всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации,
- Учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению – специфические пальцевые упражнения,
- Учить детей выполнению упражнений по словесной инструкции взрослого,
- Закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления – самомассажи,
- Совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных – кинезиологические упражнения,
- Закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений,
- Уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр.
Представления о здоровом образе жизни и гигиене:
- Учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, побуждая их вербальными и невербальными средствами сообщать взрослым о своем самочувствии, объяснять, что болит,
- Продолжать учить детей операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия, используя вербальные и невербальные средства,
- Продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию – комплексы дыхательных упражнений,
- Стимулировать желание детей рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья, обращать внимание на особенности психомоторики детей и в соответствии с ними проводить профилактику умственного и физического переутомления детей в разные режимные моменты – интеллектуальный самомассаж профессора Ауглина, нейропсихологические упражнения.
Проектирование образовательного процесса
Распорядок и /или режим дня.
Для групп компенсирующей направленности для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, условием режима дня является работа с детьми дефектолога (специализация в соответствие с дефектом развития).
Дефектолог в течение недели проводит индивидуальные, подгрупповые занятия, в соответствие с адаптированной программой ребенка и специализированные фронтальные занятия. Количество занятий определяется возрастом детей:
3-4 г.- 1 занятие;
4-5л.- 1-2 занятия;
для детей старшего дошкольного возраста - 3 занятия компенсирующей направленности.
Вид специализированных фронтальных занятий соответствует образовательной области. Распорядок дня включает традиционный режим и индивидуальные занятия, составленные в соответствие с режимом работы учреждения.
Примерный режим дня логопедической старшей группы №37
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.55-9.10 |
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами | 9.10-10.00 |
Второй завтрак | 10.00 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00-12.10 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 12.10-12.30 |
Обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность | 15.00-15.25 |
Вечерняя коррекционная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность | 15.25-16.30 |
Подготовка к полднику, Уплотненный полдник | 16.30-17.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.10-18.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 18.30-19.00 |
Игры , уход домой | 19.00 |
Планирование образовательной деятельности на неделю
Образовательная область. Направления деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 2 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно- модельная деятельность | 2 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Рисование | 2 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Базовая образовательная область | Периодичность |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | ежедневно |
Тематическое планирование в логопедической
старшей группе 37 на 2021/2022 уч.г.
Месяц | Неделя | Лексическая тема |
1 | Семья | |
2 | Овощи | |
3 | Фрукты | |
Октябрь | 1 | Сад-огород |
2 | Лесные грибы . Ягоды | |
3 | Осень | |
4 | Домашние птицы | |
Ноябрь | 1 | Перелетные птицы |
2 | Одежда, обувь | |
3 | Поздняя осень | |
4 | Игрушки | |
Декабрь | 1 | Зима, зимние забавы |
2 | Зимующие птицы | |
3 | Хвойные деревья | |
4 | Новый год | |
Январь | 1 | Дом и его части |
2 | Мебель | |
3 | Посуда | |
Февраль | 1 | Домашние животные |
2 | Дикие животные | |
3 | Наша Армия | |
4 | Дикие животные жарких стран | |
Март | 1 | Мамин праздник |
2 | Весна | |
3 | Профессии | |
4 | Наша Родина, наш город | |
5 | Транспорт | |
Апрель | 1 | Рыбы |
2 | День космонавтики | |
3 | Комнатные растения | |
4 | Перелетные птицы | |
Май | 1 | День Победы |
2 | Растения луга и сада | |
3 | Насекомые | |
4 | лето |
Перспективный план работы
Обследование детей (2 недели сентября)
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие общих речевых навыков
- Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
- Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
- Работа по формированию диафрагмального дыхания.
- Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Звукопроизношение
- Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики)
- Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков [м]-[м'],
[б]-[б'], [д]-[д'], [н]-[н'], [в]-[в'], [г]-[г'], [п]-[п'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [к]-[к'], [х]-[х'].
- Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
- Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)
- Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
- Подбор слов на гласные звуки.
- Знакомство с согласными звуками: [п]-[п'], [т]-[т'], [к]-[к'], [м]-[м'], [х]-[х'], [с]-[с'], [з]-
[з'].
- Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
- Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
- Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.) 10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (сук, мак и т. п.)
- Знакомство с буквами У, А, И, П, Э, Т, К, М, О, Х, Ы, С, В.
- Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам «Мой родной город», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Откуда хлеб пришёл», «Грибы», «Лиственные деревья», «Перелетные птицы», «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы», «Домашние животные и птицы», «Дом. Электробытовые приборы», «Осень (обобщение)».
Грамматический строй речи (по лексическим темам I периода обучения)
- Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
- Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.
- Согласование числительных два и пять с существительными.
Развитие связной речи
- Составление простых распространенных предложений.
- Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
- Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Грибы», «Домашние животные».
- Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
- Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Развитие мелкой моторики
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
- Печатание пройденных букв в тетрадях.
Работа с родителями
- Родительское собрание (согласно годовому плану ДОУ
-речевая и общая характеристика детей
-знакомство с планом работы на год
- Мастер-класс для родителей «Изготовление «вертушки» для дыхательной гимнастики».
- Оформление папки-передвижки «Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха»,
- Консультации для родителей:
«Развитие речевого дыхания»,
«Психофизиологическая структура процесса письма»,
«Дефекты речи и их предупреждение»
- Анкетирование родителей.
- Оформление индивидуальных тетрадей для детей.
- Родительские пятиминутки (по запросу родителей или логопеда).
Работа с педагогами Сентябрь
- Рекомендации воспитателям по проведению дыхательной гимнастики.
- Беседа с педагогом-психологом об основных направлениях взаимосвязи в коррекционной работе.
- Логопедический проект «Ах, эти рудные звуки».
- Обсуждение со всеми педагогами и внесение изменений и дополнений в тематический план на учебный год.
- Оформление картотеки «Развитие речевого дыхания».
- Участие в ППк ДОУ.
Октябрь
- Оформление картотеки «Зоркие глазки».
- Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».
- Презентация «Артикуляционная гимнастика»
- Совместный проект «Мы за здоровый образ жизни» (учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре).
- Индивидуальная беседа с музыкальном работником о развитии речевого дыхания у детей. Участие в составлении сценария праздника осени и подбор стихотворений.
- Участие в ППк ДОУ.
Ноябрь
- Консультация для воспитателей «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
- Интегрированное НОД с инструктором по физической культуре «В гостях у лесовичка».
- Семинар «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
- Участие в ППк ДОУ.
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль)
Развитие общих речевых навыков
- Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
- Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
- Знакомство со звуками [н]-[н'], [б]-[б'], [в]-[в'], [д]-[д'], [т]-[т'], [г]-[г'], [л]-[л'], [ч], [ц], [ф][ф'] и буквами Н, Б, В, Д, Т, Г, Л, Ч, Ц, Ф.
- Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).
- Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).
- Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
- Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
- Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
- Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слов в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
- Продолжить знакомство с буквами З, Н, Б, Д, Г, Л, Ч, Ц, Ф, Ш.
- Учить составлять слова из пройденных букв.
9. Обучить послоговому чтению слов.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Как звери зимуют (дикие животные наших лесов)», «Зимующие птицы», «Хвойные деревья», «Новый год» «Зимние забавы», «Наш город. Моя улица», «Спорт. Виды спорта. Спортивные игры», «Профессии», «Транспорт: наземный, воздушный, водный», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран», «День Защитника Отечества. Военные профессии», «Зима (обобщение). Одежда, головные уборы, обувь».
Грамматический строй речи
- Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Согласование существительных с числительными.
- Образование названий детенышей животных.
- Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).
- Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
Развитие связной речи
- Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
- Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
Развитие мелкой моторики
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
- Работа по развитию конструктивного праксиса.
- Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по темам II периода).
- Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
- Составление букв из элементов.
- Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
Работа с родителям
- Оформление папки-передвижки «Готовим руку ребенка к письму»/
- Логопедический проект «Ах, эти трудные звуки».
- Консультации для родителей:
«Дисграфия у дошкольников и ее школьные проблемы»
«Зависимость психического развития ребенка от развития его речи»
«О работе с детьми по развитию речи, как условия их успешной социализации в ДОУ и подготовки к школе »
- Оформление индивидуальных тетрадей для детей.
- Родительские пятиминутки (по запросу родителей или логопеда).
Работа с педагогами
Декабрь
- Помощь музыкальному руководителю в подготовке к Новогоднему празднику. Подбор стихов. Рекомендации о контроле за правильной и четкой речью детей.
- Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий по развитию общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
- Беседа с воспитателями по проведению работы над развитием лексикограмматических категорий у детей.
Январь
- Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением звуков в спонтанной речи.
- Индивидуальная беседа с музыкальном работником об особенностях развития просодической и темпо-ритмической сторон речи у воспитанников. • Рекомендации воспитателям по проведению пальчиковой гимнастики.
Февраль
- Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
- Консультация для педагогов «Формирование познавательной и речевой активности у детей с ОНР».
- Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о проведении комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия.
- Участие в ППк ДОУ.
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май)
Общие речевые навыки
- Продолжить работу над речевым дыханием.
- Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
- Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
- Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
- Знакомство со звуками [щ], [ш], [ж], [р]-[р'], [j].
Знакомство с буквами Щ, Ж, Р, Й, Ь, Я, Е, Ё, Ъ, Ю.
- Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
- Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
- Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
- Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Ранняя весна. 8 Марта. Женские профессии», «Аквариумные рыбы», «Семья. ФИО мамы и папы», «Комнатные растения» «Перелётные птицы», «День космонавтики», «Школа. Школьные принадлежности», «Речные рыбы. Морские рыбы», «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство», «День победы», «Насекомые», «Растения луга и сада», «Весна (обобщение)», «Лето».
Грамматический строй речи
- Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
- Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
- Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).
- Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.
- Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар).
Развитие связной речи
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Развитие мелкой моторики
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
- Работа по развитию конструктивного праксиса.
- Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
- Составление букв из элементов.
- Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
Работа с родителями
1. Открытое занятие для родителей.
3. Оформление папки-передвижки «Скоро в школу».
- Консультации для родителей:
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников», «Развитие связной речи в семье».
«Предупреждение нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста»
- Родительское собрание (согласно годовому плану ДОУ).
- ознакомление родителей с решением ППК
- определение дальнейшего учебного маршрута
- Оформление индивидуальных тетрадей для детей.
- Родительские пятиминутки (по запросу родителей или логопеда).
Работа с педагогами
Март
- Рекомендации воспитателям по заполнению педагогических характеристик на детей, направленных на ПМПК.
- Помощь музыкальному руководителю в подготовке к Весеннему празднику. Подбор стихов, участие в разработке сценария.
- Совместная подготовка с педагогом-психологом и воспитателями документации для ПМПК. Участие в ПМПК.
- Участие в ПМПк ДОУ.
Апрель
- Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психологической готовности детей, посещающих логопедическую группу, к школьному обучению.
- Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного произношения».
- Рекомендации воспитателям по автоматизации звуков.
- Участие в ПМПк ДОУ.
Май
- Консультация для воспитателей «От дошкольника к школьнику». • Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.
- Игровой мим-тренинг «Калейдоскоп эмоций».
- Участие в ПМПк ДОУ.
- Подведение итогов работы ПМПк
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий
(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Информационно-методическое обеспечение программы
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.
Список литературы логопедического кабинета
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). Составители: Г.А. Каше, Т,Б, Филичева — М., «Просвещение» 1978.
- Н.В. Нищева Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Н.В. Нищева Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. -
Спб.: ООО
- "Альбом для логопеда" О.Б. Иншакова 2002 Владос
- " Научите меня говорить правильно" И.О. Крупенчук 2003 Литера
- Дифференциация согласных звуков" Т.С. Резниченко , О.Д. Ларина 2004 Росмэн
- "Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников" С.А.Васильева 2004 Москва
- "Речевая карта ребёнка с ОНР ( от4 до 7лет) Н.В. Нищева 2004 Детство-пресс
- "Рабочая карта ребенка младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) Н.В.Нищева 2004 Детство-пресс
- "Альбом по развитию речи" В.С.Володина 2005 Росмэн
- "Домашний логопед" И. Светлова 2005 ЭКСМО
- "Сто логопедических игр" И.В. Скворцова 2005 Нива
- "Трудные звуки. Звук С" И.В. Скворцова 2003 Нива
- "Грамматика в картинках" Олма-пресс
- "Программа обучения и воспитания детей старшей группы с ФФНР" (Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина
- "Программа для подготовительной к школе группы детей с ФФНР" Г.А.Каше
- Учимся говорить правильно 5 лет" Т.А. Ткаченко 2001 "Гном и Д"
- "Учимся говорить правильно 6 лет" Т.А. Ткаченко 2001 "Гном и Д"
- "Логопедия" Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева 2004 Екатеринбург
- Методика психологи-логопедического обследования детей с нарушениями речи" Р.А.
Волкова 2004 Детство-пресс
- "Ум на кончиках пальцев" О.А. Новиковская 2005 Сова
- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой 2004 Воспит.дош.
- "Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей"
З.Е. Агранович 2005 Детство-пресс
- "Развитие речи дошкольника" Т.Б. Филичева, А.В. Соболева 1997 Арго
- "Формирование грамматического строя речи" А.Г. Аруманова 2005 Мозайка-синтез 26. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селеверстова 1981 просвещение
- "Логопедия" под редакцией Л.С. Волковой 2004 Владас
- "Орфографически словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожигова
2005 Детство-пресс
- "Дети с фонетикой-фонематическим недоразвитием" Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова 2000
Москва "Гном и Д"
- "Учите, играя" А.И. Максанов Г.А.Тумакова 1983 просвещение
- "Правильно говорит ли ваш ребёнок" А.И. Максанов 1982 просвещение 32. "Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых логопедических садах" С.З. Грепорян С.И. Маявская 1988 Москва
- "Логопедия в детском саду" А.И. Смирнова 2002 Мозаика синтез
- "Птицы. Какие они?" Т.А. Шорыгина 2002 "Гном и Д"
- "Деревья. Какие они?" Т.А. Шорыгина 2003 Москва
- "Какие месяцы в году?" Т. А. Шорыгина 1999 Гном-пресс
- "Цветы. Какие они?" Т.А. Шорыгина 2002 Москва
- "Словесные игры в детском саду" А.К. Бондаренко 1974 просвещение
- "Деоректология" журнал #1- 2003, журнал #2-2003, журнал #3-2003
- "Логопед" журнал 2006 п2;3;4;5;6; 2006 ,#1-2007,2008, 1,2,3,4,5,6.
- "Букварь" Н.С. Жукова 2006 эксмо
- "Тетрадь для закрепления произношения звуков" (К,К',Г,Г',Х,Х',Й) Н.В. Галльская 2003
- "Тетрадь для закрепления пройденных звуков" (С,С',З,З',Ц) Н.В. Гальская,Аверцв 2003 44. "Тетрадь для закрепления произношения звуков" Н.В. Гальская, Аверцв 2003
42 "Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет с ОНР" Н.Э. Теремкова 2005 "Гном и Д": Альбом 1, Альбом 2, Альбом 3,Альбом 4.
- "Играем,Читаем,Пишем" Е.О. Астаорьева 2006 Детство-пресс: Рабочая тетрадь 1, Рабочая тетрадь 2.
- "От звука к букве" Е.В. Камсникова 2001 "Гном и Д"
- "Нарушения Голоса" Е.В. Лаврова, О.Д. Контева, Д.В. Укланская 2006 Академия
- "Звуки Ф,Ф',В,В'" О.В. Егорова 2008 Москва "Гном и Д"
- "Звуки Т,Т',Д,Д'" О.В. Егорова 2008 Москва "Гном и Д"
- "Звуки М,М',Н,Н'" О.В. Егорова 2008 "Гном и Д"
- "Секреты предлогов и падежей" Е.В. Новикова 2007 "Гном и Д"
- " Развитие связной речи" В.В. Коваленко
Фронтальные логопедические занятия по теме "Зима" +картинный материал к занятиям С.В.
Коноваленко Москва 2006 "Гном и Д"
- "Развитие связной речи" В.В.Коноваленко Москва 2008 "Гном и Д"
Фронтальные логопедические занятия по теме " Весна" + картинный материал к занятиям.
- "Развитие связной речи" В.В. Коноваленко Москва 2008 "Гном и Д"
Фронтальное логопедическое занятие по теме "Я, моя семья, мой дом, моя страна" + картинный материал к занятиям С.В. Коноваленко Москва 2008 "Гном и Д"
- "Количественные числительные" дидактический материал в картинках В.В. Коноваленко "Гном и Д"
- "Антонимы" В.В. Коноваленко "Гном и Д"
Картинный дидактический материал С.В. Коноваленко "Гном и Д"
- "Многозначность глаголов в русском языке" В.В. Коноваленко "Гном и Д" дидактический картинный материал С.В. Коноваленко " Гном и Д"
- "Многозначность существительных в русском языке" дидактический картинный материал
С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко "Гном и Д" 2002
- "Логопедический Альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи" И.А. Смирнова 2006 Детство-пресс
- "Программа для ДОУ компексирующего и комбинированного видов (справочное пособие)
О.А. Степанова Сорери 2008
- "Легко и точно подбираем слова" ( рабочая тетрадь для детей 4-7 лет) Т.А. Ткаченко
2008"Ювента"
- "Пиши, читай-ка!" (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет) Т.А. Ткаченко 2008 "Ювента"
- "Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет" (рабочая тетрадь) Е.В.
Комсикова 2007 "Ювента"
- "Формируем слоговую структуру слова" (дидактический материал) С.Е. Большакова 2007 Сорера
- "Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет (8 альбомов) Н.С.Русланова 2006 "Аржти"
Список дидактического материала логопедического кабинета (картинки)
1. "Развитие речи дошкольника" Т.Б.Филичева , А.В. Соболева 1997 Арго Екатеринбург
2."Антонимы" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко 2008 "Гном и "Д" Москва
3. "Многозначность существительных в русском языке" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко
2007 "Гном и "Д" Москва
- "Многозначностью глаголов в русском языке" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко 2008
"Гном и "Д" Москва
- "Количественные числительные" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко 2008 "Гном и "Д" Москва
- " Садовые цветы "Гном и Д" 2008 Москва
- " Цветы в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Рыбы в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Обувь в картинках" "Гном " 2008 Москва
- " Головные уборы в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Женская одежда в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Посуда в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Домашние животные в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Детёныши диких животных в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Насекомые в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Овощи в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Фрукты в картинках" "Гном " 2008 Москва
- " Ягоды в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Грибы в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Злаки в картинках" "Гном " 2008 Москва
21."Птицы в картинках" "Гном " 2008 Москва
- " Кустарники в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Травы в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Зима в картинках""Гном " 2008 Москва
- "Весна в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Лето в картинках" "Гном " 2008 Москва
- "Осень в картинках" "Гном " 2008 Москва
Дидактические игры по формированию словаря
- «Профессии»
- «Свойства»
- «Кто-что делает?»
- «Наведи порядок»
- «Животные и их детёныши»
- «Парочки» (фрукты, овощи, ягоды, грибы)
- «Парочки» ( бабочки, жучки, паучки)
- «Парочки» ( деревья, злаки, садовые и луговые цветы)
Дидактические игры по развитию грамматического строя и формирование связной речи:
- «Что из чего сделано?»
- «Сочетание цветов»
- «Ориентирование»
- «Найди различия»
- «Из чего мы сделаны?»
- «Один-много»
- «Словообразование»
- «Противоположности»
- «Учимся правильно говорить»
- «Большие и маленькие»
- «Изучаем предлоги»
Дидактические игры по подготовки детей обучению грамоте
- «Играя, учись»
- «Слоги»
- «Звуковое домино»
- «Делим слова на слоги»
- Игра шнуровка «Снеговик»
- «Словарик»
Дидактические игры на развитие словесно-логического мышления
и ориентировки в пространстве
- «Сложи квадрат»
- «Сложи узор»
- «Умники и умницы»
Дидактические игры по формированию фонематического слуха:
«звонкий — глухой», шумовые коробочки,
Дидактические игры по развитию мелкой моторики и подготовки руки к владению письмом: массажные мячи «ёжик», шнуровка, мозаика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
программа состалена в соответствии с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений...
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речиПодготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениям речи (старшая группа)
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем ...
Презентация "Адаптированная образовательная программа для ребенка 5-6 лет, имеющего тяжелые нарушения речи"
Данная ПРОГРАММА разработана на основе следующих документов:Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";Федеральным государственным образовательным ста...
Адаптированная образовательная программа для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи на 2020 – 2021 годы
Адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...