Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи
рабочая программа по психологии (средняя группа)
данная программа расчитана на работу с детьми (4-5 лет) с ТНР на период с февраля по май учебного года, содержащую промежуточную и итоговую диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga-psihologa_dlya_detey_s_tnr_4-5_let.docx | 62.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на совете педагогов Заведующий
МБДОУ детского сада №176 МБДОУ детским садом №176
ПРОТОКОЛ № ____ _______________Е.Б. Хижина
от «____» ______________202__г. ___________________202___г.
Рабочая программа педагога-психолога
для работы с детьми с тяжелым нарушением речи
в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №176
(комплексное психолого-педагогическое сопровождение на 2023 год)
Составила:
педагог-психолог Соколова О.А.
Ульяновск
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи Программы.
- Возрастные и индивидуальные особенности психофизического развития детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
- Содержательный раздел.
2.1. Содержание форм психологического сопровождения.
2.2. Диагностика.
2.3. Психологическое просвещение и профилактика.
2.4. Коррекционно-развивающее направление.
2.5. Консультирование.
2.6. Содержание Программы.
- Планируемые результаты реализации Программы.
- Организационный раздел.
- Материально-техническое обеспечение Программы.
- Взаимодействие педагога-психолога с педагогами Учреждения.
- Система оценки планируемых результатов.
- Методическое обеспечение.
1.Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи в муниципальном дошкольном образовательном Учреждении детском саду №176 (далее Программа). Программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности группы с тяжелым нарушением речи по основным направлениям и обеспечивает единство развивающих, обучающих и воспитывающих целей и задачей процесса образования. Реализуется в логопедической группе для детей с ТНР, имеющих протоколы ПМПК с соответствующим заключением.
Структура и содержание Программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» - приказ Минобразования и науки РФ от 17.11.2013 г. № 1155 г. Москва;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014;
- Письмо МО РФ от 16.12.98 г. №01-50-205ин/32-03 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».
- Цели и задачи программы.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи, принятых в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176. Программа является коррекционно-развивающей.
Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми группы ТНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности дошкольника.
Данная цель конкретизируются в задачах:
- определять особенности организации образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей с ТНР, обеспечивая их эмоциональное благополучие;
- развивать индивидуальные качества и возможности ребенка;
- обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы, систематизируя методы работы педагога-психолога и учителя-логопеда в соответствии с программным содержанием;
- подготавливать методические материалы по психологическому сопровождению Программы;
- разрабатывать систему повышения психологической компетентности педагогов;
- оказывать поддержку и консультирование семьям, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности педагога и воспитанника, родителей и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются психолого-педагогические условия для развития детей.
Формы психологического сопровождения:
- профилактика;
- диагностика;
- просвещение;
- консультирование;
- развивающая и коррекционная работа;
- экспертиза.
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности психофизического развития детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями в речи.
К 4 годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения. Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п. Сформирована операция сериации - построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру). Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, по форме) и продолжать ряды в соответствии с ними. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности детей, так и в самостоятельной организации ими совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры. Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Внимание остается еще в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путем словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Память также остаётся в основном непроизвольной. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. На пятом году в жизни ребёнка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции.
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». К 5 годам у ребенка появляется способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции.
Индивидуальные особенности развития детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.
«Тяжелое нарушение речи» (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. У детей с ТНР оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, оказывается недоразвитой связная речь. В большинстве случаев кроме речи, нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости. Восприятие: - темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания; - сужен объем восприятия; - наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал); - нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства; - затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи; - физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие. Память: - недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение; - хуже развита вербальная память, лучше зрительная; - страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память. Мышление: - недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.; - не могут без помощи педагога установить причинно-следственные связи; - не понимают скрытый смысл загадки, пословицы.
Психологическое сопровождение дошкольников с ТНР рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей. Оно должно быть устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект - субъектных отношений. Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении), темп и ритм речи. Такое нарушение называется общим недоразвитием речи. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические
особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.
- Содержательный раздел.
2.1. Содержание форм психологического сопровождения.
Реализация Программы предусматривает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанниками, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями (законными представителями ребенка).
Психокоррекционные занятия с детьми логопедической группы проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется в соответствии с СанПиН и зависит от возрастной категории детей (средняя группа (4 - 5 лет) - 20 минут), индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.
Взаимодействие с педагогами, родителями воспитанников Учреждения (консультации, беседы, родительские собрания и т.д.) – по запросам, по плану работы. В работе педагога-психолога используются индивидуальная и групповая формы образовательной деятельности.
2.2. Диагностика.
Целью психологической диагностики является получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психологического развития детей с ТНР, определение зоны ближайшего и актуального развития. При этом участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Полученные данные в результате психологической диагностики могут использоваться для задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей с ТНР. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Диагностический инструментарий для детей 4-5 лет группы ТНР.
- Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.
- Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я.
- «Наглядный материал для обследования детей» Е.А. Стребелева
- Проективные диагностические методики («Дерево» К. Коха, методика «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека» К. Маховер, рисунок семьи)
2.3. Психологическое просвещение и профилактика.
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и в становлении личности, а также повышение психологической компетентности педагогов, администрации Учреждения и родителей. С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Примерный перечень психологического просвещения педагогов и родителей. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Родители | Педагоги |
«Секреты общения с ребенком в семье» | «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей» |
«Психологические особенности детей среднего возраста» | «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» |
«Взаимодействие с трудными детьми» | «Решаем проблемы, играя с детьми» |
«Понимаете ли вы своего ребенка?» | «Как развивать навыки коммуникации у детей с ТНР» |
«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» | «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни» |
«Как занять ребенка дома с пользой для его развития» | «Активизируем познавательный интерес у детей с тяжелым нарушением речи» |
- Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с тяжелым нарушением речи направлена на коррекцию недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
На коррекционно-развивающихся занятиях решаются следующие задачи:
- создание условий для развития высших психических функций;
- совершенствование мелкой моторики;
- стимулирование высказываний о себе, своих чувствах, мыслях, мечтах;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- активизация познавательных процессов, расширение общего кругозора;
- формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР.
Группа, с которой совместно работают воспитатель и педагог-психолог меняется и комплектуется по рекомендациям учителя-логопеда.
Средства реализации Программы для детей среднего дошкольного возраста: элементы изотерапии, элементы игровой терапии, развивающие игры и упражнения, речевые и коммуникативные игры, психогимнастика, релаксация.
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью соответственно возрастной группе (4 - 5 лет) – 20 минут.
- Консультирование
Цель психологического консультирования - оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация Учреждения. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Ульяновска.
Основным методом психологического консультирования является беседа в форме проведения индивидуальной консультации, которая направлена на проблемы развития и образования ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь (родители, педагоги). Педагог-психолог дифференцирует содержание запросов, с для того, чтобы определить возможности опосредованно решить возникающие трудности у ребенка.
Примерный перечень тем для психологического консультирования
- Методические рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.
- Развитие психических процессов у детей 4-5 года жизни с ТНР.
- Психология ребёнка с речевыми нарушениями.
- Пальчиковая гимнастика и ее влияние на развитие речи детей.
- Альтернативные методы коммуникации.
- Помощь дошкольнику в его сфере общения.
- Детские страхи.
- Тревожный ребенок.
- Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста.
- Детские кризисы.
- Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка с нарушением речи.
- Роль эмоционального интеллекта в развитии детей с ТНР.
- Психологическая поддержка семьи.
- Установление эмоционального контакта с детьми с особенностями психофизического развития в системе «ребенок-родитель».
- Содержание Программы.
Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешения трудностей); профилактического; развивающего.
- Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Данный принцип предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Одновременно осуществляется контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, что позволяет внести необходимые коррективы и обучающие программы.
- Приоритетность коррекции казуального типа. Выделяют два типа коррекции: симптоматическую и казуальную. Симптоматическая коррекция направленна на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Казуальная предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции, приоритетной следует считать казуальную.
- Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип показывает, что коррекционно-развивающим воздействием является организация деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Следуя этому принципу учитывается соответствие развития ребенка психического и личностного, нормативному, не забывая при том об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
- Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип о необходимости использования в обучении и воспитании детей с ТНР всего многообразия методов, приемов и средств (-арт, -сказко, -игротерапия; методы модификации поведения (поведенческий тренинг)).
- Привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Внесение нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизнь возможно при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии.
Все эти принципы позволяют определить в работе педагога-психолога стратегию и направление коррекционно-развивающей работы и прогнозировать ее успешность.
Важными в организации обучающей и развивающей деятельности являются также и дидактические принципы, используемые при взаимодействии педагога-психолога с воспитанниками Учреждения.
- Развитие динамичности восприятия. В процессе коррекционно-развивающих занятий данный принцип реализуется с помощью заданий с нарастающей сложностью; с включением упражнений, при выполнении которых внимание ребенка акцентируется на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; с разнообразием типов выполняемых заданий и смены деятельности детей.
- Эффективность обработки информации. Суть принципа в том, чтобы обеспечить воспитаннику полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. За счет чего развивается механизм самостоятельного поиска, выбора принятия решения – способность адекватно реагировать на определенные условия.
- Развитие и коррекция высших психических функций. Применение этого принципа возможна путем выполнения заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций.
Выше приведенные принципы необходимы, т.к. они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. Интегрированная деятельность педагога-психолога с воспитателем, учителем – логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре становиться более эффективной и продуктивной в работе с детьми с тяжелым нарушением речи.
Учебный план ( февраль, март, апрель, май)
Период | Тема | Цели и задачи | Форма проведения и название |
Февраль | 1. Знакомство с детьми | Познакомиться с детьми, развивать невербальное и вербальное общение, снять эмоциональное напряжение. | Ритуал «Приветствие», Игра «Клубочек имён», игра «Делай как я» |
2. «Вот что мы умеем!» | Продолжать знакомство друг с другом, формировать навыки вежливого обращения, развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, снятие эмоционального напряжения. | Ритуал «Приветствие», игра «Что изменилось?», игра обобщение: «Назови одним словом» (картинки и слова); пальчиковая гимнастика «Дружба», рисование «Дорисуй цветочек» | |
3. «Волшебные средства понимания» | Продолжать развивать навыки общения, доверия, умения сотрудничать. Сплочение коллектива, развитие внимания, памяти, моторики. | Упражнение в картинках «Наше настроение», игра «Угадай жест», пальчиковая гимнастика «Пальчики гуляют», Рисование «Дорисуй по образцу» | |
4. «Страна Вообразилия» | Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, мышления; расширение и активизация словарного запаса. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | «Приветствие», игра «Кто лишний?», упражнение «Счет», задание «Соедини по точкам», Психогимнастика «Лев», Раскрась картинку. | |
Март | 1. Психолого-педагогический мониторинг | Система мониторинга включает в себя сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных тестов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. | |
| Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти. | Ритуал «Приветствия», Упражнение «Запомни фигуры и знаки», игра «Кто самый внимательный», упражнение «Части и целое», Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
| Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия, развитие общей и мелкой моторики. | «Приветствие», упражнение «Будь внимателен»; игра «Птицы улетают/прилетают», рисование «Дорисуй по образцу». | |
| Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. | Приветствие «Страна настроений», игра «Противоположности», пальчиковая гимнастика «Прогулка», нарисуй свое настроение. | |
Апрель |
| Развитие слухового и зрительного восприятия, мышления и речи. общей и мелкой моторики, | упражнение «Найди, запомни, сосчитай», пальчиковая гимнастика «Улитка», упражнение- беседа «Время года», раскрась зонтик. |
| Развитие памяти, слухового и зрительного восприятия, расширение и активизация | упражнение «Разложи по порядку», игра «Чего не хватает?», Задание «Запоминайка», пальчиковая гимнастика «Лодочка». | |
| Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей, учить детей вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, употреблять различные обращения. Обогащать словарный запас и развивать речь детей, | Приветствие «Дружба начинается с улыбки, ятение стихотворения Т. Копылова «Хмурый мишка», Игра-упражнение «Потерянное словечко», беседа «Как вести себя во время разговора», игра «Комплимент». | |
| Воспитывать у детей навыки партнерского общения, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, расширять диапазон эмоций у детей через совместную игру. | Игра-упражнение «Помоги Тане», этюд «Делай как я», Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», Рисование на тему «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку». | |
Май |
| Создать положительный эмоциональный климат в группе, развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий, способствовать профилактике социальной дезадаптации. | Приветствие «Дружба начинается с улыбки», чтение произведения Р. Зерновой «Как Антошка полюбил ходить в детский сад», Дидактическая игра «Что я делаю в детском саду?» |
| Развивать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями, стремление и потребность радовать своих близких, развивать эмпатию. | Беседа на тему «Моя семья» - демонстрация сюжетной картинки «Семья», Пальчиковая гимнастика «Моя семья», Рисование «Мама, папа, я» | |
3.Психолого-педагогический мониторинг | Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей. |
- Планируемые результаты реализации Программы.
Психо-коррекционно-развивающая работа по направлению эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферам проводится для детей с ТНР в форме групповых занятий.
Основными показателями, свидетельствующими о том, что коррекционно-развивающая работа по Программе проводится эффективно, является следующее:
- Повышение самооценки и уверенности в себе;
- Развитие познавательной сферы;
- Формирование у детей позитивных навыков общения со взрослыми и сверстниками;
- Повышение мотивации к обучению.
В ходе реализации Программы ребенок также имеет динамику развития:
- двигательно-моторной и опто-моторной координации согласно возрасту;
- произвольности движений;
- целенаправленности двигательной моторики;
- осознания схемы собственного тела;
- слуховой, тактильной и зрительной памяти;
- наглядно-образного мышления;
- обладает более устойчивым вниманием;
- связной речью;
- овладения культурно-гигиеническими навыками;
- эмоциональной отзывчивости;
- представления о себе и собственной семье;
- умений и навыков, необходимых для осуществления различных и видов детской деятельности.
- Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
В работе педагога-психолога используются современные информационно-технические средства: ноутбук, принтер, ксерокс, сканер. А также методическая, психолого-педагогическая литература.
Групповые и коррекционно-развивающие психологические занятия проводятся в групповых помещениях. Индивидуальная работа проводится в кабинете педагога-психолога. Кабинет оборудован так, чтобы способствовать реализации трех основных функций в работе педагога-психолога: диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей. Созданная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить психологический комфорт для ребенка, возможность для развития познавательных, психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
Помещение для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий хорошо освещено, имеются детские столы и стулья. Консультативная зона включает в себя: шкаф для хранения документов, наборы диагностических методик, игры, стимульный материал для проведения диагностики. В кабинете также имеются игрушки, комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности.
3.2. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами Учреждения.
Взаимодействие педагогов организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка. Укрепление и развитие взаимодействия организации и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
С Заведующим Учреждения:
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач, в рамках реализации Программы.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для работы с детьми коррекционных групп.
С воспитателем:
1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
2.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
3.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
4. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
5. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
6. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника с тяжелыми нарушениями речи.
7. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей с тяжелыми нарушениями речи.
8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
9. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
С учителем-логопедом:
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с ТНР в группе.
2. Оказывает помощь учителю-логопеду в развитии у детей саморегуляции и самоконтроля на занятиях.
3. Участвует в обследовании детей с ТНР с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи.
6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
3.3. Система оценки достижений планируемых результатов.
Диагностика проводится по методике - «Психолого-педагогические обследования детей 3-7 лет (познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий 3-7 лет)» Е.А. Стребелевой.
Основными показателями, свидетельствующими о том, что работа проводится эффективно, является следующее:
∙ Повышение самооценки.
∙ Восстановление положительного эмоционального состояния.
∙ Снятие мышечной напряженности.
∙ Развитие коммуникативных способностей.
∙ Развитие волевой сферы.
Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей:
∙ Развитие навыков вербального и невербального общения.
∙ Снижение телесного и эмоционального напряжения.
∙ Улучшение самочувствия, активности и настроения (по наблюдениям психолога, родителей).
∙ Улучшение внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой мускулатуры рук, произвольности психических процессов.
- Методическое обеспечение.
- «Азбука общения» Л.М. Шипицина, 2001 г.
- «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А.Н. Веракса, 2014 г.
- «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. Комиссии» С.Д. Забрамная, 2010 г.
- «Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста» Н.Н. Павлова, Л. Руденко, 2016
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие, с приложением Альбома «Наглядный материал для обследования детей» (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова), под редакцией Е. А. Стребелевой , 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (РДА, РАС, атипичный аутизм)
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстро...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Индивидуальная программа работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи 6-7 лет....
Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушения...
Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на 2023 – 2024 учебный год
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа р...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...