Творческий проект «Юные журналисты»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Редкий случай, когда человек от природы чувствует себя в центре внимания совершенно спокойно. Некоторые в такой обстановке не могут связать и нескольких слов. Но эти проблемы решаемы. Постоянное нахождение на виду со временем может стать привычкой. Истории известен целый ряд случаев, когда скромные люди превращались в настоящих ораторов. Кроме того, человек, чувствующий себя перед большой аудиторией и десятком видео- и фотокамер как рыба в воде, всегда будет востребован.
Почему же так важно преодолеть этот барьер у дошкольников? Поступая в школу, дети должны будут уверенно отвечать у доски в классе, участвовать в разных мероприятиях (школьных олимпиадах, конкурсах и пр.). И если ребенок будет бояться, он не сможет показать свои знания, что скажется на его успеваемости и личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delfin_n.a.zhuravskaya_proekt_yunye_zhurnalisty.doc | 212.5 КБ |
kartoteka_igr.doc | 2.1 МБ |
buklet.doc | 325.5 КБ |
fotogallereya.doc | 1.19 МБ |
otzyvy_roditeley.docx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru
Долгосрочный детско-взрослый
творческий проект
«Юные журналисты»
для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Подготовили:
учитель-логопед Н.А. Журавская,
воспитатели: Н.И. Непокрытова
А.А. Шапошникова
г. Шарыпово, 2020г.
Название проекта: «Юные журналисты»
Тип проекта: творческий
Приоритетное направление: Речевое развитие
Участники проекта: воспитанники, родители и воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учитель-логопед.
- Актуальность
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.
По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.
Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в нашем ДОУ был запущен долгосрочный творческий проект «Юные журналисты» (далее — проект). В проекте принимают участие воспитатели, учитель-логопед, воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и их родители.
Так же наш творческий проект является актуальным, так как находит свое отражение в реализации следующих национальных проектов, которые реализуются в нашем регионе с 01.11.2018г. для повышения качества образования:
- «Поддержка семей, имеющих детей».
Цель: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (Красноярский край);
- «Цифровая образовательная среда».
Цель: создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы (Красноярский край).
- Проблемы, решаемые за счет проекта:
Редкий случай, когда человек от природы чувствует себя в центре внимания совершенно спокойно. Некоторые в такой обстановке не могут связать и нескольких слов. Но эти проблемы решаемы. Постоянное нахождение на виду со временем может стать привычкой. Истории известен целый ряд случаев, когда скромные люди превращались в настоящих ораторов. Кроме того, человек, чувствующий себя перед большой аудиторией и десятком видео- и фотокамер как рыба в воде, всегда будет востребован.
Почему же так важно преодолеть этот барьер у дошкольников? Поступая в школу, дети должны будут уверенно отвечать у доски в классе, участвовать в разных мероприятиях (школьных олимпиадах, конкурсах и пр.). И если ребенок будет бояться, он не сможет показать свои знания, что скажется на его успеваемости и личностном развитии.
3. Идея проекта: формирование речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
4. Цель проекта: сотрудничество с семьей по вопросам познавательного и социального развития дошкольников, а также содействие становлению речевой, интеллектуальной и социальной компетентности детей с ОВЗ в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.
5. Задачи проекта:
Задачи | Планируемые результаты | Критерии результатов | Мероприятия |
1. Включение родителей в реализацию проекта, как фактора позитивного развития детей с ОВЗ. | Показатели личностного развития дошкольников 1. Вживаясь в роль журналиста, дети стараются оформлять свои мысли грамотно, выразительнее, последовательно. Методическая копилка по итогам реализации проекта 1. Журнал с детскими статьями, написанными совместно с родителями. 2. Отзывы родителей. | 1. Выражение положительных эмоций от проделанной работы. | Написание совместно с родителями небольшой статьи (рассказа), в которой дети поделятся важным и значимым событием из своей жизни. Н-р: «Маленький братик», «Отдых в Турции», «Я хоккеист», «Мы любим путешествовать!», «Как я училась кататься на лыжах» и др. |
2. Расширение и активизация словарного запаса посредством знакомства детей с основами профессий журналиста, оператора и некоторыми понятиями: микрофон, видеокамера, фотоаппарат, диктофон, репортаж, интервью. | Показатели личностного развития дошкольников Это поможет расширить и активизировать словарный запас детей, а так же сформировать у дошкольников начальные представления о профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии. Методическая копилка по итогам реализации проекта 1. Картотека бесед о профессии журналист, оператор; 2. Наличие презентаций (ЭОР) о людях данных профессий; 3. Наличие атрибутов, необходимых для работы журналиста и оператора; 4. Наличие конспекта организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду для подг. группы на тему «Это нужно корреспонденту-журналисту!» (изготовление детьми атрибутов, необходимых людям данных профессий: микрофон, фотоаппарат, видеокамера); 5. Наличие конспекта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство детей с газетой и журналом» (история и этапы «рождения» газеты и журнала, виды газет и журналов, и т.д.); 6. Фотоотчет посещения детьми местной телерадиокомпании. | 1. Сформированность у дошкольников начальных представлений о профессии журналиста. 2.Использование дошкольниками в свободной речи таких понятий как журналист, оператор, фотоаппарат, видеокамера, микрофон, диктофон, газета, журнал. | Беседы о профессии журналист и оператор; Создание и представление детских презентаций о людях данных профессий; Знакомство с атрибутами необходимыми для работы журналиста и оператора; Самостоятельное создание необходимых атрибутов из подручных материалов (микрофон, видеокамера, фотоаппарат); Образовательная деятельность, посвященная знакомству детей с газетой и журналом как средствами массовой информации: их назначением, темами статей и заметок, особенностями оформления; Экскурсия в местную телерадиокомпанию «Шанс». |
3. Обучение построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью. | Показатели личностного развития дошкольников Сформированность речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Методическая копилка по итогам реализации проекта 1. Копилка видео репортажей; 2. Картотека игр; 3. Буклеты с рекомендациями для юных журналистов. | 1. Умение вступать в диалог, задавать логически построенные вопросы без аграмматизмов, высказывать свою точку зрения, использовать в высказываниях изученные термины и понятия. 2. Умение отвечать на вопросы полными развернутыми ответами. | Просмотр различных видео репортажей, где дети выступают в роли журналистов; Упражнения «Вопрос-ответ», где педагоги ДОУ выступают в роли журналистов и задают вопросы детям; Игра «Учимся брать интервью», состоящее из 2-3 вопросов, которые дети задают друг другу и педагогам ДОУ; Встреча с сотрудниками библиотеки. Беседа в сопровождении мультимедийной презентации по теме «Работа журналиста». |
4. Развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, педагогами, родителями и гостями детского сада. | Показатели личностного развития дошкольников 1. Сформированность речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Методическая копилка по итогам реализации проекта 1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр; | 1. Умение самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, подчинятся правилам игры или менять ход событий по договоренности. 2. Вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, выслушивать собеседника до конца, не перебивать его. | Сюжетно-ролевые игры с атрибутами «Интервью», «Репортаж»; Игра «Дружеское интервью», в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди, обращаясь к сверстнику по имени и задавая ему интересующий вопрос; |
5. Развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение. | Показатели личностного развития дошкольников 1. Формируется чувство гордости, коллективизма, взаимоуважения. 2. Повышение мотивации к участию в подобных мероприятиях. Методическая копилка по итогам реализации проекта Стенгазета, фотографии, рисунки детей. | 1. Выражение положительных эмоций от проделанной работы. 2. Умение сдерживать негативные (отрицательные) эмоции, если не получилось задуманное. 3. Поддержка сверстников и 4. Выступать на публике громко, четко и выразительно без стеснения. 5. Самостоятельно принимать решения и умение озвучивать их. 6. Выбирать тему и перечень вопросов для интервью. взрослых в трудной ситуации. | Оформление стенгазеты «Юные журналисты», а также выставка рисунков на данную тему. Встречи с людьми (родителями) разных профессий с целью интервью; Экскурсия в школу, в ходе которой дошкольники впервые возьмут интервью у учителя начальных классов. |
6. Критерии реализации проекта.
Количественные показатели | Показатели развития личности обучающегося | Востребованность проекта | Показатели общественного мнения |
Проектом охвачено 100% дошкольников, посещающих подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. | Сформированность речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Отсутствие «страха» при выступлениях перед публикой. | Опыт, полученный в ходе реализации проекта использован другими педагогами ДОУ. | Популярность проекта, заинтересованность других педагогов ДОУ, удовлетворенность родителей (законных представителей). |
Повышение уровня развития связной диалогической и монологической речи дошкольников (участников проекта) не менее чем на 80-75 % | |||
100% удовлетворенность участников проекта (через опрос-анкету) результатами проектной деятельности. | |||
Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ при использовании данного проекта в педагогической деятельности. |
Календарный график реализации проекта
на 2019 – 2020 учебный год
Месяц Задача | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ |
1. Расширение и активизация словарного запаса посредством знакомства детей с основами профессий журналиста, оператора и некоторыми понятиями: микрофон, видеокамера, фотоаппарат, диктофон, репортаж, интервью. | Беседы о профессии журналист и оператор; Создание и представление детских презентаций о людях данных профессий; Знакомство с атрибутами необходимыми для работы журналиста и оператора; Самостоятельное создание необходимых атрибутов из подручных материалов. | Образовательная деятельность, посвященная знакомству детей с газетой и журналом как средствами массовой информации: их назначением, темами статей и заметок, особенностями оформления. | Экскурсия в местную телерадиокомпанию «Шанс». | |||||
2. Обучение построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью. | Просмотр различных видео репортажей, где дети выступают в роли журналистов. | Встреча с сотрудниками библиотеки. Беседа в сопровождении мультимедийной презентации по теме «Работа журналиста». Упражнения «Вопрос-ответ», где педагоги ДОУ выступают в роли журналистов и задают вопросы детям. | Игра «Учимся брать интервью», состоящее из 2-3 вопросов, которые дети задают друг другу и педагогам ДОУ. | |||||
| Сюжетно-ролевые игры с атрибутами «Интервью», «Репортаж». | Игра «Дружеское интервью», в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди, обращаясь к сверстнику по имени и задавая ему интересующий вопрос. | Написание совместно с родителями небольшой статьи (рассказа), в которой дети поделятся важным и значимым событием из своей жизни. Н-р: «Маленький братик», «Отдых в Турции», «Я хоккеист», «Мы любим путешествовать!», «Как я училась кататься на лыжах» и др. | |||||
4. Формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела. | Оформление стенгазеты «Юные журналисты», а также выставка рисунков на данную тему. | Создание лэпбука | ||||||
5. Развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение. | Встречи с людьми (родителями, педагогами ДОУ) разных профессий с целью интервью. | Экскурсия в школу, в ходе которой дошкольники впервые возьмут интервью у учителя начальных классов. |
7. Мониторинг реализации проекта.
1. Выполнение задач (смотрим по достижению планируемых результатов, соответствующих этим задачам).
2. Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими.
3. Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми.
4. Оперативность корректировки проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых.
5. Наличие результатов, выходящих за рамки поставленных задач.
6. Расхождение между предполагаемым перечнем рисков и реально возникающим (в ту или другую сторону: в + или в –).
7. Оперативность корректировки проекта при расхождении предполагаемых и реальных рисков.
8. Уровень организации отдельных мероприятий.
9. Изменение уровня соорганизации команды проекта.
10. Коллегиальность принятия решений по поводу корректировки проекта.
Инструмент мониторинга:
Задачи | Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими | Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми | Меры по корректировке проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых |
1. Расширение и активизация словарного запаса посредством знакомства детей с основами профессий журналиста, оператора и некоторыми понятиями: микрофон, видеокамера, фотоаппарат, диктофон, репортаж, интервью. | Не выполнение ряда мероприятий в следствии перезагруженности месячного плана работы педагогов МБДОУ | Мониторинг реализации проекта позволит своевременно обнаружить расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми | Внесение необходимых корректировок в план реализации проекта |
2. Обучение построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью. | |||
3. Развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада. | |||
4. Формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела. | |||
5. Развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение. |
Примечание: содержание данной таблицы может быть скорректировано в ходе реализации проекта
8. Бюджет проекта
Материальное обеспечение и стимулирование на уровне МБДОУ.
9. Риски реализации проекта и способы преодоления.
Риски реализации проекта | Способы преодоления | |
1 | Недостаточная оснащенность специальным оборудованием: профессиональные фотоаппарат, видеокамера, микрофон, диктофон, программы для обработки видеороликов. | Привлечение спонсорских, благотворительных средств родителей. Использование нестандартного оборудования. |
2 | Несовпадение запланированных экскурсий с планом работы городской библиотеки и местной телерадиокомпании | Корректировка плана мероприятий |
10. Дополнительные эффекты:
1. Привлечение к содействию в реализации проекта родителей воспитанников (законных представителей), педагогов и работников МБДОУ, работников городской библиотеки, местной телерадиокомпании.
2. Привлечение учителей начальных классов, помогает решить дополнительную задачу по преемственности детского сада и школы.
3. Проект является одним из методов в реализации национальных проектов «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».
Приложение 1
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов/ тем | Базовые понятия | Формы деятельности | Количество часов | |
Теория | Практика | ||||
Образовательная область Познавательное развитие Образовательная деятельность Формирование целостной картины мира 1.Тема: «Журналист. Кто это?». 2.Тема: «Помощники журналиста (специальное оборудование)». 3.Экскурсия в телерадиокомпанию. Тема: «Я хочу быть ведущим». 4.Встреча с сотрудниками городской библиотеки. Тема: «Работа журналиста» 5. Экскурсия в школу. Тема: «Ответьте на вопрос». | Журналист, оператор, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, диктофон, репортаж, интервью. | Беседа, представление электронной презентации, игра, экскурсия. | |||
Образовательная область Познавательное развитие Образовательная деятельность 1.Тема: «Что такое газета и журнал?» 2.Тема: «Хочу знать» | Газета, журнал, статья, заметка, СМИ. | 1. Познавательно-исследовательская деятельность. 2. Просмотр видео репортажей и их обсуждение. | |||
Образовательная область Познавательное развитие Образовательная деятельность 1.Тема: «Это нужно корреспонденту-журналисту» | Микрофон (корпус, крышка, батарейка, усилитель). Фотоаппарат, видеокамера (корпус, объектив, штатив). | Конструктивно-модельная деятельность | |||
Образовательная область Речевое развитие Образовательная деятельность Развитие речи 1.Тема: «Я журналист» 2.Тема: «Дружеское интервью» | Интервью | 1.Беседа, упражнение «Вопрос-ответ», игра «Учимся брать интервью». 2.Составление вопросов для интервью, игра «Дружеское интервью». | |||
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность Тема: «Рисую журналиста» | Рисование | ||||
Самостоятельная деятельность детей | Сюжетно-ролевые игры «Интервью», «Репортаж» и др. Рисование | ||||
Работа с родителями | Статья, выставка, интервью. | 1.Создание презентаций. 2.Написание статьи совместно с родителями о значимом событии ребенка. 3. Встречи с родителями с целью интервью. 4.Оформление стенгазеты «Юные журналисты» и выставки детских рисунков. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
- Повышения уровня родительской компетенции в развитии ребенка.
- Повышение уровня формирования правильного звукопроизношения.
- Повышение уровня развития и активизации словарного запаса, формирования лексико-грамматических средств родного языка, связной диалогической и монологической речи, коммуникативных навыков дошкольников (участников проекта).
- Предпосылки формирования всесторонне развитой личности дошкольников, становление социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы и творческих способностей.
- Повышение уровня развития качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе.
Предполагаемые конечные результаты:
Реализация данного проекта позволит достичь положительных результатов по формированию у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствованию связной диалогической и монологической речи детей, коммуникативных навыков, развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе. Особое внимание уделяется развитию дикции дошкольников. Встречи с интересными людьми способствуют формированию всесторонне развитой личности дошкольников, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы и творческих способностей. А это очень важные умения, которые просто необходимы ребенку в школе и в жизни.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Схема-подсказка для ведения интервью
№ п/п | Картинка-символ | Тема речевого высказывания | Варианты речевых обращений |
1 | Вход в диалог Приветствие | - Здравствуйте! - Добрый день (утро, вечер)! - Мы рады встрече с вами! - И др. | |
2 | Цель |
| |
3 | Рассказ о работе (профессии) |
| |
4 | Обучение данной профессии |
| |
5 | Рабочие инструменты |
| |
6 | Отношение к профессии |
| |
7 | Фото на память |
| |
8. | Выход из диалога. Выражение благодарности. прощание |
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Юные журналисты"
Приобщить детей к "взрослому" делу,стать журналистами.Выпустить свою газету.Вовлечь детей в интересный мир познания и творчества,узнать больше об исторических событиях своей страны....
Проект "Юный журналист".
Образовательная практикаПроект «Юный журналист» как средство реализации НРК Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, И...
Лучший творческий проект "Юный художник"
Рисуем ладошками...
Творческий проект «Юные художники и их творение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В проц...
Проект «Юные журналисты» (познавательно – творческий) (подготовительная к школе группа)
Проект «Юные журналисты»...
Творческий проект "Юные художники"
Название проекта: «Юные художники».Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, родители и воспитателиПродолжительность проекта: краткосрочныйНачало проекта: октябрь 2019...
Долгосрочный информационно-творческий проект «Юный художник»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является из...