Творческий проект «Юные журналисты»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Журавская Наталья Анатольевна

Редкий случай, когда человек от природы чувствует себя в центре внимания совершенно спокойно. Некоторые в такой обстановке не могут связать и нескольких слов. Но эти проблемы решаемы. Постоянное нахождение на виду со временем может стать привычкой. Истории известен целый ряд случаев, когда скромные люди превращались в настоящих ораторов. Кроме того, человек, чувствующий себя перед большой аудиторией и десятком видео- и фотокамер как рыба в воде, всегда будет востребован.

Почему же так важно преодолеть этот барьер у дошкольников? Поступая в школу, дети должны будут уверенно отвечать у доски в классе, участвовать в разных мероприятиях (школьных олимпиадах, конкурсах и пр.). И если ребенок будет бояться, он не сможет показать свои знания, что скажется на его успеваемости и личностном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delfin_n.a.zhuravskaya_proekt_yunye_zhurnalisty.doc212.5 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc2.1 МБ
Microsoft Office document icon buklet.doc325.5 КБ
Microsoft Office document icon fotogallereya.doc1.19 МБ
Файл otzyvy_roditeley.docx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru

Долгосрочный детско-взрослый

творческий проект

«Юные журналисты»

для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

                                           Подготовили:

учитель-логопед Н.А. Журавская,

воспитатели: Н.И. Непокрытова

А.А. Шапошникова

 

г. Шарыпово, 2020г.

Название проекта: «Юные журналисты»  

Тип проекта: творческий

Приоритетное направление: Речевое развитие

Участники проекта: воспитанники, родители и воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учитель-логопед.

  1. Актуальность

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь  использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в нашем ДОУ был запущен долгосрочный творческий проект «Юные журналисты» (далее — проект). В проекте принимают участие воспитатели, учитель-логопед, воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и их родители.

Так же наш творческий проект является актуальным, так как находит свое отражение в реализации следующих национальных проектов, которые реализуются в нашем регионе с 01.11.2018г. для повышения качества образования:

  1. «Поддержка семей, имеющих детей».

Цель: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (Красноярский край);

  1. «Цифровая образовательная среда».

Цель: создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы (Красноярский край).

  1. Проблемы, решаемые за счет проекта:

Редкий случай, когда человек от природы чувствует себя в центре внимания совершенно спокойно. Некоторые в такой обстановке не могут связать и нескольких слов. Но эти проблемы решаемы. Постоянное нахождение на виду со временем может стать привычкой. Истории известен целый ряд случаев, когда скромные люди превращались в настоящих ораторов. Кроме того, человек, чувствующий себя перед большой аудиторией и десятком видео- и фотокамер как рыба в воде, всегда будет востребован.

Почему же так важно преодолеть этот барьер у дошкольников? Поступая в школу, дети должны будут уверенно отвечать у доски в классе, участвовать в разных мероприятиях (школьных олимпиадах, конкурсах и пр.). И если ребенок будет бояться, он не сможет показать свои знания, что скажется на его успеваемости и личностном развитии.

3. Идея проекта: формирование речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

4. Цель проекта: сотрудничество с семьей по вопросам познавательного и социального развития дошкольников, а также содействие становлению речевой, интеллектуальной и социальной компетентности детей с ОВЗ в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.

5. Задачи проекта:

Задачи

Планируемые результаты

Критерии результатов

Мероприятия

1. Включение родителей в реализацию проекта, как фактора позитивного развития детей с ОВЗ.

Показатели личностного развития дошкольников

1. Вживаясь в роль журналиста, дети стараются оформлять свои мысли грамотно, выразительнее, последовательно.

Методическая копилка по итогам реализации проекта

1. Журнал с детскими статьями, написанными совместно с родителями.

2. Отзывы родителей.

1. Выражение положительных эмоций от проделанной работы.

Написание совместно с родителями небольшой статьи (рассказа), в которой дети поделятся важным и значимым событием из своей жизни. Н-р: «Маленький братик», «Отдых в Турции», «Я хоккеист», «Мы любим путешествовать!», «Как я училась кататься на лыжах» и др.

2. Расширение и активизация словарного запаса посредством знакомства детей  с основами профессий журналиста, оператора    и некоторыми понятиями: микрофон, видеокамера, фотоаппарат, диктофон, репортаж, интервью.

Показатели личностного развития дошкольников

Это поможет расширить и активизировать словарный запас детей, а так же сформировать у дошкольников начальные представления о профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии.

Методическая копилка по итогам реализации проекта

1. Картотека бесед о профессии журналист, оператор;

2. Наличие презентаций (ЭОР) о людях данных профессий;

3. Наличие атрибутов, необходимых для работы журналиста и оператора;

4. Наличие конспекта организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду для подг. группы на тему «Это нужно корреспонденту-журналисту!» (изготовление детьми атрибутов, необходимых людям данных профессий: микрофон, фотоаппарат, видеокамера);

5. Наличие конспекта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство  детей с газетой и журналом» (история и этапы «рождения» газеты и журнала, виды газет и журналов, и т.д.);

6. Фотоотчет  посещения детьми местной телерадиокомпании.

1. Сформированность у дошкольников начальных представлений о профессии журналиста.

2.Использование дошкольниками в свободной речи таких понятий как журналист, оператор, фотоаппарат, видеокамера, микрофон, диктофон, газета, журнал.

Беседы о профессии журналист и оператор;

Создание и представление детских презентаций о людях данных профессий;

Знакомство с атрибутами необходимыми для работы журналиста и оператора;

Самостоятельное создание необходимых атрибутов из подручных материалов (микрофон, видеокамера, фотоаппарат);

Образовательная деятельность, посвященная знакомству детей с газетой и журналом как средствами массовой информации: их назначением, темами статей и заметок, особенностями оформления;

Экскурсия в местную телерадиокомпанию «Шанс».

3. Обучение построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью.

Показатели личностного развития дошкольников

Сформированность речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

 

Методическая копилка по итогам реализации проекта

1. Копилка видео репортажей;

2. Картотека игр;

3. Буклеты с рекомендациями для юных журналистов.

1. Умение вступать в диалог, задавать логически построенные вопросы без аграмматизмов, высказывать свою точку зрения, использовать в высказываниях изученные термины и понятия.

2. Умение отвечать на вопросы полными развернутыми ответами.

Просмотр различных видео репортажей, где дети выступают в роли журналистов;

Упражнения «Вопрос-ответ», где педагоги ДОУ выступают в роли журналистов и задают вопросы детям;

Игра «Учимся брать интервью», состоящее из 2-3 вопросов, которые дети задают друг другу и педагогам ДОУ;

Встреча с сотрудниками библиотеки. Беседа в сопровождении мультимедийной презентации по теме «Работа журналиста».

4. Развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, педагогами, родителями и гостями детского сада.

Показатели личностного развития дошкольников

1. Сформированность речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

 

Методическая копилка по итогам реализации проекта

1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

1. Умение самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, подчинятся правилам игры или менять ход событий по договоренности.

2. Вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, выслушивать собеседника до конца, не перебивать его.

Сюжетно-ролевые игры с атрибутами «Интервью», «Репортаж»;

Игра «Дружеское интервью», в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди, обращаясь к сверстнику по имени и задавая ему интересующий вопрос;

5. Развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.

Показатели личностного развития дошкольников

1. Формируется чувство гордости, коллективизма, взаимоуважения.  

2. Повышение мотивации к участию в подобных мероприятиях.

Методическая копилка по итогам реализации проекта

Стенгазета, фотографии, рисунки детей.

1. Выражение положительных эмоций от проделанной работы.

2. Умение сдерживать негативные (отрицательные) эмоции, если не получилось задуманное.

3. Поддержка сверстников и

4. Выступать на публике громко, четко и выразительно без стеснения.

5. Самостоятельно принимать решения и умение озвучивать их.

6. Выбирать тему и перечень вопросов для интервью.

взрослых в трудной ситуации.

Оформление стенгазеты «Юные журналисты», а также выставка рисунков на данную тему.

Встречи с людьми (родителями) разных профессий с целью интервью;

Экскурсия в школу, в ходе которой дошкольники впервые возьмут интервью у учителя начальных классов.

6. Критерии реализации проекта.

Количественные показатели

Показатели развития личности обучающегося

Востребованность проекта

Показатели общественного мнения

Проектом охвачено 100% дошкольников, посещающих подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Сформированность речевой компетентности у детей с ОВЗ, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

 Отсутствие «страха» при выступлениях перед публикой.

Опыт, полученный в ходе реализации проекта использован другими педагогами ДОУ.

Популярность проекта,

заинтересованность других педагогов ДОУ,

удовлетворенность родителей  (законных представителей).

Повышение уровня развития связной диалогической и монологической речи дошкольников (участников проекта) не менее чем  на 80-75 %

100% удовлетворенность участников проекта (через опрос-анкету) результатами проектной деятельности.

Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ при использовании данного проекта в педагогической деятельности.

Календарный график реализации проекта

на 2019 – 2020  учебный год

       Месяц

Задача

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

1. Расширение и активизация словарного запаса посредством знакомства детей с основами профессий журналиста, оператора и некоторыми понятиями: микрофон, видеокамера, фотоаппарат, диктофон, репортаж, интервью.

Беседы о профессии журналист и оператор;

Создание и представление детских презентаций о людях данных профессий;

Знакомство с атрибутами необходимыми для работы журналиста и оператора;

Самостоятельное создание необходимых атрибутов из подручных материалов.

Образовательная деятельность, посвященная знакомству детей с газетой и журналом как средствами массовой информации: их назначением, темами статей и заметок, особенностями оформления.

Экскурсия в местную телерадиокомпанию «Шанс».

2. Обучение построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью.

Просмотр различных видео репортажей, где дети выступают в роли журналистов.

Встреча с сотрудниками библиотеки. Беседа в сопровождении мультимедийной презентации по теме «Работа журналиста».

Упражнения «Вопрос-ответ», где педагоги ДОУ выступают в роли журналистов и задают вопросы детям.

Игра «Учимся брать интервью», состоящее из 2-3 вопросов, которые дети задают друг другу и педагогам ДОУ.

  1. Развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.

Сюжетно-ролевые игры с атрибутами «Интервью», «Репортаж».

Игра «Дружеское интервью», в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди, обращаясь к сверстнику по имени и задавая ему интересующий вопрос.

Написание совместно с родителями небольшой статьи (рассказа), в которой дети поделятся важным и значимым событием из своей жизни. Н-р: «Маленький братик», «Отдых в Турции», «Я хоккеист», «Мы любим путешествовать!», «Как я училась кататься на лыжах» и др.

4. Формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела.

Оформление стенгазеты «Юные журналисты», а также выставка рисунков на данную тему.

Создание лэпбука

5. Развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.

Встречи с людьми (родителями, педагогами ДОУ) разных профессий с целью интервью.

Экскурсия в школу, в ходе которой дошкольники впервые возьмут интервью у учителя начальных классов.

7. Мониторинг реализации проекта.

1. Выполнение задач (смотрим по достижению планируемых результатов, соответствующих этим задачам).

2. Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими.

3. Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми.

4. Оперативность корректировки проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых.

5. Наличие результатов, выходящих за рамки поставленных задач.

6. Расхождение между предполагаемым перечнем рисков и реально возникающим (в ту или другую сторону: в + или в –).

7. Оперативность корректировки проекта при расхождении предполагаемых и реальных рисков.

8. Уровень организации отдельных мероприятий.

9. Изменение уровня соорганизации команды проекта.

10. Коллегиальность принятия решений по поводу корректировки проекта.

Инструмент мониторинга:

Задачи

Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими

Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми

Меры по корректировке проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых

1. Расширение и активизация словарного запаса посредством знакомства детей с основами профессий журналиста, оператора и некоторыми понятиями: микрофон, видеокамера, фотоаппарат, диктофон, репортаж, интервью.

Не выполнение ряда мероприятий в следствии перезагруженности месячного плана  работы педагогов МБДОУ

Мониторинг реализации проекта позволит своевременно обнаружить расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми

Внесение необходимых корректировок в  план реализации  проекта

2. Обучение построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью.

3.        Развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.

4. Формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела.

5. Развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.

Примечание: содержание данной таблицы может быть скорректировано в ходе реализации проекта

8. Бюджет проекта

Материальное обеспечение и стимулирование на уровне МБДОУ.

9. Риски реализации проекта и способы преодоления.

Риски реализации проекта

Способы преодоления

1

Недостаточная оснащенность специальным оборудованием: профессиональные фотоаппарат, видеокамера, микрофон, диктофон, программы для обработки видеороликов.

Привлечение спонсорских, благотворительных средств родителей.

Использование нестандартного оборудования.

2

Несовпадение запланированных экскурсий с планом работы городской библиотеки и местной телерадиокомпании

Корректировка плана мероприятий

10. Дополнительные эффекты:

1. Привлечение к содействию в реализации проекта родителей воспитанников (законных представителей), педагогов и работников МБДОУ, работников городской библиотеки, местной телерадиокомпании.

2. Привлечение учителей начальных классов, помогает решить дополнительную задачу по преемственности детского сада и школы.

3. Проект является одним из методов в реализации национальных проектов «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда».

Приложение 1

Учебно-тематический план

Наименование разделов/ тем

Базовые понятия

Формы деятельности

Количество часов

Теория

Практика

Образовательная область 

Познавательное развитие

Образовательная деятельность

Формирование целостной картины мира

1.Тема: «Журналист. Кто это?».

2.Тема: «Помощники журналиста (специальное оборудование)».

3.Экскурсия в телерадиокомпанию.

Тема: «Я хочу быть ведущим».

4.Встреча с сотрудниками городской библиотеки. Тема: «Работа журналиста»

5. Экскурсия в школу. Тема: «Ответьте на вопрос».

Журналист, оператор, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, диктофон, репортаж, интервью.

Беседа, представление электронной презентации, игра,

экскурсия.

Образовательная область 

Познавательное развитие

Образовательная деятельность

1.Тема: «Что такое газета и журнал?»

2.Тема: «Хочу знать»

Газета, журнал, статья, заметка, СМИ.

1. Познавательно-исследовательская деятельность.

2. Просмотр видео репортажей и их обсуждение.

Образовательная область 

Познавательное развитие

Образовательная деятельность

1.Тема: «Это нужно корреспонденту-журналисту»

Микрофон (корпус, крышка, батарейка, усилитель).

Фотоаппарат, видеокамера (корпус, объектив, штатив).

Конструктивно-модельная деятельность

Образовательная область

Речевое развитие

Образовательная деятельность

Развитие речи

1.Тема: «Я журналист»

2.Тема: «Дружеское интервью»

Интервью

1.Беседа,

упражнение «Вопрос-ответ», игра «Учимся брать интервью».

2.Составление вопросов для интервью, игра «Дружеское интервью».

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность

Тема: «Рисую журналиста»

Рисование

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры «Интервью», «Репортаж» и др.

Рисование

Работа с родителями

Статья, выставка, интервью.

 1.Создание презентаций.

2.Написание статьи совместно с родителями о значимом событии ребенка.

3. Встречи с родителями с целью интервью.

4.Оформление стенгазеты «Юные журналисты» и выставки детских рисунков.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. Повышения уровня родительской компетенции в развитии ребенка.
  2. Повышение уровня формирования правильного звукопроизношения.
  3. Повышение уровня развития и активизации словарного запаса, формирования лексико-грамматических средств родного языка,  связной диалогической и монологической речи,  коммуникативных навыков дошкольников (участников проекта).
  4. Предпосылки формирования всесторонне развитой личности дошкольников, становление социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы и творческих способностей.
  5. Повышение уровня развития качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе.

Предполагаемые конечные результаты:

Реализация данного проекта позволит достичь положительных результатов по формированию у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствованию связной диалогической и монологической речи детей, коммуникативных навыков, развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе. Особое внимание уделяется развитию дикции дошкольников. Встречи с интересными людьми способствуют формированию всесторонне развитой личности дошкольников, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы и творческих способностей. А это очень важные умения, которые просто необходимы ребенку в школе и в жизни.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Схема-подсказка для ведения интервью

№ п/п

Картинка-символ

Тема речевого высказывания

Варианты речевых обращений

1

Вход в диалог

Приветствие

-  Здравствуйте!

-  Добрый день (утро, вечер)!

-  Мы рады встрече с вами!

-  И др.

2

Цель

  • Разрешите задать Вам несколько вопросов?
  • Мы хотим побеседовать с Вами о  …
  • Расскажите нам, пожалуйста, о …

3

Рассказ о работе (профессии)

  • Чем Вы занимаетесь?
  • Что Вы делаете?
  • Что Вы можете рассказать о своей профессии?

4

Обучение данной профессии

  • Где учились …?
  • Кто Вас научил?
  • Долго ли Вы учились?

5

Рабочие инструменты

  • Какие инструменты Вам нужны?
  • Чем Вы работаете?
  • Расскажите о своих помощниках в работе?

6

Описание: Описание: Рисунок100

Отношение к профессии

  • Любите ли вы свою профессию?
  • За что Вы любите свою профессию?

7

Описание: Описание: Картинка 1 из 64000

Фото на память

  • Разрешите с Вами сфотографироваться на память?

8.

Выход из диалога.

Выражение благодарности.

прощание

  • Вы очень интересно рассказали …
  • Спасибо вам за рассказ.
  • Нам понравилось…


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные журналисты"

Приобщить детей к "взрослому" делу,стать журналистами.Выпустить свою газету.Вовлечь детей в интересный мир познания и творчества,узнать больше об исторических событиях своей страны....

Проект "Юный журналист".

Образовательная практикаПроект «Юный журналист» как средство реализации НРК    Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, И...

Творческий проект «Юные художники и их творение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка,  для формирования творческой натуры. В проц...

Творческий проект "Юные художники"

Название проекта: «Юные художники».Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, родители и воспитателиПродолжительность проекта: краткосрочныйНачало проекта: октябрь 2019...

Долгосрочный информационно-творческий проект «Юный художник»

    Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является из...