Познавательно-творческий проект "Юные инженеры"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную и креативную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный прект для детей старшего дошкольногог возраста Юные инжинеры | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
«ЮНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ-КОНСТРУКТОРЫ»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Воробьева О.Н.
ТОМСК-2024
Вид проекта: познавательный, групповой, среднесрочный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: январь 2024г. - май 2024г.
Время реализации проекта: 1 раз в неделю 30 - 35 минут с детьми;
Интеграция направлений развития:
Познавательное развитие (конструирование)
Социально-коммуникативное развитие (работа в парах, одним набором;
Речевое развитие (активизировать словарь детей по теме: инженер;
Художественно-эстетическое развитие. (самостоятельная творческая деятельность,
Физическое развитие (перемещение детей по группе, развитие мелко моторики, деталей). конструктор, конструкторская лаборатория).
Актуальность. В рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития познавательно-конструктивного мышления и творчества у дошкольников и позволяет на ранних шагах выявить технические наклонности обучающихся в дошкольном образовательном учреждении.
Ориентируясь на перспективные направления дошкольной педагогики, связанные с развитием технических компетенций детей старшего дошкольного возраста, педагогами подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево», Томского района разработан и реализован проект «Юные инженеры-конструкторы».
Цель проекта: создать специфические условия для формирования основ технической грамотности, их технической компетентности, связной с использованием технических умений в видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить видеть конструкцию объекта, устанавливать последовательность ее выполнения, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
- Учить создавать разные оригинальные конструкции на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.
- Развивать умение проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели, самостоятельно воспроизводить в конструкции увиденное.
- Воспитывать ответственность, дисциплину, коммуникативные способности, желание доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования, находить выход из проблемной игровой ситуации.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, конструкторы, заводные игрушки, дидактически материал, схемы, видеоматериалы, бросовый материал.
Ожидаемые результаты проекта «Юные инженеры-конструкторы»:
- Способность обучающихся к самостоятельному решению ряда задач.
- Навыки самообразования — периодическая оценка своих успехов и собственной работы самими обучающимися.
- Успешные выступления на внешних состязаниях.
- Стремление к созданию творческих проектов.
- Развитие коммуникативных навыков: сотрудничество и работа в команде, успешное распределение ролей.
- Регулярное содержание своего рабочего места в порядке.
- Конкретный результат каждого занятия — это самостоятельно изготовленная модель.
Этапы проекта:
I Подготовительный этап.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные инженеры - конструкторы»
- Анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»
- Обогащение РППС
II Основной этап реализации проекта.
- Реализация плана работы
III. Заключительный этап.
- Выставка детских работ
- Итоговое мероприятие совместно с родителями «Конструкторский турнир»
- Опросник
Перспективный тематический план
Месяц | Тема занятий | Задачи |
январь 1-я неделя | «Наш друг - компьютер» | 1. Познакомить детей с устройством компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура, принтер, сканер). Сформировать элементарные представления о сборщиках компьютеров и профессии программиста. 2. Ввести в речь детей слова «системный блок», «монитор», «принтер», «сборщик компьютера», «программист». Активизировать в речи слова «компьютерная мышь», «клавиатура», «компьютерная техника». 3. Развивать творческие умения и способности детей, совершенствовать навыки конструирования из бросового материала. |
2-я неделя | «Видеокамера»
| 1. Воспитывать уважение к профессии видеоинженера, инженера видеомонтажа, инженера-конструктора. Развивать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу. Закрепить умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, кисточкой клеем. 2. Сформировать и закрепить представление о видеокамере, ее частях (корпусе, объективе, карте памяти, микрофоне), способах преобразования и воспроизведения изображений. 3. Закрепить умение называть части видеокамеры, высказывать свое мнение, развивать речевую активность. 4. Упражнять детей в индивидуальном моделировании, конструировании из дополнительного материала; развивать стремление к творческому поиску; развивать умение работать с помощью шаблона, совершенствовать навыки вырезания круглых форм. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
3-я неделя | «Приборы измерения «Часы» | 1. Закреплять навыки коллективной работы, умение распределять обязанности. 2. Сформировать представление о профессии «часовщик»: познакомить с разными видами часов и их назначением; закрепить названия деталей конструктора «Полидрон проектирование», геометрических фигур, их характерные особенности; познакомить с новыми понятиями: «экспонат», «часовщик», «корпус», «циферблат». 3. Активизировать речевую деятельность детей; совершенствовать диалогическую речь. 4. Закреплять умение детей выделять части предмета (корпус, циферблат, стрелки, часовой механизм), строить по схеме, самостоятельно отбирать нужные детали конструктора для конструирования. |
4-я неделя | «Город моей мечты» | 1. Расширять представления детей о понятиях: архитектура, строительство, сооружения, строения; познакомить детей с профессией архитектор, со значением архитектуры в жизни человека, уточнить знания об особенностях профессии строителя. 2. Ввести в лексикон понятия архитектор, архитектор-градостроитель, архитектор-реставратор. 3. Развивать умение детей создавать собственный замысел архитектуры по предложенной теме. 4. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук детей. |
Февраль 1-я неделя | Макет «Стадион» | 1. Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, занятых в строительстве спортивных сооружений. 2. Продолжать закреплять знания о стадионе, его функциоанальном назначении. 3. Обогащать словарь новыми понятиями: «железобетонные и металлические материалы», «фундамент», «кровля». 4. Закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей и скрепления деталей. 5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук детей. |
2-я неделя | «Проектирование машин» | 1. Познакомить детей с основными деталями машины: колеса, руль, сидения, бампер, двери, капот. Объяснить детям, что несколько деталей, собранных в одно целое, образуют сборочную единицу или узел. 2. Совершенствовать навыки соединения деталей конструктора «Лего». Развивать творческие способности и инициативу. 3. Развивать речевую активность детей, обогащать и активизировать словарь дошкольников: уточнить названия деталей машины: колеса, руль, сиденье, бампер, двери, капот, багажник. 4. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. 5. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев детей |
3-я неделя | Макет «Автоваза»
| 1. Сформировать первичные представления об организации машиностроительного производства: прессового производства, цеха сварки, цеха сборки, цеха и конвейера покраски, трека для испытаний. Объяснить детям, что несколько цехов и конвейеров собранных в одно целое, образуют предприятие – автомобильный завод. 2. Совершенствовать навыки работы с конструктором. Развивать творческие способности и инициативу. 3. Развивать речевую активность детей, обогащать и активизировать словарь: трек для испытаний. 4. Воспитывать уважительное отношение к труду человека, занятого в автомобильной промышленности. 5. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук детей. |
4-я неделя | «Наш весѐлый самолет отправляется в полет» | 1. Воспитывать уважение к людям, работающим на воздушном транспорте и в аэропорту, совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе, развивать желание помогать друг другу. 2. Развивать умение определять и называть части самолета, устанавливать практическое назначение самолета и его основных частей. 3. Расширять словарный запас, развивать умение высказывать свое мнение, развивать речевую активность. 4. Развивать умение создавать по образцу самолет из бросового материала (пластиковой бутылки), закрепить умение работать с бумагой, ножницами, клеем, развивать творческое мышление, фантазию |
Март 1-я неделя | «Конструирование одежды из различных материалов» | 1. Вызвать интерес к изготовлению и оформлению одежды; расширять представления о технологии изготовления одежды; побуждать к планированию деятельности, анализу выполненной работы. 2. Формировать умение передавать особенности предметов одежды посредством конструирования, конструировать костюм из бумаги (оригами) или платья из ажурных салфеток; совершенствовать навыки сгибание, резание; побуждать к самостоятельному поиску способов украшений изделий; развивать творческие способности при оформлении поделки, чувство цвета. 3. Развивать речевую активность детей: обогащать предметный словарь: дизайнер одежды, модельер, ателье, швея, швейное производство. 4. Воспитывать уважительное отношение к представителям профессий дизайнера, модельер, швея. 5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук детей; развивать согласованность в работе глаз и рук. |
2-неделя | «Фабрика по производству мыла» | 1. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых на фабрике по производству мыла. 2. Продолжать формировать представление детей о технологии промышленного производства парфюмерно-косметического продукта - мыла. 3. Совершенствовать и активизировать речевую деятельность детей, умение вести диалог в ходе совместной деятельности. 4. Формировать устойчивый интерес к конструированию. Упражнять в объемном моделировании при работе с бросовым материалом, с бумагой, в умении делать из нее модели по предложенным выкройкам. Развивать интерес к коллективному конструированию. 5. Развивать мелкую моторику, согласованность в работе рук. |
3-я неделя | «Настольная лампа своими руками»
| 1. Формировать у детей интерес к изобретательской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Систематизировать знания о бытовой технике, о правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами. Познакомить с историей возникновения электрической лампочки. 2. Формировать у детей умение называть части настольной лампы, высказывать свое мнение; расширять словарный запас (абажур). 3. Упражнять в проектировании и сборке из разобранной на запчасти настольной лампы, в изготовлении для неё абажура из дополнительного материала. Развивать способность к самостоятельному анализу моделей, развивать стремление к поиску. 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию. |
4-я неделя | «Холодильное оборудование» | 1. Сформировать представление детей о труде человека на производстве холодильного оборудования. Формировать представление детей о холодильном оборудовании, его разнообразии и значении. Совершенствовать умение понимать выкройку и действовать в соответствии с условными обозначениями. 2. Обогатить словарь детей новыми словами (понятиями): «холодильное оборудование», «инженер-конструктор», «сборщик». 3. Формировать у детей навыки изготовления объемных фигур из бумаги. Совершенствовать умение конструировать по выкройке объемную модель холодильника, оформлять его деталями. 4. Формировать умение делать четкие сгибы по пунктирным линиям путем проглаживания указательным пальцем и точные надрезы по сплошным линиям. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Апрель 1-я неделя | «Объемный макет рек, морей, океанов» | 1. Воспитывать ценностное отношение к результатам коллективного труда. 2. Расширять представления детей о разных водных путях (речной, морской), о видах навигационного оборудования, о гидрографии и профессии гидрографа. 3. Активизировать речь детей: обогащать словарь, внести понятия: водный путь, навигационное оборудование, плавучие знаки, маяк, буй, гидрограф. 4. Продолжать знакомить детей с конструированием макетов с помощью дополнительного материала; формировать умение передавать особенности природных и созданных людьми объектов в конструктивной деятельности; совершенствовать навыки: закрепление дополнительного материала (работа с мелкими камушками, крупой, бумагой, целлофаном), резание (надрезать полоски на равные части с одной стороны, не прорезать до конца; вырезать заготовку по контуру), склеивание и вклеивание. 5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. |
2-я неделя | Мини-макет «Верфь» | 1. Воспитывать уважение к профессиям судостроителя, конструктора, совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе. 2. Закрепить общие понятия о водном транспорте и судостроительстве, основных составляющих частях верфи. 3. Формировать умение детей называть составляющие элементы сооружений верфи, расширять словарный запас: судостроительный завод, верфь, названия видов водного транспорта (корабль, лайнер, подводная лодка, катер, ), цеха для строительства и ремонта судов, доки. 4. Упражнять детей в коллективном конструировании из различных видов строительного материала – «Полидрон», «Лего», из объемного крупного строительного материала, бросового материала, формировать в постройке комбинировать различный строительный материал. |
3-я неделя | Макет «Порт» | 1. Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим на водном транспорте в порту. 2. Расширять представления детей о порте как месте для стоянки пассажирских и грузовых судов, имеющем комплекс специальных сооружений: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы; сформировать представления о профессиях людей, работающих в порту. 3. Продолжать формировать умения и навыки конструирования, упражнять в решении конструкторских задач. |
4-я неделя | «Рыболовное судно» | 1. Воспитывать уважительное отношение к людям, занятым в промышленном рыболовстве (капитан, боцман, механик, матрос). 2. Закрепить представление детей об организации и ведении промышленного рыболовства. 3. Ввести в речь детей новы слова: «рыболовное судно», «промысловая рыба», «трюм». 4. Повышать интерес детей к изготовлению поделок из конструктора «Полидрон». Совершенствовать умение детей самостоятельно создавать модели из магнитного конструктора и каркасного конструктора «Полидрон» по схеме. |
Май 1-я неделя | «Метеостанция: дождемер, флюгер, уличный термометр» . | 1. Развивать умение работать в коллективе. 2. Закрепить общие понятия о метеорологической станции, основных приборах метеостанции: термометре, флюгере, дождемере, компасе, солнечных часах; формировать умение устанавливать практическое назначение каждого элемента и метеостанции в целом; закрепить названия видов и деталей строительного материала; развивать любознательность. 3. Формировать умение называть составляющие элементы (сооружения) метеостанции, расширять словарный запас: метеостанция, метеоролог, термометр, флюгер, дождемер, компас, солнечные часы. 4. Упражнять детей в коллективном конструировании из различных видов строительного материала: из «Лего», объемного крупного строительного материала, бросового материала; формировать умение комбинировать в постройке различный строительный материал |
2-я неделя | «Авианосец» | 1. Воспитывать уважение к профессиям инженера-конструктора, капитана, летчика. 2. Расширять представление о судостроительстве, знакомить с новыми понятиями (авианосец, эсминец, военно-морской флот, судостроительный завод). 3. Развивать речевую активность детей; обогащать словарь: военно-морской флот, крейсер, авианосец, корма, капитанская рубка. 4. Совершенствовать умение самостоятельно изготавливать модели судов по схемам; формировать умение передавать особенности строения судов посредством конструирования. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук дошкольников; развивать согласованность в работе глаз и рук. |
3-я неделя | «Космодром» | 1.Воспитывать уважение к профессиям космонавта, инженера-строителя, совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе, вызвать желание помогать другим. 2. Закрепить общие понятия о космосе космодроме, основных составляющих частях космодрома и их функциональном назначении; закреплять названия видов и деталей строительного материала; расширять кругозор. 3. Расширять словарный запас по теме (космодром, ангар, локаторы, стартовая площадка, космодром Байконур). 4. Упражнять детей в коллективном конструировании из различных видов строительного материала – «Полидрон-проектирование», «Лего», объемного крупного строительного материала, формировать умение в постройке различный строительный материал. 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
4-я неделя | «Роботы будущего» | 1. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. 2. Формировать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Развивать умение умения детей решать познавательные задачи и делать выводы. 3. Закреплять умение подбирать прилагательные. Ввести в активный словарь понятие «конструкторское бюро». 4. Упражнять детей в моделировании и конструировании из деталей конструктора- робота Robokids. Формировать навыки конструктивной деятельности. 5. Развивать мелкую моторику, двигательную активность. |
Планирование работы по взаимодействию с родителями
Цель: Сделать родителей активными участниками «технического» образовательного процесса, заинтересовать их, что то, чем будут заниматься их дети интереснее и увлекательней это делать вместе со своими детьми, повысить педагогическую культуру родителей.
Месяц | Мероприятие |
Январь | 1.Анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка» 2.Консультация «Детское конструирование. Что это?» |
Февраль
| 1.Консультация «Образовательная робототехника в детском саду» 2.Памятка: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования» |
Март
| 1.Мастер-класс «Подарок милой маме» 2.«Копилка полезных советов»- открытые занятия, выставки |
Апрель | Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта |
Май | Выставка детских работ «Военная техника» Итоговое мероприятие «Конструкторский турнир» |
Выводы по проекту:
Проект «Юные инженеры-конструкторы» направлен на формирование основ технической грамотности у дошкольников 6–7 лет, их технической компетентности.
В ходе проекта дети учатся:
- видеть конструкцию объекта, устанавливать последовательность её выполнения, анализировать основные части и их функциональное назначение;
- создавать разные оригинальные конструкции на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы;
- развивать интерес к моделированию и конструированию;
- проводить конструирование по собственному замыслу с опорой на технологическую карту, карту-схему модели, самостоятельно воспроизводить увиденное.
В проекте также воспитываются ответственность, дисциплина, коммуникативные способности, желание доводить начатое дело до конца.
Список литературы.
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
- Интернет ресурс https://inott.ru/projects/ot-frebelya-do-robota22/tematicheskoe-planirovanie-/
- Интернетресурс https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proekt_po_konstruirovaniiu_v_starshei_gruppe_sdou_s_ispolzovaniem_konstruktorov_
- Интернет ресурс http://chgard200.tgl.net.ru/o-prog-ot-freb-do-robota
- Интернет ресурс https://stranatalantov.com/uploads/publishing/93470_13667.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой
Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....
Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)
Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...
Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельностьобразовательная область: познавательное развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...