Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Новицкая Татьяна Борисовна

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.

Цель — создание таких условий, которые будут стимулировать активность дошкольника, и раскрывать его силы в той или иной области.

Задача педагога — обеспечить грамотный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на 2018 –  2019 учебный год

Фамилия, имя ребенка:      ХХХХХХ

Дата рождения:    30.06.2014                                                            Дата заполнения ИОМ: 01.09.19

 

Выписка из заключения ПМПК: -   Речевой диагноз:  Парциальная недостаточность вербального  компонента деятельности.

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы:  ИОМ составлен на основе «Примерной адаптированной основной образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной с учетом рекомендаций«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М..А. Васильевой.

  • Инновационные технологии, методы и средства:  «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития у   детей старшего дошкольного возраста» Л.Р. Лизунова,; «Образовательная  кинесиология»,  методика Пауля Дениссона; «Пальчиковый игротренинг» В. Цвынтарный;  «Пальчиковая гимнастика» М. Кольцова; «Чудо – обучайка» В. Буйко; «Разноцветные сказки»  Н.В. Нищева; «Развивающие игры», Б.П. Никитин

  • Здоровьесберегающие технологии: «Развивающие принципы …», методика В. Базарного; «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой;  «Логопедический массаж» Е.В. Новиковой.

  • Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата: промежуточная диагностика, тестирование, итоговые - открытые занятия по каждому исправленному звуку.

№ п|п

Направление коррекционно-развивабщей работы

Основные пути их решения

Взаимодействия с педагогами, родителями

Ожидаемые достижения ребенка

Реальные достижения ребенка

1

2

3

4

5

6

1.

Развитие общих речевых навыков.

-  Формировать и закреплять диафрагмальный тип физиологического  дыхания;

- Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и речевым сопровождением;

Учить постепенному удлинению речевого выдоха при произнесении слов;

-снимать голосовую зажатость и обучать  свободной голосоподаче;

Совершенствовать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) с специальных голосовых упражнениях.

Инструктор по физическому воспитанию: индивидуальная работа по совершенствованию координации движений; развитие навыков физиологического и речевого дыхания; формирование синхронного взаимодействия   речи с движением в ходе выполнения   различных упражнений и подвижных игр; нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз.  

Воспитатели: проведение физминуток с речевым текстом, подвижных игр с текстом; исправление неправильных поз при письме.

Музыкальный руководитель:использование элементов логоритмики на   музыкальных занятиях.

Родители:выполнение утренней зарядки, использование подвижных игр на воздухе, прогулки пешком; наблюдение у невропатолога.

2.

Общая, ручная, артикуляционная моторика.

-Формировать кинестетическую основу артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);

-развивать движения мимической мускулатуры по словесной инструкции;

Выполнение пальчиковой гимнастики, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления  навыков письма (сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

—  разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

—  отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);

—  поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;

—  перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

— отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик;

—  тренировать захват мячей различного диаметра;

—  выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.);

—  воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);

—  захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

—  перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

—  выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек) на основе образца;

 

Уверенно показывает: правая – левая сторона

в пространстве;

на листе бумаги.

Движения уверенные, координация удовлетворительная.

Без напряжения выполняет: «Улыбка» - «Трубочка»,

«Хоботок» «Лягушка».

«Чашечка»,

 «Лопатка»

«Часики»,

«Почисти зубки».

3.

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.

- Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведение по речевой инструкции и с опорой на зрительное восприятие;

-Формирование понятий «длинное»-«короткое», «громкое»-«тихое звучание с использованием музыкальных инструментов

-Обучение восприятию неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу и речевой инструкции;

-Выделение гласных звуков из ряда звуков;

-Формировать умение осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию   звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа;

Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий.

 Выделяет гласные звуки, производит анализ слогов из 2-3 звуков.

-на слух и в произношении различает твердые и мягкие свистящие звуки.

4.

Постановка звуков

Постановка и автоматизация  шипящих звуков:

«Четвертый лишний»

«Соедини пары»

«Составь цепочку»

«Дорисуй самолет»

«Что нарисовал художник»

«Улитка»

«Укрась елку»

«Что изменилось»

«Что без чего»

«Расскрась картинки»

«Магазин игрушек»

«Магазин продуктов»

«Доктор Айболит»

«Что перепутал художник»

«Убери кухню»»

«Помоги бабе Соне», скороговорки.

Постановка и автоматизация свистящих звуков«Четвертый лишний»

«Соедини пары»

«Составь цепочку»

«Дорисуй самолет»

«Что нарисовал художник»

«Улитка»

«Укрась елку»

«Что изменилось»

«Что без чего»

«Расскрась картинки»

«Магазин игрушек»

«Магазин продуктов»

«Доктор Айболит»

«Что перепутал художник»

«Убери кухню»»

«Помоги бабе Соне»

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Постановка и автоматизация звука  «Л» «Ль» «Найди картинку»

«Запони и повтори»

 «Что нарисовал художник»

«Ледяные фигуры»

«Большой – маленький»

««Четвертый лишний»

«Подбери пару»

 «Помоги клоуну»

«Золушка»

«Что из чего?»

«Раскрась картинки»

«Подбери пару»

«Кто с кем поменялся»

«Волчата»

«Четвертый лишний»

«Чего не стало»

«Запомни и повтори»

Воспитатели: развитие слоговой структуры речи («шипелки», игры в парах «Волшебный мешочек», «Угадай по описанию»;

Музыкальный руководитель:  развитие темпо-ритмической и интонационной стороны речи; умение дифференцировать различные звуки по акустическим признакам.

Родители: исполнение рекомендаций  по выполнению заданий учителя-логопеда,  способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; контроль за звукопроизношением в домашних условиях, заучивание чистоговорок, скороговорок в домашних условиях.

В речи правильно произносит шипящие и свистящие звуки и звук «Ль», «Л»

4.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

-Расширение объема и уточнение предметного, предикативного   словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.

-Усвоение значений новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

--Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнять значения слов, обозначающих названия предметов,  действий, состояний, признаков.

                                           

-Усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода;  

-практическое усвоение некоторых способов словообразования и словоизменения (употребление  существительных с уменьшительно-ласкательным значением; работа над правильным согласованием прилагательных с существительными, единственное-множественное число сущ.);

-преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени;

-употребление в  речи простых предлогов (в,на, под, над).

Воспитатели: игры и упражнения по рекомендациям логопеда по развитию лексико-грамматических категорий ;формирование интереса к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу;(словесные игры «Покажи и назови», «Один – много»,« Мой моя, моё» и т.д.); знакомство с  непосредственно с изучаемым явлением, понимание словесных обозначений этих явлений;

 использование различных  виды речевой деятельности в ходе  воспитательно-образовательной работы с детьми: в процессе непрерывной образовательной деятельности, проведения режимных моментов.

Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради; обогащение  словаря в повседневной жизни.

-Усвоены притяжательные местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода;  

 -правильно согласовывает сущ.и прил.,

Употребляет уменьшительно-ласкательне существит.,

единственное-множественное число сущ.;

-употребляет в речи простые предлоги.

5.

Слоговая структура слов

- Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведение по речевой инструкции и с опорой на зрительное восприятие;

-Формирование понятий «длинное»-«короткое», «громкое»-«тихое звучание с использованием музыкальных инструментов

-Обучение восприятию неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу и речевой инструкции.

-Совершенствовать правильное воспроизведение звукослоговой структуры слова (предъявленных изолированно и к контексте); двусложных слов со стечением согласных в начале слова (клубок), в середине слова (ведро), в конце слова (радость);

-обучать осуществлению фонематического синтеза, совершенствовать фонематические представления (по картинкам и по представлениям)

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома».

Правильно воспроизводит  двусложные слова со стечением согласных.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....