"Роль ИКТ в оптимизации коррекционного процесса дошкольников"
статья по логопедии
статьВ данной статье представлен опыт работы е представлен ой статье авВ данноором представлен опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ikt_v_optimizatsii_korrektsionnogo_protsessa_doshkolnikov_2018.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль Информационно Коммуникационных технологий в оптимизации коррекционного процесса дошкольников"
Дошкольное образование ставит перед собой несколько целей. Одна из них – комплексно подготовить ребенка к процессу школьного образования и обучения в коллективе. Для этого необходимо, чтобы к завершению дошкольного периода, ребенок имел хороший навык владения устной речью, умел ее использовать для связного и понятного выражения своих мыслей и желаний. Говорил о своих потребностях и общался при помощи правильно оформленных повествовательных предложений.
В последнее время у детей участились случаи нарушений речевого развития. Специалисты связывают это с различными факторами – экологическим, технологическими, социальными, генетическими, семейными. Нарушения речи различной этиологии у детей-дошкольников требуют оказания им квалифицированной помощи специалиста –учителя - логопеда . Для оказания подобной помощи и организации коррекционной и обучающей работы создаются группы специальной компенсирующей направленности. В этих группах занимаются детки, которым необходимо комплексное развитие речи и профилактика возможных речевых нарушений.
Для этого разрабатываются специальные коррекционные блоки дополняющие образовательную Программу детских дошкольных учреждений с группами компенсирующей направленности. Большая роль в работе с детьми, у которых есть нарушения речи бес сомнения принадлежит разработанной Н.В. Нищевой «Примерной адаптированной программе кореекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи». Кроме нее существует множество авторских работ и методразработок, пособий, информационно-коммуникационных технологий для работы с разными категориями деток, у которых есть нарушение речевого развития. Но, к большому сожалению, нет фундаментального пособия для специализированных групп дошкольных учебных учреждений компенсирующей направленности, которое могло бы обеспечить успешную деятельность как образовательную, так и коррекционную.
Работая в детском саду учителем-логопедом, мной был систематизирован накопленный опыт практической работы и обширный коррекционный материал. Как итог мною была разработана медио-картотека. При помощи современных компьютерных технологий составлена картотека игр по формированию лексико-грамматических категорий для взаимодействия деток с нарушениями речи с воспитателями, сверстниками и родителями. Игры из этой медио-картотеки применяются в основном для проверки и закрепления пройденного материала. Отдельно хочется выделить раздел дидактических игр. Как известно, в дидактической игре главной целью является игровое обучение. То есть, обучающая задача скрыта от ребенка игровой целью. Это и определяет своеобразие и эффективность подобных игр – обучение через игру. И здесь открывается огромный простор для творчества и индивидуального подхода к потребностям и возможностям ребенка..Если предоставить преобладающую роль обучению как игровой составляющей, то игра становится упражнением. Если же акцент переместить на игровую составляющую, то занятие перестает быть «обучением», становится увлекательной игрой по заранее заданному сценарию в рамках определенной дидактической задачи.
Суть дидактической игры заключается в следующем: ребенку предлагается решить какую-либо умственную задачу, которая вызывает у него определенные трудности. Задание дается в форме игры, поэтому воспринимается как практическое, игровое. Такое восприятие задачи повышает умственную активность ребенка и он легче, чем при обычном методе обучения самостоятельно находит ее решение.
В дидактических играх с уклоном на грамматическое содержание деткам с нарушениями речи предлагается решить задачи, которые дают возможность освоить способы словообразования и словоизменения, склонения по числам и падежам, наклонениям, определения грамматической формы и т.п.. Понятно, что ни одна дидактическая игра не сможет обыграть все существующие в языке грамматические формы. Так же как ни один набор упражнений не охватит все явления и способы, характерные для речевых оборотов языка. Но эта цель и не ставится. Главное то, что во время дидактической игры у ребенка формируется языковое чутье, отношение к слову как к лингвистической единице, поисковый подход к грамматике, более полное понимание и осознание языкового пространства.
Важным направлением в работе учителя коррекционной работы – логопеда является развитие высших психических функций ребенка с речевыми нарушениями. Для этого мною, совместно с педагогом-психологом разработана картотека по формированию высших психических функций. Эта картотека содержит: игры, упражнения направленные на развитие воображения и образного мышления ребенка, развитие функций восприятия и памяти, аналитических и синтетических способностей, конструктивных и реконструктивных, моторных функций и навыков у обучающегося. Педагогам дошкольных учреждений необходимо использовать для коррекционной работы в группах компенсирующей направленности весь арсенал доступных методов, методик и упражнений, способствующих активизации высших психических функций у ребенка с нарушениями речи. Именно комплексный подход в коррекционной работе, использование игровых методов, информационных технологий и современных технических средств и возможностей позволят оказать действенную и эффективную помощь ребенку с нарушениями речи. Будет способствовать в дальнейшем его полноценной адаптации в социуме, обучению и общению наравне с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ИКТ для оптимизации коррекционно-развивающего процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
В статье раскрывается теоретическое обоснование темы педагогического инновационного проекта, основные аспекты деятельности по реализации проекта в соответствии с ФГОС ДОО, показаны результаты ре...
Оптимизация коррекционного процесса при формировании математических представлений у детей с ОВЗ
презентация для гмо учителей-дефектологов...
Консультация для родителей «Роль семьи в коррекционном процессе»
Уважаемые родители!...
Статья на тему: «Роль семьи в образовательном процессе дошкольника»
Важными аспектами, облегчающими совместную деятельность, являются:- здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые зад...
Презентация "Роль семьи в образовательном процессе дошкольника"
Сотрудничество инструктора по физической культуре с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личност...
Оптимизация коррекционного процесса с детьми с ТНР
Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа учителя-логопеда и семьи. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков. У ребенка выра...
Значение логопедических занятий и роль родителей в коррекционном процессе.
Нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее. К тому же не устранённые вовремя дефекты п...