Консультация "Роль игры в коррекционном процессе"
консультация по коррекционной педагогике

Статья раскрывает основные преимущества в использовании игр при коррекции речевых нарушений и описывает характеристики различных игровых приемов. Приведены примеры игр с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_korrektsionnom_protsesse.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Роль игры в коррекционном процессе»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». 

Игра:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

 Логопедические игры и упражнения способствуют:

овладеть правильным звукопроизношением;

развивать фонематические функции (умение слышать и различать звуки речи);

пополнить и активизировать словарный запас;

сформировать лексико-грамматические стороны речи;

сформировать зрительное представление графических изображений букв и слов;

сформировать эмоционально-волевую сферу (развить произвольное зрительное внимание, память, познавательный интерес, усидчивость);

предупредить и скорректировать нарушения устной речи в дошкольном возрасте

профилактика дисграфии и дислексии.

 Игровой метод подразумевает использование различных компонентов игровой деятельности вместе с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. В игровом методе главная роль принадлежит логопеду, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей. С детьми, имеющими нарушения речи, используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие. Их использование определяется задачами и этапами в логопедической работе, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями воспитанников. Любая игра является деятельностью. При таком её понимании раскрываются обширными возможностями использования игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. Самым эффективным методом при коррекции речи, используются дидактические игры как одной из форм обучающего воздействия учителя-логопеда на ребёнка.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них обучающая, которую преследует учителя-логопеда, а другая – игровая цель, в результате которой, активизируется деятельность ребёнка. Для обеспечения успешной коррекционно-развивающей работе необходимо, чтобы эти две цели взаимодействовали друг с другом и обеспечивали усвоение необходимого программного материала.


Принципы дидактических игр:

Дидактическая игра должна опираться на программный материал;

Дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);

Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

Пособия, используемые логопедами при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;

Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Дидактические игры и упражнения способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей – логопатов в течение занятия меняются виды деятельности. Игровой, дидактический материал даются в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Во время логопедических занятий используются яркие игрушки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно – эмоциональной основе. В игре моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя, семьи. Игра для детей – это сама жизнь. Игры со звуками помогают выработать чувство языка, умение правильно произносить слова, развивать фонематический слух, легко усвоить грамматические нормы.

Игры на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию
звуков.

1. «Чудесный мешочек». На определение начального звука в слове. На автоматизацию любого звука в начальной позиции. Достать предмет из мешочка, назвать его и определить первый звук в слове.
2.«Будьте внимательны». Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш. Логопед произносит слова Ш, п, к, ш, с, ф, ш, р, ш, д; ша, ка, ло, шо, шу, ты, ши, да, ма, шэ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш, лампа, санки, кувшин, шуба, сок, шок.
3.«Назови ласково». На звук Ш. Логопед просит детей образовать новые слова по образцу, обратить внимание на появление звука Ш в этих словах. Хлеб – хлебушек, воробей, камени, петух, рыба, трава, тётя, корова, мама, горох, орехи, муравей.
4.«Чудесный сундучок». На звук Ч.
Логопед показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что там лежит, только надо сказать слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и чётко называют их.
5.«Большой – маленький» Логопед просит детей образовать новые слова по образцу, обратить внимание на появление звука ч в этих словах. Стул – стульчик, мяч, яблоко, диван, лимон, шапка, жук, звезда, ведро, бык, огурец.
6. «Угадай слово». Закончи слово звуком Ч, какое слово получится. Гра.., мя.., вра.., кирпи.., труба.., кала..., скрипа.., ме… пе.., клю..
7.«Около». На звук Л. Логопед выставляет по три картинки в несколько рядов. В названии каждой картинки имеется звук Л. Логопед просит назвать среднюю картинку и где она находится по образцу, дети должны чётко произносить звук Л в словах. Около лодки, лук и колбаса. Около куклы, клубника и платье. Около полки, стул и стол. Около белки, яблоко и молоко. Около кресла, велосипед и мотоцикл.
8. «Четвёртый лишний». На определённый звук. Например на звук Л. Логопед просит детей выбрать лишнюю картинку в названии которой нет звука Л.
9. «Выбери и назови только те картинки в названии которых есть звук Р».
10.«Дружба». На автоматизацию звука Р. Перед детьми картинки разложенные по четыре, в названии которых есть звук Р. Образец: сыр «дружит» с кефиром, а сахар «дружит» с зефиром. Морковь «дружит» с картошкой, а рояль с гармошкой. Перо «дружит» с вороной, а укроп с помидором. И.Д.
11«Закончи стихотворение». На звук З и С. Логопед читает стишок, дети заканчивают его, выбирая из представленных картинок. - Ой, - кричат вокруг хозяйки, В огород забрались ….. (зайки). Заглянула в дверь коза, Очень грустные …. (глаза). Слёзы льются у Оксанки, У неё сломались ….. (санки).
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский …. (сад) На даче в лесу были разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и …..(синицы).
12. «Подари подарки Зине и Жене». На звуки З – Ж. Игрушки (картинки) в названии которых есть звук З – «подарить» Зине, со звуком Ж – «подарить» Жене.
13.«Скажи наоборот». На звуки Л – Р. Ла – ра, ро - …, ар - …, ры - …, ….т.д.
14.«Измени слово». На звуки Р – Л. Логопед просит детей заменить звук Л на звук Р в словах. Какие слова получились? Лак – рак, лов - …, ложки - …, лама - .., бал - .., дал - .., игла - .., блошка - .., ложь - .., жил - .., жал - …
15.«Светофор». На дифференциацию звуков Р – Рь. Услышав в слове звук Р – поднять синюю карточку, услышав звук Рь – зелёную карточку.
16.«Слова с начинкой». На закрепление произношения звука С в словах. С помощью картинок-подсказок отыщи в каждом слове спрятанное второе слово (фа-соль, лес-ка). Кусок, гусыня, сокол, постой, перелесок, стон, голосок, стог, фокусы, минусы, столик.
17.«Катины подарки». На выделение начальных согласных П, Т, К, М, Н. Логопед помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и её игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки и выделить начальные согласные в их названиях. Далее перед детьми раскладываются маленькие картинки и даётся объяснение, что Катя приехала с дачи и привезла своим игрушкам подарки, названия которых начинаются с тех же звуков, что и названия игрушек. Дети должны по очереди брать картинки с изображениями подарков и составлять предложения.

Таким образом, игровой метод в коррекции речевых нарушений облегчает процесс постановки, автоматизации, дифференциации поставленных звуков, мотивирует ребенка, помогает максимально вовлекаться в процесс обучения. Это мощный инструмент, благодаря которому занятия будут гораздо эффективнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе"

Материал презентации имеет практическую направленность: цели дидактической игры; последовательность проведения дидактических игр;, распределение дидактических игр на неделю....

РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

   РОЛЬ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора  методов обучени...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...

Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе.

Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе....

Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»

Дидактические - развивающие игры в коррекционно -  образовательном процессе учителя - логопеда ДОУ....

Интерактивные игры в коррекционно-образовательном процессе

Представляю обзор интерактивных игр как средств формирования звукопроизношения....