План мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кузьмина Алена Владимировна

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано с родителями

(законными представителями)

_________/_________________

подпись    расшифровка подписи

«____»______________2019 г.

«Утверждаю»

 Заведующий МБДОУ д/с №31 с. Святогорье

____________________Н. В. Лесиковой

Приказ №___ от«____»________2019 г.

План  мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка – инвалида

с __01.02.2019_ по _01.09.2019_.

ИПРА ребенка-инвалида № 127.14.27/2019 от 06.02.2019 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 165.14.27/2019 от 06.02.2019

Адресат:  Богданов -  Ольховский Матвей Александрович.

Дата рождения – 27.05.2012

Возраст – 6 лет

У Матвея выявлены интеллектуальные, речевые нарушения, является обучающимся с ОВЗ.

Уровень общения: легко вступает в контакт.

Внимание: неустойчивое.

Зрительное восприятие: не соотносит величину, цвет предмета (не обозначает их словом), подбирает по слову взрослого несколько форм, не называя их.

Мелкая моторика: не нарушена.

Слуховое внимание и фонематический слух: определяет источник звука, трудности в повторении слогов с оппозиционными звуками, различие слов близкие по звучанию.

Звукопроизношение: полиморфное нарушение звуков-замены, пропуски, перестановки.

Общая характеристика речи: речь состоит из простых (облегченных) слов, строит предложения из 2-х слов и жеста.

Активный словарь содержит: существительные, местоимения, редко глаголы.

Матвей нуждается в создании специальных условий для детей с у.о. Рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с динамическим наблюдением ПМПК.

2. Тематический план

коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития:

Период

ЗСР (произношение)

ЗСР (фонематическое восприятие)

Развитие речи и лексико-

грамматических

категорий

I период

Февраль 2019)

 1.Продолжить работу над выработкой

дифференцированных

движений органов

артикуляционного аппарата.

 2.Продолжить работу над развитием речевого дыхания.

 3.Работа над  правильным

произношении сохранных звуков, произнесение их с

различной силой голоса и интонации:

-изолированно;

-в слогах (воспроизведение

звуко-слоговых рядов с различной интонации, силой

голоса, ударением;

воспроизведение

ритмических рисунков;произнесение различных

сочетаний из прямых,

обратных и закрытых

слогов:

- в слова;

-в предложениях.

4.Развитие навыков

употребления в речи

восклицательной,

вопросительной и

повествовательной

интонации.

5.Постановка отсутствующих

в речи звуков (в

соответствии с

особенностями речи).

6.Автоматизация

поставленных звуков:

-изолированно;

-в открытых слогах;

-в обратных слогах;

-в закрытых слогах;

-в стечении с согласными.

1.Продолжить работу по развитию способности

узнавать и различать

неречевые звуки.

2.Развитие способности

узнавать и различать

звуки речи по высоте и

силе голоса.

3.Дифференциация

речевых и неречевых

звуков.

4.Развитие слухового

внимания и слуховой

памяти.

5.Различие слогов,

состоящих из правильно

произносимых звуков.

6.Различение

интонационных средств

выразительности в чужой

речи.

7.Различение односложных

и многосложных слов. Выделение звука из

других звуков.

1.Закрепление навыка

употребления категории

множественного числа

существительных.

2.Согласование

притяжательных

местоимений мой, моя,

моё с существительными

мужского, женского и

среднего рода.

3.Закрепление навыка

употребления категории

числа и лица глаголов

настоящего времени.

4.Закрепление навыка

употребления в

самостоятельной речи

категорий прошедшего времени глаголов

множественного числа.

5.Составление

предложений по

демонстрации действий.

Объединение этих

предложений в текст.

II период

(март 2019 – апрель 2019)

1.Продолжение работы над

развитием подвижности

органов артикуляционного

аппарата.

2.Постановка отсутствующих

звуков.

3.Автоматизация ранее

поставленных звуков:

-в предложениях;

-в коротких текстах.

4.Автоматизация

поставленных звуков:

-изолированно;

-в открытых слогах;

-в обратных слогах;

-в закрытых слогах;

-в стечении с согласными.

5.Дифференциация на слух сохранных звуков(с проговариванием),

различающихся:

- по твёрдости- мягкости;

-по глухости-звонкости;

а также:

- в обратных слогах;

-в слогах со стечением двух

согласных;

-в словах и фразах

1.Определение наличия

звука в слове.

2.Распределение

предметных картинок,

названия которых

включают:

-дифференцированные

звуки;

-определённый заданный

звук.

3.Формирование умения

различать и оценивать

правильные эталоны в

произношении чужой и

собственной речи.

1.Закрепление в

самостоятельной речи

навыка:

-согласования

прилагательных с

существительными в

роде, числе, падеже и

образование

относительных

прилагательных;

-согласование

порядковых

числительных с

существительными.

2.Закрепление умения:

-подбирать однокоренные

слова;

-образовывать сложные

слова;

-составлять предложения

по демонстрации

действий, картине,

вопросы;

-составлять предложения

по опорным словам;

-составлять предложения

по картинам, сериям

картин, пересказывать

тексты, насыщенные

автоматизированными

звуками.

III период

(май 2019)

1.Автоматизация

поставленных звуков в

собственной речи.

2.Дифференциация звуков по

месту образования:

-[с]-[ш],[з]-[ж];

-[р][л];

-в прямых и обратных

слогах;

-в слогах со стечением трёх

согласных;

-в словах и фразах;

-в стихах и коротких

текстах;

-закрепление умений,

полученных ранее на новом

речевом материале.

1.Дифференциация на слух

сохранных звуков( без

проговаривания),

различающихся:

- по твёрдости- мягкости;

-по глухости-звонкости;

а также:

- в обратных слогах;

-в слогах со стечением

двух согласных;

-в словах и фразах;

-составление

предложений с

определённым словом.

З1.аучивание

стихотворений,

насыщенных

автоматизированными

звуками.

2.Закрепление знаний и

умений полученных

ранее на новом словесном

материале.

3.Активизация

приобретённых навыков в специально

организованных речевых

ситуациях, коллективных формах общения детей

между собой.

4.Развитие детской

самостоятельности при

оречевлении предметно-

практической

деятельности с

соблюдением

фонетической

правильности речи.

2. Коррекционно-развивающая  работа воспитателя                                             по образовательным областям:

Разделы образовательной области

Направления в коррекционно-развивающей работе

Литература  для работы

Форма работы, цикличность

Познавательное развитие

 Сенсорное развитие.

  Развитие психических функций.

 Формирование целостной картины мира.

 Познавательно-исследовательская деятельность.

 Развитие математических представлений.

1.Программа Екжановой Е,А. Стеблеевой Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»

2.Стеблеева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение  в процессе дидактических игр»

3.Катаева А.А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»

Групповая форма в течение учебного года (по плану групповых занятий);

Индивидуально по 5-10  мин. в течение дня в течение учебного года

Физическое развитие

 - Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

  - Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

 - Общее укрепление и оздоровление организма.    

-Повышение эмоционального уровня.            

-Совершенствование выполнения упражнений дыхательной гимнастики.            

 -Формирование основных двигательных навыков

1.Методика Петера Лаутеслагера по формированию основных двигательных навыков

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование общепринятых норм поведения.

 Формирование гендерных и гражданских чувств.

 Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

 Совместная трудовая деятельность.

 Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

1.Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете    Маккуэри 1975г

Речевое  развитие

 Развитие словаря.

 Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

 Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

 Развитие связной речи.

  Формирование коммуникативных навыков.

 Обучение элементам грамоты.

1. Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь».

Художественно-эстетическое развитие

Восприятие художественной литературы.

Конструктивно-модельная деятельность.

 Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

1.А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. Обучение и развитие детей дошкольного возраста «Ступеньки»;2. М. Питерси, Р. Трилор Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»

3. Рекомендации к организации коррекционно-развивающей                           работы с Матвеем

 Взаимодействие с семьями воспитанников

                        Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Мы постарались создать в нашем учреждении условия для формирования партнёрских отношений между семьей и педагогами детского сада. Семьи воспитанников включаются в образовательно-воспитательный процесс: участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги. Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в письменной форме на стенде, размещенном в раздевалке группы, а также в устной форме на вечерних приемах. Данные рекомендации помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях предлагаются рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Перспективный план взаимодействия педагогов группы и семей воспитанников

Февраль

Проведение индивидуальных консультаций по проблемам развития речи ребёнка. Семинар по теме: «Важность артикуляционной гимнастики»

Февраль

Индивидуальные консультации для родителей. Интегрированное занятие воспитателей и родителей «Гласные и согласные звуки».

Март

Практикум для родителей «Учимся слышать звуки». Оформление уголка в раздевалке (советы родителям в письменной форме).

Март

Проведение индивидуальных консультаций по проблемам речевого развития ребёнка. Оформление «Уголка логопеда» в раздевалке (советы родителям в письменной форме). Участие родителей в проекте «Книга в твоей жизни»

Апрель

Проведение индивидуальных консультаций по проблемам развития речи ребёнка. Оформление «Уголка логопеда» в раздевалке (письменные консультации). Тренинг «В мяч играем – речь активно развиваем»

Апрель

Участие родителей в «Неделе здоровья» Проведение индивидуальных консультаций по проблемам речевого развития ребёнка. «Уголок логопеда» в раздевалках (советы родителям в письменной форме).

 

Форма организации обучения:  индивидуальная и подгрупповая.

Периодичность занятий 2 раза в неделю15-25 минут.

Планируемые результаты логопедической работы:

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

 Программно-методическое обеспечение

Коррекционно-логопедическая работа  осуществляется по специальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения ивоспитания детей, имеющих нарушения речи:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).–М.:

МГОПИ, 1993.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием

фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). – М.,

просвещение, 1978.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия

в подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,

Воронеж, Модэк, 1997.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию

правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение.

1990.

Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб.:

Корона Принт, 2004.

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.:Детство-Пресс, 2003.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности

План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности...

План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены ...

План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

Индивидуально-тематический годовой план Психологической коррекции и реабилитации ребенка с ОВЗ

Индивидуально-тематический годовой план Психологической коррекции и реабилитации  ребенка с ОВЗ...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...