План мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации на ребенка с ОВЗ | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано с родителями (законными представителями) _________/_________________ подпись расшифровка подписи «____»______________2019 г. | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с №31 с. Святогорье ____________________Н. В. Лесиковой Приказ №___ от«____»________2019 г. |
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка – инвалида
с __01.02.2019_ по _01.09.2019_.
ИПРА ребенка-инвалида № 127.14.27/2019 от 06.02.2019 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 165.14.27/2019 от 06.02.2019
Адресат: Богданов - Ольховский Матвей Александрович.
Дата рождения – 27.05.2012
Возраст – 6 лет
У Матвея выявлены интеллектуальные, речевые нарушения, является обучающимся с ОВЗ.
Уровень общения: легко вступает в контакт.
Внимание: неустойчивое.
Зрительное восприятие: не соотносит величину, цвет предмета (не обозначает их словом), подбирает по слову взрослого несколько форм, не называя их.
Мелкая моторика: не нарушена.
Слуховое внимание и фонематический слух: определяет источник звука, трудности в повторении слогов с оппозиционными звуками, различие слов близкие по звучанию.
Звукопроизношение: полиморфное нарушение звуков-замены, пропуски, перестановки.
Общая характеристика речи: речь состоит из простых (облегченных) слов, строит предложения из 2-х слов и жеста.
Активный словарь содержит: существительные, местоимения, редко глаголы.
Матвей нуждается в создании специальных условий для детей с у.о. Рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с динамическим наблюдением ПМПК.
2. Тематический план
коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития:
Период | ЗСР (произношение) | ЗСР (фонематическое восприятие) | Развитие речи и лексико- грамматических категорий |
I период Февраль 2019) | 1.Продолжить работу над выработкой дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 2.Продолжить работу над развитием речевого дыхания. 3.Работа над правильным произношении сохранных звуков, произнесение их с различной силой голоса и интонации: -изолированно; -в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонации, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков;произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов: - в слова; -в предложениях. 4.Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. 5.Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с особенностями речи). 6.Автоматизация поставленных звуков: -изолированно; -в открытых слогах; -в обратных слогах; -в закрытых слогах; -в стечении с согласными. | 1.Продолжить работу по развитию способности узнавать и различать неречевые звуки. 2.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. 3.Дифференциация речевых и неречевых звуков. 4.Развитие слухового внимания и слуховой памяти. 5.Различие слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. 6.Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. 7.Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из других звуков. | 1.Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. 2.Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского и среднего рода. 3.Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. 4.Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. 5.Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в текст. |
II период (март 2019 – апрель 2019) | 1.Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. 2.Постановка отсутствующих звуков. 3.Автоматизация ранее поставленных звуков: -в предложениях; -в коротких текстах. 4.Автоматизация поставленных звуков: -изолированно; -в открытых слогах; -в обратных слогах; -в закрытых слогах; -в стечении с согласными. 5.Дифференциация на слух сохранных звуков(с проговариванием), различающихся: - по твёрдости- мягкости; -по глухости-звонкости; а также: - в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах | 1.Определение наличия звука в слове. 2.Распределение предметных картинок, названия которых включают: -дифференцированные звуки; -определённый заданный звук. 3.Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны в произношении чужой и собственной речи. | 1.Закрепление в самостоятельной речи навыка: -согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образование относительных прилагательных; -согласование порядковых числительных с существительными. 2.Закрепление умения: -подбирать однокоренные слова; -образовывать сложные слова; -составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросы; -составлять предложения по опорным словам; -составлять предложения по картинам, сериям картин, пересказывать тексты, насыщенные автоматизированными звуками. |
III период (май 2019) | 1.Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. 2.Дифференциация звуков по месту образования: -[с]-[ш],[з]-[ж]; -[р][л]; -в прямых и обратных слогах; -в слогах со стечением трёх согласных; -в словах и фразах; -в стихах и коротких текстах; -закрепление умений, полученных ранее на новом речевом материале. | 1.Дифференциация на слух сохранных звуков( без проговаривания), различающихся: - по твёрдости- мягкости; -по глухости-звонкости; а также: - в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах; -составление предложений с определённым словом. | З1.аучивание стихотворений, насыщенных автоматизированными звуками. 2.Закрепление знаний и умений полученных ранее на новом словесном материале. 3.Активизация приобретённых навыков в специально организованных речевых ситуациях, коллективных формах общения детей между собой. 4.Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно- практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. |
2. Коррекционно-развивающая работа воспитателя по образовательным областям:
Разделы образовательной области | Направления в коррекционно-развивающей работе | Литература для работы | Форма работы, цикличность |
Познавательное развитие | ∙ Сенсорное развитие. ∙ Развитие психических функций. ∙ Формирование целостной картины мира. ∙ Познавательно-исследовательская деятельность. ∙ Развитие математических представлений. | 1.Программа Екжановой Е,А. Стеблеевой Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» 2.Стеблеева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение в процессе дидактических игр» 3.Катаева А.А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» | Групповая форма в течение учебного года (по плану групповых занятий); Индивидуально по 5-10 мин. в течение дня в течение учебного года |
Физическое развитие | - Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры). - Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. - Общее укрепление и оздоровление организма. -Повышение эмоционального уровня. -Совершенствование выполнения упражнений дыхательной гимнастики. -Формирование основных двигательных навыков | 1.Методика Петера Лаутеслагера по формированию основных двигательных навыков | |
Социально-коммуникативное развитие |
∙ Формирование гендерных и гражданских чувств. ∙ Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). ∙ Совместная трудовая деятельность. ∙ Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. | 1.Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри 1975г | |
Речевое развитие | ∙ Развитие словаря. ∙ Формирование и совершенствование грамматического строя речи. ∙ Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза). ∙ Развитие связной речи. ∙ Формирование коммуникативных навыков. ∙ Обучение элементам грамоты. | 1. Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь». | |
Художественно-эстетическое развитие | ∙Восприятие художественной литературы. ∙Конструктивно-модельная деятельность. ∙Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) ∙Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах). | 1.А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. Обучение и развитие детей дошкольного возраста «Ступеньки»;2. М. Питерси, Р. Трилор Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» |
3. Рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы с Матвеем
Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Мы постарались создать в нашем учреждении условия для формирования партнёрских отношений между семьей и педагогами детского сада. Семьи воспитанников включаются в образовательно-воспитательный процесс: участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги. Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в письменной форме на стенде, размещенном в раздевалке группы, а также в устной форме на вечерних приемах. Данные рекомендации помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях предлагаются рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Перспективный план взаимодействия педагогов группы и семей воспитанников
Февраль | Проведение индивидуальных консультаций по проблемам развития речи ребёнка. Семинар по теме: «Важность артикуляционной гимнастики» |
Февраль | Индивидуальные консультации для родителей. Интегрированное занятие воспитателей и родителей «Гласные и согласные звуки». |
Март | Практикум для родителей «Учимся слышать звуки». Оформление уголка в раздевалке (советы родителям в письменной форме). |
Март | Проведение индивидуальных консультаций по проблемам речевого развития ребёнка. Оформление «Уголка логопеда» в раздевалке (советы родителям в письменной форме). Участие родителей в проекте «Книга в твоей жизни» |
Апрель | Проведение индивидуальных консультаций по проблемам развития речи ребёнка. Оформление «Уголка логопеда» в раздевалке (письменные консультации). Тренинг «В мяч играем – речь активно развиваем» |
Апрель | Участие родителей в «Неделе здоровья» Проведение индивидуальных консультаций по проблемам речевого развития ребёнка. «Уголок логопеда» в раздевалках (советы родителям в письменной форме). |
Форма организации обучения: индивидуальная и подгрупповая.
Периодичность занятий 2 раза в неделю15-25 минут.
Планируемые результаты логопедической работы:
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Программно-методическое обеспечение
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется по специальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения ивоспитания детей, имеющих нарушения речи:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).–М.:
МГОПИ, 1993.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). – М.,
просвещение, 1978.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,
Воронеж, Модэк, 1997.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию
правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение.
1990.
Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб.:
Корона Принт, 2004.
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.:Детство-Пресс, 2003.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности
План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности...
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены ...
План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"
Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....
Индивидуально-тематический годовой план Психологической коррекции и реабилитации ребенка с ОВЗ
Индивидуально-тематический годовой план Психологической коррекции и реабилитации ребенка с ОВЗ...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...