План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ. | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано с родителями (законными представителями) _________/_________________ подпись расшифровка подписи «____»______________2017 г. | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с №31 с. Святогорье ____________________Н. В. Лесиковой Приказ №___ от«____»________2017 г. |
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации
Богданова Ольховского Матвея, __27.05.2012 г.рожд.
с __22.03.2017_ по _01.05.2019_.
1. На основе заключения ПМПК у Матвея выявлены интеллектуальные, речевые нарушения, является обучающимся с ОВЗ. Нуждается в создании специальных условий для детей с у.о. Рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с динамическим наблюдение ПМПК.
2. Тематический план
коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическогонедоразвития:
Период | ЗСР (произношение) | ЗСР(фонематическое восприятие) | Развитие речи и лексико- грамматических категорий |
I период сентябрь – первая половина ноября) | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков, произнесение их с различной силой голоса и интонации: -изолированно; -в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонации, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков;произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов: - в слова; -в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: -изолированно; -в открытых слогах; -в обратных слогах; -в закрытых слогах; -в стечении с согласными. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Различие слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов.Выделение звука из других звуков. | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моёс существительными мужского, женского и среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшеговремени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в текст. |
II период (первая половина ноября- первая половина февраля) | Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация ранее поставленных звуков: -в предложениях; -в коротких текстах. Автоматизация поставленных звуков: -изолированно; -в открытых слогах; -в обратных слогах; -в закрытых слогах; -в стечении с согласными. Дифференциация на слух сохранных звуков( с проговариванием), различающихся: - по твёрдости- мягкости; -по глухости-звонкости; а также: - в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: -дифференцированные звуки; -определённый заданный звук. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны в произношении чужой и собственной речи. | Закрепление в самостоятельной речи навыка: -согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образование относительных прилагательных; -согласование порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: -подбирать однокоренные слова; -образовывать сложные слова; -составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросы; -распространять предложения за счёт введения однокоренных подлежащих, сказуемых, дополнений и определений; -составлять предложения по опорным словам; -составлять предложения по картинам, сериям картин, пересказывать тексты, насыщенные автоматизированными звуками. |
III период (вторая половина февраля – май) | Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: -[с]-[ш],[з]-[ж]; -[р][л]; -в прямых и обратных слогах; -в слогах со стечением трёх согласных; -в словах и фразах; -в стихах и коротких текстах; -закрепление умений, полученных ранее на новом речевом материале. | Дифференциация на слух сохранных звуков( без проговаривания), различающихся: - по твёрдости- мягкости; -по глухости-звонкости; а также: - в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах; -составление предложений с определённым словом. | Заучивание стихотворений, насыщенных автоматизированными звуками. Закрепление знаний и умений полученных ранее на новом словесном материале. Активизация приобретённых навыков в специально организованных речевых ситуациях, коллективныхформах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно- практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. |
2. Коррекционно-развивающая работа воспитателя по образовательным областям:
Разделы образовательной области | Направления в коррекционно-развивающей работе | Литература для работы | Форма работы, цикличность |
Познавательное развитие | Максимально развить познавательные возможности, подготовить к посещению школы. Научить действовать самостоятельно и для этого научить его: 1. Ставить цель; 2. Спланировать действия, приводящие к этой цели; 3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности. | 1.Программа Екжановой Е,А. Стеблеевой Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» 2.Стеблеева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение в процессе дидактических игр» 3.Катаева А.А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» | Групповая форма в течение учебного года(по плану групповых занятий); Индивидуально по 5-10 мин. в течение дняв течение учебного года |
Физическое развитие | 1.Общее укрепление и оздоровление организма. 2.Повышение эмоционального уровня. 3.Совершенствование выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 4.Формирование основных двигательных навыков | 1.МетодикаПетераЛаутеслагера по формированию основных двигательных навыков | |
Социально-коммуникативное развитие | Побуждать детей более полно взаимодействовать с окружающим миром. | 1.Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии«Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри 1975г | |
Речевое развитие | Помочь раскрыть свои способности и творческие задатки, овладеть устной речью | 1. Методика развития речи и обучения чтению РоменыАвгустовой «Говори! Ты это можешь». | |
Художественно-эстетическое развитие | Научить создавать схематический рисунок по образцу, проявлять интерес к стихам, сказкам др. художественным произведениям, эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам. | 1.А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. Обучение и развитие детей дошкольного возраста «Ступеньки»;2. М. Питерси, Р. ТрилорРанняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» |
3. Рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы с Матвеем
1. Психологический подход в работе
Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с ребёнком и его родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.
2. Особое внимание к взаимодействию с родителями.
Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).
3.Форма организации обучения: индивидуальная и подгрупповая. Периодичность занятий 2 раза в неделю15-25 минут.
4. Требования к результатам.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звуковогоанализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитиесвязной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
- чёткая дифференциация всех изученных звуков;
- умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе,чтении стихов.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количествозанятий может меняться по усмотрению специалиста. Последовательность устранениявыявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, всоответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальнымперспективным планом. Тематика работы может видоизменяться в зависимости отвозможностей и потребностей воспитанников. Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенкаразрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется впроцессе логопедических занятий и занятий с психологом.
5. Программно-методическое обеспечение
Коррекционно-логопедическая работа учителя-логопеда осуществляется поспециальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения ивоспитания детей, имеющих нарушения речи:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).–М.:
МГОПИ, 1993.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). – М.,
просвещение, 1978.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,
Воронеж, Модэк, 1997.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию
правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение.
1990.
Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб.:
Корона Принт, 2004.
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.__
Приложение.
Средствами контроля является речевая карта, которую учитель-логопед заполняет по мере
поступления детей на логопедический пункт ДОУ.
Речевая карта обследования ребенка с ФФН
1. Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя ___________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Дата поступления в группу ________________________________________
Откуда поступил _________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________
2. Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения_______________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении
_________________________________________________________
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______
Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста __________________
3. Разговорно-описательная беседа
(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Как тебя зовут? ______________________________________________
Сколько тебе лет? _______________________________________________
Где ты живешь? _________________________________________________
С кем ты живешь? ________________________________________________
Как зовут маму, папу? ____________________________________________
Кто работает в твоей семье? А кто учиться? _______________________
С кем ты дружишь в детском саду? ________________________________
Помогаешь ли ты взрослым дома? __________________________________
Что ты умеешь делать? ___________________________________________
Какая у тебя любимая сказка? О чем она? ____________________________
Другие сведения об окружающем мире ____________________________
Вывод: ________________________________________________________
4. Моторная сфера
1. Состояние общей моторики __________________________________
2. Состояние мелкой моторики _________________________________
3. Ведущая рука ___________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)
Вывод: _________________________________________________________
5. Состояние психических процессов
1. Внимание _______________________________________________
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует
переключения на другой вид деятельности …)
2. Память:
а) запоминание предметов (слов) ___________________________________
б) добавление предмета в линейный ряд __________________________
в) уменьшение предметов в линейном ряду __________________________
г) заучивание слов при 1, 2, 3, 4 – кратном повторении ________________
3. Зрительное восприятие:
а) узнавание предметов в неполном изображении ______________________
б) узнавание предметов в условиях наложения ________________________
в) силуэтное изображение ________________________________________
4. Восприятие цвета, оттенков ___________________________________
5. Восприятие формы _________________________________________
6. Пространственные представления_____________
(справа ___ , слева ___ , впереди ___ , сзади ___ , выше ___ , ниже ___ дальше __ , ближе __ , в
центре ___ )
7. Временные представления____________________________________
а) части суток ___________________________________________________
б) времена года __________________________________________________
г) дни недели __________________________________________________
8. Мышление _________________________________________________
а) обобщение словом ____________________________________________
б) исключение «4-го лишнего» ___________________________________
в) складывание разрезных картинок ________________________________
г) восстановление сюжета (серия картинок) ___________________________
д) понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки»)
___________________________________________________________
9. Математические представления _______________________________
а) прямой счет ___________________________________________________
б) обратный счет _________________________________________________
в) простейшие арифметические действия _____________________________
10. Работоспособность (снижена, достаточна…) _____________________
Вывод:__________________________________________________________
6. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы __________________________________________________________
(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку» …; тонус
(понижен, повышен, смешанный, норма) ______________
Язык ___________________________________________________________
(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения
неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной
позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор
(подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация_______________________________________________________
(норма, повышенная …)
Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________
а) тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное,
смешанное) _______________________________________
в) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)
___________________________________________
Выразительность речи ____________________________________________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией,
назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая …)
__________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
7. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та __________ ка – га – га _______________
ба – па – ба ___________ ко – го – го _______________
то – то – до _________ бу – бу – пу ______________
вы – ви – вы __________ ма – мя – мя _____________
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
кот – ток _____ тень – день ________ бочка – почка ______
том – дом ______ коза – коса _______ мышка – мишка _______
суп – зуб ______ рак – лак _________ корка – горка _________
3. Определение звука в ряду других звуков ________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)
4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук_________
5. Выделение ударного гласного в начале слова _______________________
6. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет):__________________ кот ________ , дом
____________ , утка____________________________
7. Придумай слова с заданным звуком ___________________________ Вывод:
8. Состояние звукопроизношения: звуки, воспроизведение звука
Изолированно и в речи
Свистящие, [ц]
Шипящие, [ч]
Звуки [л], [л ′]
Звуки [р], [р ′]
Прочие звуки
Дифференциация
звуков
Вывод: ___________
9. Слоговая структура слова
1. Произношение слов со сложной слоговой структурой:
сковорода _______ милиционер __________ остановка _________
аквариум _______ велосипед _________ космонавт ______________
градусник ___________
2. Повторение предложений:
Милиционер стоит на перекрестке _________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу __________________________
Троллейбус остановился на перекрестке _____________________________
Жираф живет в зоопарке __________________________________________
Вывод: _________________________________________________________
10. Состояние лексической стороны речи
1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:
гроза ____ венок ____ пылесос _____ корни _____ аквариум _____ тротуар _____
винегрет _____ клумба _____ сердитый _______ острый ______ томатный _____ седой
________
2. Называние предмета и его частей:
стул (ножки, сиденье, спинка) ____________________________________
чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ___________________________
машина (кабина, кузов, колеса …) ________________________________
3. Употребление обобщающих слов:
овощи ___ мебель __________ домашние животные ________
фрукты _____ посуда __________ дикие животные _________
одежда ____ цветы __________ грибы ________
обувь _____ деревья ________ рыбы _________
транспорт __ профессии ______ бытовые приборы _______
ягоды______ насекомые _____ продукты ______________
4. Называние детенышей животных и птиц:
кошка ____ лиса ____ курица _____ корова ___ заяц ____ гусыня _____ собака ____ медведь
___ утка ____ коза _____ волк __ овца ___
лошадь ____ свинья _____ белка ___
5. Кто где живет?
Медведь ____ лиса ____ белка _____птица _____ волк _____ собака __
6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):
солнце (какое?)__________________________________________________
апельсин (какой?)________________________________________________
лиса (какая?)___________________________________________________
облака (какие?)_________________________________________________
7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:
(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)
веселый _______ друг _____________ говорить ___________
широкий _____ шум __________ ссориться _________
большой _____ больной ________ радоваться ______
злой ________ свет _________ спать ________
сладкий _____ сухой __________ хвалить _____
Вывод: _______________________________________________________
11. Состояние грамматического строя речи
1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:
дом ___ глаз ____ утенок ____ карандаш _____ ухо _____ перо ____ рукав _____
окно _____ паук _____ стол ____ рот ____ петух _____ стул ____ мост
_____ стакан _____
2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже ______
Чего много в лесу? ____________________________________________
Кого много в лесу? ___________________________________________
Чего много в детском саду? ___________________________________
Кого много в зоопарке? ________________________________________
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
нос _____ стул ______ вишня ______ рука ____ птица ______ утка ______ плечо
_____ ведро ______ сумка _____ голова _____ стол _____ воробей _____ глаз
______ диван _______ мост ______
4. Согласование числительных с существительными в роде:
1 мяч 1 елка 1 яблоко
2 _________ 2 _____________ 2 ________________
3 _________ 3 _____________ 3 ________________
4 _________ 4 _____________ 4 ________________
5 _________ 5 _____________ 5 ________________
5. Употребление предлогов:
простых __________________________________________________
сложных ________________________________________________________
6. Образование притяжательных прилагательных ______________________Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________
Чей дом? (Таня, кошка) ___________________________________________
Чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________
Чья голова? (медведь, волк) ___________________________________
7.Образование относительных прилагательных ______________________
Каша из риса (гречки, пшена) _____________________________________
Компот из вишни (яблок, слив) _____________________________________
Салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________________
Дом из кирпича (камня, дерева) _____________________________________
Платье из шерсти (шелка, сатина) ______________________________
Одеяло из пуха (шерсти, ваты) ________________________________
8. Образование глаголов при помощи приставок:
ехал _____________________________________________________
летел _________________________________________________________
лил __________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
12. Состояние связной речи (образцы детских рассказов обязательно записываются)
1. Составление рассказа по картине_________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Составление рассказа по серии картин ____________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Пересказ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вывод:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Заключение: _____________________________
Дата _________ Подпись ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»
Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...
План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"
Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....
Методическая разработка. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития (0-4 года).
Данная методическая разработка предлагает, поэтапное содержание работы с детьми раннего возраста, с интеллектуальной недостаточностью, имеющих сложную структуру дефекта. Разработка расчитана на четыре...
План мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка с ОВЗ
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные у...
ПЛАН-ПРОГРАММЫ психолого-педагогического сопровождения детей "группы риска"
ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...