План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кузьмина Алена Владимировна

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. 

В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано с родителями

(законными представителями)

_________/_________________

подпись    расшифровка подписи

«____»______________2017 г.

«Утверждаю»

 Заведующий МБДОУ д/с №31 с. Святогорье

____________________Н. В. Лесиковой

Приказ №___ от«____»________2017 г.

План  мероприятий психолого-педагогической реабилитации

Богданова Ольховского Матвея, __27.05.2012 г.рожд.

с __22.03.2017_ по _01.05.2019_.

1. На основе заключения ПМПК  у Матвея выявлены интеллектуальные, речевые нарушения, является обучающимся с ОВЗ. Нуждается в создании специальных условий для детей с у.о. Рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с динамическим наблюдение ПМПК.

        

2. Тематический план

коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическогонедоразвития:

Период

ЗСР (произношение)

ЗСР(фонематическое восприятие)

Развитие речи и лексико-

грамматических

категорий

I период

сентябрь

– первая

половина

ноября)

Выработка

дифференцированных

движений органов

артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Уточнение правильного

произношения сохранных

звуков, произнесение их с

различной силой голоса и

интонации:

-изолированно;

-в слогах (воспроизведение

звуко-слоговых рядов с

различной интонации, силой

голоса, ударением;

воспроизведение

ритмических рисунков;произнесение различных

сочетаний из прямых,

обратных и закрытых

слогов:

- в слова;

-в предложениях.

Развитие навыков

употребления в речи

восклицательной,

вопросительной и

повествовательной

интонации.

Постановка отсутствующих

в речи звуков (в

соответствии с

особенностями речи детей).

Автоматизация

поставленных звуков:

-изолированно;

-в открытых слогах;

-в обратных слогах;

-в закрытых слогах;

-в стечении с согласными.

Развитие способности

узнавать и различать

неречевые звуки.

Развитие способности

узнавать и различать

звуки речи по высоте и

силе голоса.

Дифференциация

речевых и неречевых

звуков.

Развитие слухового

внимания и слуховой

памяти.

Различие слогов,

состоящих из правильно

произносимых звуков.

Различение

интонационных средств

выразительности в чужой

речи.

Различение односложных

и многосложных слов.Выделение звука из

других звуков.

Закрепление навыка

употребления категории

множественного числа

существительных.

Закрепление навыка

употребления формы

родительного падежа с

предлогом У.

Согласование

притяжательных

местоимений мой, моя,

моёс существительными

мужского, женского и

среднего рода.

Закрепление навыка

употребления категории

числа и лица глаголов

настоящего времени.

Закрепление навыка

употребления в

самостоятельной речи

категорий прошедшеговремени глаголов

множественного числа.

Составление

предложений по

демонстрации действий.

Объединение этих

предложений в текст.

II период

(первая

половина

ноября-

первая

половина

февраля)

Продолжение работы над

развитием подвижности

органов артикуляционного

аппарата.

Постановка отсутствующих

звуков.

Автоматизация ранее

поставленных звуков:

-в предложениях;

-в коротких текстах.

Автоматизация

поставленных звуков:

-изолированно;

-в открытых слогах;

-в обратных слогах;

-в закрытых слогах;

-в стечении с согласными.

Дифференциация на слух

сохранных звуков( с

проговариванием),

различающихся:

- по твёрдости- мягкости;

-по глухости-звонкости;

а также:

- в обратных слогах;

-в слогах со стечением двух

согласных;

-в словах и фразах

Определение наличия

звука в слове.

Распределение

предметных картинок,

названия которых

включают:

-дифференцированные

звуки;

-определённый заданный

звук.

Формирование умения

различать и оценивать

правильные эталоны в

произношении чужой и

собственной речи.

Закрепление в

самостоятельной речи

навыка:

-согласования

прилагательных с

существительными в

роде, числе, падеже и

образование

относительных

прилагательных;

-согласование

порядковых

числительных с

существительными.

Закрепление умения:

-подбирать однокоренные

слова;

-образовывать сложные

слова;

-составлять предложения

по демонстрации

действий, картине,

вопросы;

-распространять

предложения за счёт

введения однокоренных

подлежащих, сказуемых,

дополнений и

определений;

-составлять предложения

по опорным словам;

-составлять предложения

по картинам, сериям

картин, пересказывать

тексты, насыщенные

автоматизированными

звуками.

III период

(вторая

половина

февраля –

май)

Автоматизация

поставленных звуков в

собственной речи.

Дифференциация звуков по

месту образования:

-[с]-[ш],[з]-[ж];

-[р][л];

-в прямых и обратных

слогах;

-в слогах со стечением трёх

согласных;

-в словах и фразах;

-в стихах и коротких

текстах;

-закрепление умений,

полученных ранее на новом

речевом материале.

Дифференциация на слух

сохранных звуков( без

проговаривания),

различающихся:

- по твёрдости- мягкости;

-по глухости-звонкости;

а также:

- в обратных слогах;

-в слогах со стечением

двух согласных;

-в словах и фразах;

-составление

предложений с

определённым словом.

Заучивание

стихотворений,

насыщенных

автоматизированными

звуками.

Закрепление знаний и

умений полученных

ранее на новом словесном

материале.

Активизация

приобретённых навыков в

специально

организованных речевых

ситуациях, коллективныхформах общения детей

между собой.

Развитие детской

самостоятельности при

оречевлении предметно-

практической

деятельности с

соблюдением

фонетической

правильности речи.

2. Коррекционно-развивающая  работа воспитателя                                             по образовательным областям:

Разделы образовательной области

Направления в коррекционно-развивающей работе

Литература  для работы

Форма работы, цикличность

Познавательное развитие

Максимально развить познавательные возможности, подготовить к посещению школы. Научить действовать самостоятельно и для этого научить его:                                             1. Ставить цель;                                    2. Спланировать действия, приводящие к этой цели;                

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

1.Программа Екжановой Е,А. Стеблеевой Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»

2.Стеблеева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение  в процессе дидактических игр»

3.Катаева А.А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»

Групповая форма в течение учебного года(по плану групповых занятий);

Индивидуально по 5-10  мин. в течение дняв течение учебного года

Физическое развитие

1.Общее укрепление и оздоровление организма.   2.Повышение эмоционального уровня.             3.Совершенствование выполнения упражнений дыхательной гимнастики.              4.Формирование основных двигательных навыков

1.МетодикаПетераЛаутеслагера по формированию основных двигательных навыков

Социально-коммуникативное развитие

 Побуждать детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

1.Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии«Маленькие ступеньки», разработана в университете    Маккуэри 1975г

Речевое  развитие

Помочь раскрыть свои способности и творческие задатки, овладеть устной речью

1. Методика развития речи и обучения чтению РоменыАвгустовой «Говори! Ты это можешь».

Художественно-эстетическое развитие

Научить создавать схематический рисунок по образцу, проявлять интерес к стихам, сказкам др. художественным произведениям, эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам.

1.А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. Обучение и развитие детей дошкольного возраста «Ступеньки»;2. М. Питерси, Р. ТрилорРанняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»

3. Рекомендации к организации коррекционно-развивающей                           работы с Матвеем

1. Психологический подход в работе

Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с ребёнком и его родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

2. Особое внимание к взаимодействию с родителями.

 Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают  конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).

3.Форма организации обучения: индивидуальная и подгрупповая. Периодичность занятий 2 раза в неделю15-25 минут.

4. Требования к результатам.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звуковогоанализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитиесвязной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;

- чёткая дифференциация всех изученных звуков;

- умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе,чтении стихов.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количествозанятий может меняться по усмотрению специалиста. Последовательность устранениявыявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, всоответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальнымперспективным планом. Тематика работы может видоизменяться в зависимости отвозможностей и потребностей воспитанников. Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенкаразрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется впроцессе логопедических занятий и занятий с психологом.

5. Программно-методическое обеспечение

Коррекционно-логопедическая работа учителя-логопеда осуществляется поспециальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения ивоспитания детей, имеющих нарушения речи:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).–М.:

МГОПИ, 1993.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием

фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). – М.,

просвещение, 1978.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия

в подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,

Воронеж, Модэк, 1997.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию

правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение.

1990.

Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб.:

Корона Принт, 2004.

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.__

Приложение.

Средствами контроля является речевая карта, которую учитель-логопед заполняет по мере

поступления детей на логопедический пункт ДОУ.

Речевая карта обследования ребенка с ФФН

1. Анкетные данные ребенка

Фамилия, имя ___________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

Дата поступления в группу ________________________________________

Откуда поступил _________________________________________________

Жалобы родителей _______________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________

2. Речевая и социальная среда

Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения_______________

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении

_________________________________________________________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______

Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста __________________

3. Разговорно-описательная беседа

(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)

Как тебя зовут? ______________________________________________

Сколько тебе лет? _______________________________________________

Где ты живешь? _________________________________________________

С кем ты живешь? ________________________________________________

Как зовут маму, папу? ____________________________________________

Кто работает в твоей семье? А кто учиться? _______________________

С кем ты дружишь в детском саду? ________________________________

Помогаешь ли ты взрослым дома? __________________________________

Что ты умеешь делать? ___________________________________________

Какая у тебя любимая сказка? О чем она? ____________________________

Другие сведения об окружающем мире ____________________________

Вывод: ________________________________________________________

4. Моторная сфера

1. Состояние общей моторики __________________________________

2. Состояние мелкой моторики _________________________________

3. Ведущая рука ___________________________________________

(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Вывод: _________________________________________________________

5. Состояние психических процессов

1. Внимание _______________________________________________

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует

переключения на другой вид деятельности …)

2. Память:

а) запоминание предметов (слов) ___________________________________

б) добавление предмета в линейный ряд __________________________

в) уменьшение предметов в линейном ряду __________________________

г) заучивание слов при 1, 2, 3, 4 – кратном повторении ________________

3. Зрительное восприятие:

а) узнавание предметов в неполном изображении ______________________

б) узнавание предметов в условиях наложения ________________________

в) силуэтное изображение ________________________________________

4. Восприятие цвета, оттенков ___________________________________

5. Восприятие формы _________________________________________

6. Пространственные представления_____________

(справа ___ , слева ___ , впереди ___ , сзади ___ , выше ___ , ниже ___ дальше __ , ближе __ , в

центре ___ )

7. Временные представления____________________________________

а) части суток ___________________________________________________

б) времена года __________________________________________________

г) дни недели __________________________________________________

8. Мышление _________________________________________________

а) обобщение словом ____________________________________________

б) исключение «4-го лишнего» ___________________________________

в) складывание разрезных картинок ________________________________

г) восстановление сюжета (серия картинок) ___________________________

д) понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки»)

___________________________________________________________

9. Математические представления _______________________________

а) прямой счет ___________________________________________________

б) обратный счет _________________________________________________

в) простейшие арифметические действия _____________________________

10. Работоспособность (снижена, достаточна…) _____________________

Вывод:__________________________________________________________

6. Подвижность органов артикуляционного аппарата

Губы __________________________________________________________

(достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку» …; тонус

(понижен, повышен, смешанный, норма) ______________

Язык ___________________________________________________________

(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения

неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной

позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор

(подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма)

Саливация_______________________________________________________

(норма, повышенная …)

Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________

а) тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное,

смешанное) _______________________________________

в) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

___________________________________________

Выразительность речи ____________________________________________

(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией,

назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая …)

__________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

7. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия

1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

да – та – та __________ ка – га – га _______________

ба – па – ба ___________ ко – го – го _______________

то – то – до _________ бу – бу – пу ______________

вы – ви – вы __________ ма – мя – мя _____________

2. Различение слов со сходным звуковым составом:

кот – ток _____ тень – день ________ бочка – почка ______

том – дом ______ коза – коса _______ мышка – мишка _______

суп – зуб ______ рак – лак _________ корка – горка _________

3. Определение звука в ряду других звуков ________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)

4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук_________

5. Выделение ударного гласного в начале слова _______________________

6. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет):__________________ кот ________ , дом

____________ , утка____________________________

7. Придумай слова с заданным звуком ___________________________ Вывод:

8. Состояние звукопроизношения: звуки, воспроизведение звука

Изолированно и  в речи

Свистящие, [ц]

Шипящие, [ч]

Звуки [л], [л ′]

Звуки [р], [р ′]

Прочие звуки

Дифференциация

звуков

Вывод: ___________

9. Слоговая структура слова

1. Произношение слов со сложной слоговой структурой:

сковорода _______ милиционер __________ остановка _________

аквариум _______ велосипед _________ космонавт ______________

градусник ___________

2. Повторение предложений:

Милиционер стоит на перекрестке _________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу __________________________

Троллейбус остановился на перекрестке _____________________________

Жираф живет в зоопарке __________________________________________

Вывод: _________________________________________________________

10. Состояние лексической стороны речи

1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:

гроза ____ венок ____ пылесос _____ корни _____ аквариум _____ тротуар _____

винегрет _____ клумба _____ сердитый _______ острый ______ томатный _____ седой

________

2. Называние предмета и его частей:

стул (ножки, сиденье, спинка) ____________________________________

чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ___________________________

машина (кабина, кузов, колеса …) ________________________________

3. Употребление обобщающих слов:

овощи ___ мебель __________ домашние животные ________

фрукты _____ посуда __________ дикие животные _________

одежда ____ цветы __________ грибы ________

обувь _____ деревья ________ рыбы _________

транспорт __ профессии ______ бытовые приборы _______

ягоды______ насекомые _____ продукты ______________

4. Называние детенышей животных и птиц:

кошка ____ лиса ____ курица _____ корова ___ заяц ____ гусыня _____ собака ____ медведь

___ утка ____ коза _____ волк __ овца ___

лошадь ____ свинья _____ белка ___

5. Кто где живет?

Медведь ____ лиса ____ белка _____птица _____ волк _____ собака __

6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):

солнце (какое?)__________________________________________________

апельсин (какой?)________________________________________________

лиса (какая?)___________________________________________________

облака (какие?)_________________________________________________

7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:

(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)

веселый _______ друг _____________ говорить ___________

широкий _____ шум __________ ссориться _________

большой _____ больной ________ радоваться ______

злой ________ свет _________ спать ________

сладкий _____ сухой __________ хвалить _____

Вывод: _______________________________________________________

11. Состояние грамматического строя речи

1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:

дом ___ глаз ____ утенок ____ карандаш _____ ухо _____ перо ____ рукав _____

окно _____ паук _____ стол ____ рот ____ петух _____ стул ____ мост

_____ стакан _____

2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже ______

Чего много в лесу? ____________________________________________

Кого много в лесу? ___________________________________________

Чего много в детском саду? ___________________________________

Кого много в зоопарке? ________________________________________

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

нос _____ стул ______ вишня ______ рука ____ птица ______ утка ______ плечо

_____ ведро ______ сумка _____ голова _____ стол _____ воробей _____ глаз

______ диван _______ мост ______

4. Согласование числительных с существительными в роде:

1 мяч 1 елка 1 яблоко

2 _________ 2 _____________ 2 ________________

3 _________ 3 _____________ 3 ________________

4 _________ 4 _____________ 4 ________________

5 _________ 5 _____________ 5 ________________

5. Употребление предлогов:

простых __________________________________________________

сложных ________________________________________________________

6. Образование притяжательных прилагательных ______________________Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________

Чей дом? (Таня, кошка) ___________________________________________

Чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________

Чья голова? (медведь, волк) ___________________________________

7.Образование относительных прилагательных ______________________

Каша из риса (гречки, пшена) _____________________________________

Компот из вишни (яблок, слив) _____________________________________

Салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________________

Дом из кирпича (камня, дерева) _____________________________________

Платье из шерсти (шелка, сатина) ______________________________

Одеяло из пуха (шерсти, ваты) ________________________________

8. Образование глаголов при помощи приставок:

ехал _____________________________________________________

летел _________________________________________________________

лил __________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

12. Состояние связной речи (образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картине_________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин ____________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Пересказ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Вывод:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

Заключение: _____________________________

Дата _________ Подпись ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

Методическая разработка. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития (0-4 года).

Данная методическая разработка предлагает, поэтапное содержание работы с детьми раннего возраста, с интеллектуальной недостаточностью, имеющих сложную структуру дефекта. Разработка расчитана на четыре...

План мероприятий психолого-педагогической реабилитации ребенка с ОВЗ

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные у...

ПЛАН-ПРОГРАММЫ психолого-педагогического сопровождения детей "группы риска"

ПЛАН-ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...