Статья "Построение воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушение речи"
статья по логопедии
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_postroenie_vospitatelnogo_protsessa_s_detmi.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Построение воспитательного процесса с детьми,
имеющими нарушение речи»
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение для их обучения и воспитания.
Нарушение речи негативно сказывается на общем развитии ребенка. Тяжелые формы речевой патологии зачастую становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей. Однако своевременное вмешательство, использование методов развития и активизации речи может существенно помочь решению данной проблемы.
Остановимся подробнее на трудностях, возникающих у детей с нарушениями речи. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дошкольники с данной патологией могут отставать в развитии словесно-логического мышления. Это объясняется тесной связью речевого нарушения с другими сторонами психического развития.
Также могут возникнуть проблемы в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, освоения ее форм и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к монологической.
Общее недоразвитие речи (ОНР) сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Дети быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, у них отмечается недостаточно устойчивое внимание.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, они часто забывают элементы и последовательность предложенных заданий.
Дети с речевой патологией отстают от сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.
Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи: коммуникативной, познавательной, обобщающей и регулирующей.
Коммуникативная функция речи способствует повышению контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Дети с нарушениями речи неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль, их речевая активность снижена.
Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Такому дошкольнику понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуации. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена.
Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Дети с нарушениями речи не имеют возможности правильно воспринимать информацию и расширять ее в результате общения с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента мышления приводит к задержке развития другого. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.
С развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности связано формирование регулирующей функции. При недоразвитии этой функции действия ребенка отличаются импульсивностью, он затрудняется с последовательным выполнением определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.
Особенности построения воспитательного процесса
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, педагог-психолог и учитель-логопед ДОУ сталкиваются с необходимостью включения в коррекционно-развивающий процесс воспитателей, т.к. они проводят с дошкольниками больше времени и могут оказывать непосредственное влияние на их психическое развитие.
Сделать это позволяет психолого-педагогический пункт для педагогов ДОУ, задачами которого являются:
- повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;
- формирование у них мотивационной основы творческой работы с детьми:
- ознакомление с психологическими теориями и исследованиями в области воспитания.
В рамках работы пункта проводятся обучающие практикумы, семинары, занятия с элементами тренинга, оказывается индивидуальная психологическая и методическая помощь воспитателям, консультирование по вопросам воспитания и развития детей с нарушениями речи. Эффективность работы в данном направлении подтверждается увеличением количества консультативных запросов, повышением интереса педагогов и специалистов к личностному развитию детей.
Следуя рекомендациям специалистов, при построении воспитательного процесса с дошкольниками с нарушениями речи педагогам следует учитывать речевые недостатки, психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность), характерологические особенности.
Помимо решения основных и коррекционных задач, связанных с закреплением речевых навыков, педагог должен уделять внимание развитию ряда следующих процессов.
Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (игровую зону, атрибуты, спокойную обстановку), то воспитанников с ОНР зачастую приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает процессуальной, лишенной творчества: они не всегда умеют договариваться, распределять роли. Как правило, игра примитивна, не отражает действительности. Поэтому воспитателю в первую очередь следует создать базу - сформировать у детей запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Он должен не руководить игрой, а, участвуя в ней, увлекать дошкольников, предотвращать возможные конфликты.
Как показывает опыт, ведущие роли, исполняемые педагогом, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью воспитанники включаются в игру, если он отводит себе любую второстепенную роль. А диалог между педагогом и играющим непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Это дает понять, что воспитатель играет с ними на равных. В таком случае дошкольники становятся активнее, смелее, изобретательнее. Включаясь в игру, педагог должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, во время ролевых игр будут полезны вопросы воспитателя.
При работе с детьми с нарушениями речи следует также уделять повышенное внимание развитию памяти и внимания (эти психические процессы нарушены примерно в 90% случаев), и не только в рамках занятий, но и некоторых режимных моментов. Во время сбора на прогулку можно предложить дошкольникам проверить, все ли в порядке в одежде сверстников и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф, все ли пуговицы застегнуты т.п.) и посоветовать кому-нибудь из сверстников, что можно еще надеть.
Собираясь с воспитанниками на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалили?», «Кто лучше всех танцевал?». Это имеет и воспитательное значение. На прогулке стоит поиграть с дошкольниками в игру «Летает - не летает», когда воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты, которые могут летать (дети машут руками) или не могут (приседают). По такому же принципу проводятся игры на узнавание любого обобщающего понятия: овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель т. п.
Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.
Еще одно упражнение, которое можно выполнить во время прогулки, развивает внимание и способствует повышению его устойчивости. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т.д.). Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные педагогам игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т.д.
Совершенствование словесно-логического мышления ребенка также требует особого внимания со стороны педагога. Для данного вида мышления характерно использование понятий, суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии.
Воспитатель должен помогать ребенку осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязи и отличительные особенности, например, с помощью таких вопросов: «Почему осенью люди теплее одеваются?», «Почему летом нельзя кататься на лыжах?». Важно приучать дошкольников задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и телепередач. Воспитателю не следует торопиться и все сразу объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других воспитанников, выяснить всем вместе, кто же прав, и только после этого приступать к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Полезно искать различие в сходном и общее в различном. Неиссякаемым источником для словесно-логических упражнений являются хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. Отгадывание загадок – хорошее упражнение для развития детского мышления. Поскольку известные дошкольникам загадки не несут умственной нагрузки, следует выбирать те из них, которые заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого. Естественно, они могут вызвать у дошкольников трудности, но задача педагога – натолкнуть их на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка. Тем самым стимулируется мыслительная деятельность.
Связь между мозговым речевым центром и развитием мелкой моторики рук также должна учитываться педагогом. Вне занятий воспитатель может предлагать детям собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок, где ребенок всегда может выбрать игру или занятие по душе.
Для совершенствования эмоционально-волевой сферы дошкольника воспитатель должен уметь разбираться в негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя заметить признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Педагог должен стремиться развивать у ребенка устойчивые и глубокие чувства, помогать ему осознавать причины появления тех или иных эмоций, проявления высших эстетических и нравственных чувств, эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
Дети с нарушением речи легко возбуждаются, следовательно, необходимо обучить их упражнениям, помогающим избавиться как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности, что возможно при достаточно полном расслаблении мышц. Умение расслабляться помогает снять напряжение, возбуждение, сконцентрировать внимание и т.п. Как показывает опыт, расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, они учатся более полному расслаблению, что является важным условием коррекции речи.
Организация работы с родителями.
Речевые навыки, сформированные в ходе воспитательного процесса в ДОУ, не автоматизируются без специального закрепления их в свободном общении, в т.ч. в домашних условиях. Поэтому участие родителей в воспитательном процессе по коррекции и развитию речи дошкольников является обязательным. Сотрудничество с семьями обеспечивается с помощью созданной в детском саду Школы заботливых родителей, целью которой является формирование естественного детско-взрослого сообщества. Деятельность Школы направлена на создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ, повышение психолого – педагогической компетентности родителей. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения происходит путем организации коллективных творческих дел и творческих мастерских: «Школа общения», «Школа чистой речи», «Музыкальный театр», «Художественная мастерская и т.д.»
Деятельность Школы организуется в следующем порядке. В начале учебного года среди родителей воспитанников проводится анкетирование, позволяющее выявить их запросы, изучить возможности сотрудничества с ними, актуальные направления совместной работы. По результатам диагностики составляется перспективный план, отражающий мероприятия и сроки их проведения.
Деятельность Школы осуществляется по четырем направлениям:
- диагностическое;
- просветительское:
- коррекционно-развивающее;
- совместная с детьми деятельность.
В качестве форм и методов работы используются: психодиагностика, практикумы, деятельность с элементами тренинга, тематические семинары, совместные с детьми развлечения и игры, информационные листы, групповые и индивидуальные консультации. Для повышения компетенции родителей составляются рекомендации и памятки.
Таким образом, воспитательный процесс в логопедических и общих группах для детей с нарушениями речи должен носить индивидуально- ориентированный характер. При этом важно, чтобы педагоги и родители следовали рекомендациям специалистов. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное развитие детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...
работа по технике речи с детьми, имеющими нарушения речи
Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участ...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
«Создание развивающей среды - одно из условий повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в произношении»
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности полу...
Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....