Презентация на тему: «Работа учителя-логопеда по закреплению у дошкольников математических представлений через лексико-грамматические категории языка».
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В презентации представлен обобщенный опыт работы учителя-логопеда по закреплению у дошкольников математических представлений через лексико-грамматические категории языка, а также дидактические пособия и другие наглядные материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Развитие речи», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей . Формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи — основная задача для учителя-логопеда с первых занятий.
Количество и счет Математический материал, а именно по счету, дает возможность детям усвоить определенные грамматические формы. Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными (в том числе, особо сложной для детей-логопатов, формы родительного падежа множественного числа) учитель-логопед использует следующие приемы:
пересчет предметов с правильным согласованием существительных с количественными числительными и обязательным проговариванием количества предметов (один конь, два коня ..., пять коней; одна игрушка, две игрушки…, пять игрушек; одно яблоко, два яблока…., пять яблок и т.д.);
Количество и счет пересчет предметов с использованием порядковых числительных (первый дом, второй дом и т.д.); простейшие счетные операции с количественными числительными (от двух яблок; к трем огурцам и т.п.); простейшие счетные операции с порядковыми числительными (к первому помидору, от третьего дома и т.д.);
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ Не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого, невозможно освоить звуковой анализ слова. Для совершенствования счетных операций в процессе овладения чтением и письмом используются следующие приемы:
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ определение последовательности звуков в слоге, в слове; определение последовательности слогов в слове; подсчет звуков и слогов в словах;
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ решение ребусов и кроссвордов;
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ определение последовательности звуков в слоге, в слове;
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ решение примеров на сложение и вычитание из различных фигур, букв и цветных фишек, обозначающих звуки;
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ решение примеров на сложение и вычитание из различных фигур
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ написание графических диктантов;
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ определение последовательности слогов в слове;
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ определение количества слогов в слове;
Количество и счет Подсчет слов в предложениях; Определение количества слов в предложении; Определение количества предложений в тексте.
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ СЧИТАЛКИ: Поезд Вот едет наш поезд, колеса стучат. В первом вагоне коровы мычат. В третьем вагоне крякают утки. В четвертом — Василий играет на дудке. В пятом вагоне свет погасили. Какой же вагончик мы пропустили ? Танины щенки Пять щенков у нашей Тани. Первый спрятался в чулане. Где второй? Залез в подвал! Третий платье разорвал, А четвертый непоседа Птичьим кормом пообедал. Пятый — белый — весь в сметане… Нет покоя нашей Тане!
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ На логопедических занятиях закрепляется: представление о том, что целое больше части, а часть меньше целого; совершенствуется навык деления целого на части (деление слова на слоги, деление слога на звуки, деление предложения на слова); называния части целого (части речи: звук, слог, слово ; части тела и лица, части дерева, части посуды и т.д.); навык составления целого из частей (составление из слов предложений, из звуков и букв – слогов, из слогов-слов). решение примеров на сложение и вычитание из различных фигур, букв и цветных фишек, обозначающих звуки.
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
Форма и цвет В процессе формирования у детей умения изменять прилагательные в роде, числе и падеже, умения согласовывать прилагательные с числительными и существительными, учитель-логопед параллельно закрепляет у детей: представления о цвете и форме (зеленый, синяя, белое, круг, квадрат и т.д.); умение узнавать форму в предметах ближайшего окружения (красный кубик, большой красный кубик, овальный синий поднос, маленький желтый круг и т.п.).
ФОРМА И ЦВЕТ
ФОРМА И ЦВЕТ
ЦВЕТ И ФОРМА
Размер и величина От формирования представления о размере и величине, умения располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке зависит развитие лексико-грамматических компетенций при использовании уменьшительных и увеличительных суффиксов ( cтyл – стульчик – стулище ; нос- носик – носище; сапог – сапожок – сапожище) ; слов-антонимов (высокий-узкий, короткий-длинный, толстый-тонкий, широкий-узкий) ; слов, обозначающих сравнительную степень прилагательных (длиннее, короче, выше, самое широкое, самое узкое и т.п .). В процессе сравнения различных предметов отрабатываются величинные понятия и расширяется словарный запас, связанный с умением выражать словами длину, высоту, толщину, ширину предметов. С возможностью установления закономерностей тесно связаны зрительное и пространственное восприятие, а также зрительная и слухоречевая память.
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
РАЗМЕР И ВЕЛИЧИНА
Пространственные представления Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Осознанно ориентироваться в пространстве ребенок сможет только после того, как научится понимать и пользоваться предлогами в активной речи, поскольку именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве . Навыки ориентировки на плоскости, в пространстве и на листе бумаги закрепляются учителем-логопедом посредством формирования у детей:
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
Пространственные представления
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ считалки: Ленивый Стас В понедельник утром рано Стас вздохнул и встал с дивана. А во вторник он оделся, Каши рисовой наелся… В среду Стас вздохнул опять И пошел портфель искать . Весь четверг он рисовал, Очень к пятнице устал. Отдохнуть прилег в субботу, Отложив свою работу. Воскресенье все проспал. В школу так и не попал! Слева, справа Топнем правою ногой, Топнем левою ногой! Справа — дождик моросящий, Слева — радуга дугой. Хлопнем правою рукой, Хлопнем левою рукой! Справа лес шумит зеленый, Слева — поле за рекой. Левым глазом подмигнем, Правым глазом подмигнем! Слева — камень на тропинке, Справа — ветка с воробьем.
Временные представления
Временные представления
ОПЕРАЦИИ СравнениЯ
ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"
ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений
Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений...
Статья "Развитие у дошкольников математических представлений через сказку"
Как использовать сказки при формировании элементарных математичеких представлений? Ответ на этот вопрос вы найдете в этой статье....
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
Презентация на тему"Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности"
Как правильно построить работу учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности...
планирование работы учителя -логопеда для детей с ТНР и ЗПР по формированию лексико-грамматических категорий
Календарно- тематическое планирование логопедической работы в средней группе для детей с ЗПР и ОНР...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий. Н...