Конспект занятия по звукопроизношению в логопедической группе старший возраст (ФФНР) на тему: " Гласные звуки".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В конспекте используется практика " ровеснического образования" Шулешко Е. Е., направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников, которая позволяет детям работать в группах по - деловому,обсуждая задания, преодолевать разобщения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_sayta.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по  звукопроизношению         

(в рамках  программы « Ровесническое образование»)

Тема: Гласные  звуки  (А, У, О, И, Э, Ы).

Цель: закрепить знания  о гласных звуках.

Задачи:         

Коррекционно – образовательные:

- учить  детей давать сравнительную характеристику гласным  звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематический  слух и восприятие;

- закреплять  понятие « слово», гласный  звук;

- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова;

- выделять звуки  из состава слогов, слов (ударный звук  в начале слогов,

  слов);

- развивать   общую, мелкую, артикуляционную   моторику;

  (координирование  речи  с движениями);

 - развивать логическое мышление;

- уточнение  и  расширение  словаря  по теме: « Дом»;

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать у детей умение внимательно  вслушиваться в речь  педагога, детей;

- учить детей работать в команде.

Оборудование: предметные  картинки с гласными   звуками  в начале  слова (ударная позиция), звуковые  пеналы, зеркала, мяч, фасоль, колокольчик, бубен, буквы, цифры, картинки с «эмоциями».

                                     Ход  занятия.

1.Орг. момент.

Звучит колокольчик.

Л.: Что мы слышим?  (звук). Значит, сейчас мы будем заниматься  со звуками.

Но чтобы было интереснее, мы поделимся на команды. А помогут мне объединить вас  в команды – картинки.

Логопед раздаёт картинки, названия которых начинаются на гласный звук. Дети объединяются в группы по 4 человека по начальному гласному в слове (утро, улитка, урюк, утка; этажи, Эля, электричество, экскалатор и т. д).

Дети делятся на  команды. Придумывают названия  командам на гласный  звук.

2.Выведение  детьми темы занятия.

Л.: подумайте, в словах, которые вы называли, какие звуки  были в начале слова? Как их можно назвать одним словом? (гласные) Подумайте всей командой, какие звуки мы называем гласными. Кто готов поднимите руки.

 В  каком замке живут гласные, какой фишкой обозначаются?

Назовите все гласные звуки (их 6).

Л.: значит, сегодня мы будем изучать и сравнивать какие звуки? (гласные)

Вы согласны с командой?

 3. Определение порядкового номера ребенком в команде.

Дети в команде пересчитываются  по порядку, т. е каждый получает свой номер.

Л.:  У меня есть бубен. Нужно быть очень внимательным, потому что, сколько раз я ударю в бубен, выйдет тот номер. Внимание (звучит колокольчик), получит задание посыльный под №… Логопед от каждой команды вызывает посыльного  и тот, получив задание, передаёт его всей команде.

Задание 1 посыльному от команды, который должен передать задание детям своей команды:

- каждый в команде должен   назвать слова со звуком  «У» в начале слова;

 - назвать слова со звуком  «И» в начале слова;

- назвать – со звуком «А».

4.Акустико – артикуляционный  образ звуков.

Логопед вызывает 2 посыльного  от каждой команды и дает ему задание:

- « Хлопнуть в ладоши, если услышите звук «Э»,

- « Топнуть ногой, если услышите звук  «О»,

-  «Стукнуть по столу, если услышите звук  «И».

Логопед вызывает 3 посыльного от каждой команды и называет игру:

«Сломанный телевизор» (логопед произносит звуки без голоса, а дети по артикуляции  должны отгадать звук).

5. Работа над развитием дыхания, голоса, интонации.

 Проводится разминка: плавно развести руки в стороны  (верх – низ) и произнести протяжно: «А---». Затем прямые руки  соединить  перед грудью и произнести: « У--------------». На «О» -  руки чуть раздвинуть. На  « И»  - плавно развести руки в стороны. На « Ы» - ещё шире.

- Логопед вызывает 4 посыльного  и даёт  задание: « Подари мне звук …»

- произносить звуки радостно;

- произносить звуки грустно;

- произносить звуки удивленно.

(вариант – произносить звуки – громко, тихо).

6. Связь  звуков с буквой.

Игра: « Встань по порядку».

Логопед детям  каждой команды раздаёт по букве и цифре. Ребёнок встаёт  со своей буквой  в том порядке, какая у него цифра. Другие дети проверяют и называют буквы.

Игра: « Построй букву».

Логопед  приглашает посыльного под номером 1 и даёт задание:

- построить  всей командой букву «Ы» из фасоли, распределив между собой  элементы буквы.

7.  Закрепление звуков в словах.

Логопед  приглашает посыльного под номером 2 , даёт задание и картинки:

Игра « 4 – ый  лишний».

Логопед  приглашает посыльного под номером 3 , даёт задание:

Игра « Подари слово  со звуком…» ( у, э, и, а, о). Можно с мячом.

Логопед произносит слово без первого звука: ..литка, …лей, …тка и т. д., нужно добавить звук «У».

Логопед  приглашает посыльного под номером 4 , даёт задание:

Игра « Назвать слово, которое  правильно звучит ».

Лилитка,  малитка, улитка, вулитка.

Иней, линей, киней, виней, иней.

Ведик, эдик, недик, дедик.

Облако, воблако, ноблако, соблако.

8. Работа со звуковыми пеналами.

Логопед произносит для каждой команды сочетание гласных: АОУ, ЫЭИ, ЭИУА. Дети индивидуально составляют схемы слов. Затем  один из команды проводит анализ сочетания.

9. Деление слов на слоги.

10. Упражнения  по развитию   лексико – грамматической  стороны  речи по теме: « Дом. Мебель».

Игра « Скажи ласково».

Игра « Один – много».

Игра « Сосчитай до 5».

11.Подведение  итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи "Звук А".

Попасть в сказочную страну звуков и познакомиться с её жителями. Что может быть интереснее? Занятие в игровой форме знакомит детей со звуком А....

Конспект занятия по аппликации для детей старшего возраста детского сада Тема «Коврик»

Цель: Выполнить аппликацию нитками «Коврик»Задачи:1. Познакомить детей с разными видами ниток.2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, внимание.3. Закреплять пространственные представления:...

Конспект фронтального логопедического занятия (для детей подготовительной группы ДОУ с ФФН) "Знакомство с гласным звуком [Э] и буквой «Э» "

Конспект фронтального  логопедического занятия  (для детей подготовительной группы ДОУ с ФФН)   "Знакомство с гласным звуком [Э] и буквой «Э» " содержит упраж...

Конспект занятия по аппликации для детей старшего возраста детского сада. Тема «Коврик»

Цель: Выполнить аппликацию нитками «Коврик» Задачи: 1. Познакомить детей с разными видами ниток. 2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, внимание. 3. Закреплять пространственные пре...

Конспект занятия по обучению грамоте №3 в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВЫ У, у»

Конспект занятия по обучению грамоте №3в подготовительной к школе группе  (6-7 лет) по теме «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВЫ У, у»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»

Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтег...