программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Москвы «Школа №222»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Школа № 222»
_________________Баскакова Н.А.
«Согласовано»
Педагогическим советом
Протокол №___от______2017г.
Направленность: ознакомительная
Детское объединение
«В мире звуков и букв»
Составитель программы: учитель-логопед
Козлова Елена Александровна
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 10 месяцев
Уровень программы: ознакомительный
Москва 2017 год
«Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников подготовительной к школе группы грамоте».
Пояснительная записка
В основу настоящей программы положен звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что:
- обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания
- каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий, используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек и индивидуальных тетрадей. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваивают, а позднее охотно и активно используют полученные навыки в самостоятельной деятельности. Детям предлагаются дидактические игры с буквами, со словами; читаются книжки, отгадываютс кроссворды, схемы, решаются ребусы. Большое место в работе с детьми отводится стихотворным текстам, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. На занятиях по обучению грамоте детям предлагаются упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ в специальных тетрадях, дети учатся сравнивать собственные результаты с заданным образцом. Это развивает у детей навыки самоконтроля и самооценки.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и звукового анализа и синтеза, происходит всестороннее развитие.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи.
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Развитие зрительно-моторной координации и зрительных функций.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
- подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
- основной этап - формирование элементарных навыков чтения
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап - формирование элементарных навыков чтения .
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование зрительно-моторной координации, развитие зрительных функций.
Сроки реализации программы: 2 занятия в неделю
1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Задачи.
- Дать представление о звуках русского языка.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
- Показать детям связь звука с буквой.
- Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Порядок ознакомления со звуками и буквами:
Порядок изучения звуков и букв установлен с учетом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния, т.е. самого процесса чтения.
Фонетическая сторона речи у многих детей характеризуется слабостью звуковых дифференцировок: они смешивают сходные по акустическим и артикуляционным признакам согласные. В связи с этим программа предусматривает изучене оппозиционных фонем с некоторым промежутком времени, достаточным для прочного закрепления одного из смешиваемых звуков пары.
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам , дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.
Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок “ пропускает” буквы и слоги через пальцы.
При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Учить детей определять позицию звука в слове.
- Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
- Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- "чтение" по "записи" (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:
1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.
Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.
2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.
Начинать звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам состояших из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).
После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.).
Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе:
"Узнай звук и напиши букву в окошко";
"Найди домик буквам";
"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
"Напиши первую и последнюю буквы слова";
"Где спрятался гласный звук?";
"Какой звук спрятался в конце слова?";
"Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";
"Назови звуки слова";
"Кто ошибся?";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
"Сложи из букв свое имя" и др.
Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.
Раздел 3. Обучение чтению.
Задачи.
- Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
- Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
- Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
- Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
- Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: Аа ; Уу; Оо; ы; э; Мм; Сс; Хх; Шш; РрО
Весь материал для чтения на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.
Для улучшения качества обучения, необходимо на каждом занятии развивать умение ориентироваться на листе, в тетрадях с заданиями. Предъявляемый дидактический материал должен соответствовать требованиям ( размер, цвет, удаленность и т.д.) и рекомендации врача окулиста , а также этапу лечения дошкольника.
Раздел 4. Развитие зрительно - мотоной координации, зрительных функций.
Условия проведения зрительной гимнастики.
1 Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз
2 . Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
3.Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
4. Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.
Тренажер со зрительными метками (по методике Базарного Владимира Филлиповича).
В различных участках комнаты фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, подобранные и объединённые в один сюжет. Располагаются метки на большой плоскости стены или на потолке (тогда дети могут лежать на спине). Дети поочерёдно по сигналу воспитателя (например, -кто посадил репку? / Дед/, - кто первым пришёл помочь деду? /Бабка/. ……) показывают рукой и фиксируют взгляд на объекте (время фиксации 2-3сек.). Могут быть использованы предметные картинки например, тема «Грибы» на стене расположены разные виды грибов. Звучат музыкальные песни-загадки о грибах, дети ищут и показывают отгадки (грибы), тема «Транспорт» возможно использование шумов разных видов транспорта, дети узнают шум определённого вида транспорта и находят его на стене, также подключая движение руки к зрительному сосредоточению
Календарное планирование занятий по обучению грамоте
октябрь 2016- май 2017 учебный год.
Месяц, неделя | Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза. Навыки чтения и письма. |
октябрь | Звуки и буквы А, У | Понятия «гласный звук», «гласная буква». Звуки «А», «У». Условное обозначение фишкой красного цвета. Выделение из ряда звуков, определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением). Печатание букв «А», «У». Дифференциация звуков «А», «У». Анализ, синтез и чтение слияний АУ, УА. |
Звук и буква О | Звук и буква «О». Выделение из ряда звуков, определение наличия и позиции звука в слове (выделение звука в начале/конце слова под ударением). Анализ и синтез сочетаний типа АОУ, ОАУ, УАО, чтение этих сочетаний. | |
октябрь | Звук и буква И | Понятия «гласный звук», «гласная буква». |
Звуки и буквы А, У, О, И | Слухо-произносительная дифференциация звуков «А», «У», «О», «И». Различение и определение позиций этих звуков в словах, определение гласных в ударной позиции в начале, конце, середине слова. Анализ и синтез сочетаний типа АОИ, ОИУ, ИАУ, чтение этих сочетаний. Учить анализировать и сравнивать слова на слух кот-кит, дом-дам, сок-сук. Объяснение значения этих слов. | |
октябрь | Звук и буква Ы | Понятия «гласный звук», «гласная буква». |
Звуки и буквы А, У, О, И, Ы | Слухо-произносительная дифференциация звуков «А», «У», «О», «И», «Ы». Различение и определение позиций этих звуков в словах, определение гласных в ударной позиции в начале, конце, середине слова. Анализ и синтез сочетаний типа АОЫ, ОИЫУ, ИАУЫ, чтение этих сочетаний. Учить анализировать и сравнивать слова на слух сон-сын, дам-дым, дом-дым. Объяснение значения этих слов. | |
ноябрь | Звук Т, буква Т | Понятия «согласный звук», «глухой согласный звук». Звук и буква «Т». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука на слух. |
Звуки Т-Ть, буква Т | Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратных слогов типа АТ, ОТ, УТ, ИТ. Чтение этих слогов. | |
| Звук П, буква П | Понятия «согласный звук», «глухой согласный звук». Звук и буква «П». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука на слух. |
Звуки П-Пь, | Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратного слога типа АП, ОП, УП, ИП. Чтение этих слогов. | |
ноябрь | Звуки П-Т, Пь-Ть | Различение звуков П-Пь, Т-Ть в слогах, словах, определение первого и последнего согласного звука в слове, чтение прямых и обратных слогов типа ПА, ТА. Звуковой анализ и синтез слогов АТ-АП, ПУ-ТУ, ПЫ-ПИ-ТИ. Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Припоминание слов со звуками «П», «Т». |
ноябрь | Звуки М-Мь, | Понятия «согласный звук», «звонкий согласный звук». Звук и буква «М». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука, условное обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратных и прямых слогов типа АМ-МА, ИМ-МИ чтение прямых и обратных слогов. Припоминание слов со звуками «М». |
ноябрь | Звуки Н-Нь, | Понятия «согласный звук», «звонкий согласный звук». Звук и буква «Н». Определение позиции звука в слове. Различение твердости и мягкости звука, условное обозначение фишками синего и зеленого цвета. Анализ обратных и прямых слогов типа АН-НА, ИН-НИ чтение прямых и обратных слогов. Припоминание слов со звуками «Н». |
декабрь | Звуки М-Н, Мь-Нь | Различение звуков М-Мь, Н-Нь в слогах, определение позиции звука в слове, чтение прямых и обратных слогов типа МА, НА. Звуковой анализ и синтез слогов АМ-АН, МУ-НУ, НЫ-НИ-МИ. Обозначение фишками синего и зеленого цвета. Припоминание слов со звуками «М», «Н». Знакомство с понятием «слог», «слово». Анализ и чтение односложных слов типа ТОМ, ТОН, ТОП, ПОТ. Схема слова. Припоминание правила деления слов на слоги. |
декабрь | Звуки Х-Хь, | Звуки «Х», «Хь», буква «Х». Характеристика звуков. Условное обозначение. Определение позиции звука в словах, различение твердости/мягкости звука, анализ обратных и прямых слогов типа АХ, ХА. Чтение слогов и односложных слов типа МОХ, ХАН, ПУХ. Выкладывание схемы слов. |
декабрь | Звуки К-Кь, буква К | Звуки «К», «Кь», буква «К». Характеристика звуков. Условное обозначение. Определение позиции звука в словах, различение твердости/мягкости звука, анализ обратных и прямых слогов типа АК, КА. Чтение слогов АК, КА и односложных слов типа КОТ, КОМ. Выкладывание схемы слов. |
декабрь | Звуки Д-Дь, буква Д; Звуки Т-Д, Ть-Дь | Звуки «Д», «Дь», буква «Д». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звуков. Условное обозначение. Определение позиции звука в словах, схема слов ДОМ-ДОМА; |
январь | Звуки Б-Бь, буква Б Звуки Б-П, Бь-Пь; | Звуки «Б», «Бь», буква «Б». Характеристика звуков. зличение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схема слов БО-КА, БАН-КА, БА-НАН. Выкладывание слов из букв. Чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов по букварю. Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов по картинкам. Схемы односложных и двусложных слов БО-ТЫ, БИ-ТА. Анализ и синтез слов БУК-ПУК. Объяснение значения слов. Чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов по букварю. |
январь | Звуки Г-Гь, буква Звуки Г, К, Х Г; | Звуки «Г», «Гь», буква «Г». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Схемы слов ГА-МАК, ТУ-МАН. Составление предложений с этими словами. Выкладывание слов из букв. Чтение слогов и слов по букварю. Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов. Схемы односложных и двусложных слов. Преобразование слов МОХ- МАХ- МАГ- МАК. Чтение слогов и слов по букварю. |
февраль | Звуки Ф-Фь, | Звуки «Ф», «Фь», буква «Ф». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов МИФ, ФО-ТО, ФА-ТА. Объяснение значения слов. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов по букварю. |
февраль | Звуки Ф-Фь, | Звуки «Ф», «Фь», буква «Ф». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов КОФ-ТА, МУФ-ТА. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов по букварю. Знакомство с простым предложением (сущ. и глаг.), схемой предложения. |
февраль | Звуки В-Вь, буква В | Звуки «В», «Вь», буква «В». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов ДИ-ВАН, ВАН-НА. Выкладывание слов из букв. Чтение односложных и двусложных слов. Распространение простого предложения без предлога до трех слов, составление схем. |
Звуки В-Ф, Вь-Фь | Различение звуков в слогах и словах, подбор слов с заданным количеством слогов. Схемы слов. Преобразование слов ИВА-ИВАН; ФОН-ВОН. Припоминание правила правописания согласных в конце слов (МИФ, УДАВ). Распространение предложений. | |
февраль | Звуки С-Сь, | Звуки «С», «Сь», буква «С». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов МОСТ, НАСТ. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Чтение предложений. Подбор предложений к схеме. |
март | Звуки З-Зь, | Звуки «З», «Зь», буква «З». Характеристика звуков. Различение твердости/мягкости звука, условное обозначение звуков. Определение позиции звука в словах. Схемы слов ЗОНТ-ЗОНТИК. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Чтение предложений, составление схем предложений из 3-х слов. |
март | Звуки С-З, Сь-Зь | Различение звонких и глухих согласных звуков, правописание сомнительных согласных в конце слова. Выделение слов из предложений с заданным звуком. Звуковой анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу КОЗА-КОСА, СУП-ЗУБ, КОСЫ-КОЗЫ, ЛИСА-ЛИЗА. Схемы слов. Закрепление навыка чтения и печатания слов. |
Звук и буква Ц | Звуки «Ц», буква «Ц». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в словах. Преобразование слов ЦАП-ЦЫП-ЦЫПА. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Чтение предложений, составление схем предложений из 3-х слов. Составление предложение с заданным словом. | |
март | Звук и буква Ц | Звуки «Ц», буква «Ц». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в словах. Определение позиции звука в словах. Выкладывание слов со стечением согласных из букв. Развитие языкового чутья, чувства рифмы (договаривание чистоговорок) |
Звуки С-Ц | Слухо-произносительная дифференциация звуков «С» и «Ц». Игровые приемы звукового анализа всех типов слов по картинкам (АВТОБУ…., ОГУРЕ…, АНАНА…, ПАЛЕ…), выкладывание, чтение слов. Развитие языкового чутья, чувства рифмы (договаривание чистоговорок). Закрепление навыков чтения, печатания слов. Чтение предложений. | |
март | Звук и буква Э | Звук «Э», буква «Э». Характеристика звука, условное обозначение фишкой красного цвета. Определение позиции звука в словах. Выкладывание схем слов и предложений. Письмо печатными буквами под диктовку. |
апрель | Звук и буква Ш | Звук «Ш», буква «Ш». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов ШАП-КА, КА-МЫШ, выкладывание схем слов и предложений. Письмо печатными буквами под диктовку. Составление предложений с предлогами. |
апрель | Звук и буква Ж ;Звуки Ш-Ж | С Звук «Ж», буква «Ж». Характеристика звука, условное обозначение фишкой синего цвета. Определение позиции звука в слове. Игровые приемы звукового анализа всех типов слов ЖУК, ЖА-БА, Э-ТАЖ, выкладывание схем слов и предложений. Письмо печатными буквами под диктовку. Составление предложений с заданными словами и предлогами.лухо-произносительная дифференциация звуков «Ш» и «Ж». Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов. Знакомство с правилом правописания слогов «ШИ», «ЖИ». Припоминание правила написания сомнительного согласного в конце слов НОЖ, МЫШЬ, ЭТАЖ, КАМЫШ. Закрепление навыков чтения, печатания слов. Робота с деформированной фразой. Чтение предложений. |
Звук и буква Ч | Звук «Ч», буква «Ч». Характеристика звука, условное обозначение фишкой зеленого цвета. | |
апрель | Звук и буква Щ | Звук «Щ», буква «Щ». Характеристика звука, условное обозначение фишкой зеленого цвета. |
Звуки Ч-Щ-Сь | Слухо-произносительная дифференциация звуков «Ч», «Щ» и «Сь». Игровые приемы звукового анализа всех типов слов по картинкам (КЛЮ…, ОВО…, ГУ…, ЛЕ…, МЕ…), Закрепление изученных правил правописания слогов. Ударение. Закрепление навыков чтения, печатания слов. Робота с деформированной фразой. Чтение предложений. | |
апрель | Звуки Р-Рь, | Звуки «Р», «Рь», буква «Р». Характеристика звуков, условное обозначение фишкой синего и зеленого цвета. |
| Звуки Л-Ль, | Звуки «Л», «Ль», буква «Л». Характеристика звуков, условное обозначение фишкой синего и зеленого цвета. |
май | Звуки Л-Р, Ль-Рь | Слухо-произносительная дифференциация звуков «Л-Р», «Ль-Рь». Игровые приемы звукового анализа всех типов слов по карточкам (….ЫСЬ, С…ОН, …ЫБА, ..УЖА). Ударение. Закрепление навыков чтения, печатания слов. Преобразование слов с помощью разрезной азбуки. Чтение предложений по букварю. |
Звук и буква Й | Звук «Й», буква «Й». Характеристика звука, условное обозначение фишкой зеленого цвета. | |
май | Буква Е, Ё | Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю», «Ь». Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных «Е», «Ё», «Я», «Ю» и «Ь» в конце и середине слов. Слухо-произносительная дифференциация звуков. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слов. Выкладывание схем слов и предложений. Чтение. Письмо под диктовку. Ударение |
Содержание предлагаемой программы способствует овладению ребенком средствами звукового анализа и синтеза слов. Дошкольники получают представление о существовании разных звуков, знакомятся с терминами «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный – согласный звуки», «звуковой анализ слова», правильно понимают и используют их.
Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы достижения ребенка 6 – 7 лет выражаются в следующем:
- Получает представление о существовании разных языков.
- Ребёнок овладевает средствами языкового анализа слов, умеет определять основные, качественные, характеристики звуков в слове, место звука в слове.
- Различает и правильно использует термины: «слово» - «предложение», «слог», «звук» - «буква», «гласный» - «согласный» звуки, «звуковой анализ» слов.
- Умеет делить слова на слоги, осуществляет звуковой анализ простых трехзвуковых слов.
- Умеет составлять предложения с заданным количеством слов и определять количество и последовательность слов в предложении.
Условия для успешной реализации данной программы:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе освоения содержания;
- наличие развивающих средств обучения в дошкольном учреждении;
- активное участие родителей в воспитательном процессе;
Диагностика освоения содержания программы
Предметом диагностики являются
- владение понятиями «слово», «предложение», «звук», «слог», «звуковой анализ слова»;
- освоение ребенком средствами звукового анализа слов;
- определение основных, качественных, характеристик звуков в слове;
Диагностика осуществляется как начальная и итоговая – для дошкольников старшего возраста.
Методы диагностических исследований:
- умение называть слова с заданным звуком:
- владение понятиями «гласный звук», «согласный звук», «согласный мягкий звук», «согласный твердый звук»
- умение делить слова на слоги;
- умение производить звуковой анализ слов и записывать с помощью символов;
- умение составлять предложения с заданным словом.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных случаях – самый высокий уровни освоения программы.
Обследование чтения
Для обследования чтения используются специально подобранный речевой материал.
1. Сначала необходимо проверить, как ребенок воспринимает буквы, т.е. узнает их. Ребенок должен назвать буквы, а если он не может их произнести, то показать их в словах или подобрать среди других букв. Используются и рукописные, и печатные буквы, а так же прописные и строчные.Фиксируются затруднения узнавания буквы, а также их характер.
2. Следующий этап - чтение слогов: прямых, обратных, со стечением согласных, со звуками с нарушенным произношением.
3.Затем чтение слов и проверка их понимания. Можно использовать карточки: на одних - с изображением предмета, на других - слова, сходные по написанию (конфеты - конверты, мишка -миска - шишка - фишка и т.д.). Последний этап - чтение фразы и специально подобранных текстов, доступных по содержанию, но незнакомых.
4.Необходимо проверить, как ребенок понял прочитанное, используя вопросы по тексту или его пересказ (особенно, если при обследовании устной речи была выявлена недостаточность объема словаря и аграмматизмы).
Фиксируются характер чтения (по слогам, целыми словами, с элементами угадывания, с повторами и т.д.) и особенности ошибок (заменяет ли ребенок отдельные буквы, пропускает буквы или слоги).
Фамилия,имя | возраст | 1 н/г к/г | 2 н/гк/г | 3 н/гк/г | 4 н/гк/г | примечание |
Используемая литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф |
1. | И.С. Лопухина | Логопедия | Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», . | методическое пособие |
2. | И. О. Тушканова. | Развитие внимания | Волгоград | методическое пособие |
3 | В.В.Воронкова | Обучене грамоте и правописанию | Москва «Школла –Пресс» | Методическое пособие |
4 | М.Р. Львов | Методика обучения русскому языку в начальных классах | Москва «Просвещение» 1987 | Методическое пособие |
5 | Е.В. Колесникова | Развитие фонематического слуха слабовидящими детьми | Москва 1995г. | методическое издание |
4. | П.Брегг | Улучшение зрения по системе БРЕГГА | Еер «Кредо» 1992г. | пособие |
Средства обеспечения освоения программы
Наглядный материал
Картины, картинки | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
1.Наборы: «Магнитная азбука» «Азбука в картинках» 2. Предметные картинки на буквы русского языка с разной позицией звуков в словах. | 1. Модели: «Схемы-модели предложений» «Схемы-модели слов» «Схемы-модели слогов» «Схема-модель характеристики согласных звуков» «Сигнальчики» - для составления звуковых схем (индивидуальные). | 1. «На что похожа буква» 2. Жукова «Букварь» 3. Юдин «Букваренок» |
Игры и упражнения для занятий по обучению грамоте
Цель игры | Название игры | Содержание игры |
Развитие слухового внимания. | 1.«Угадай, что звучит» 2.«Подскажи словечко» 3. «Слова-друзья» | Детям, предлагается угадать, какие предметы звучат за ширмой Дети внимательно слушают текст стихотворения, и подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. В кругу с мячом. Педагог называет слово, дети поочередно в ответ произносят слова, похожие по звучанию (галка-палка, речка-печка и т.д.). |
Развитие фонематического восприятия | 1.«Птичка-синичка» 2.«Звук потерялся» 3. «Кто внимательный» 4. «Потерялся первый звук» 5. «Назови слова» 6. «Телеграф» 7. «Живые звуки» 8. «Назови пару» 9. «Цепочка слов» | Дети с помощью схемы-модели «птичка-синичка» учатся определять место заданного звука в словах. Слушая стихотворение, дети называют слово и пропущенный звук. Детям предлагается хлопнуть в ладоши только тогда, когда они услышат слово с заданным звуком. Педагог произносит слова без первого звука, а дети должны назвать не только слово, но и звук, который не был произнесен. Дети называют слова, начинающиеся на заданный, педагогом, звук. Педагог произносит слова, а дети передают их по «телеграфу», отхлопывая слова или отстукивая по кол-ву слогов. Дети играют роль звуков заданного слова, например «дом», и выполняют различные задания педагога. В кругу с мячом, педагог называет твердый согласный звук, а дети, соответствующую ему мягкую пару. На последний звук заданного слова дети начинают придумывать слова (рак – кот – топор – рысь и т.д.) |
Кружковые занятия по подготовке дошкольников к грамоте.
У большенства детей в возрасте 6-7лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Однако, “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе. Для некоторых дошкольников с нарушенным зрением этого времени недостаточно, поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения продумана таким образом, что:
- обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания ребенка с нарушенным зрением,
- каждый ребенок участвует в процессе выполнения заданий,
- используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
- Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек и индивидуальных тетрадей.
- Детям предлагаются дидактические игры с буквами, со словами; читаются книжки, отгадываютс кроссворды, схемы, решаются ребусы.
- Большое место в работе с детьми отводится стихотворным текстам, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
- На занятиях по обучению грамоте детям предлагаются упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
- В процессе выполнения самостоятельных работ в специальных тетрадях, дети учатся сравнивать собственные результаты с заданным образцом. Это развивает у детей навыки самоконтроля и самооценки.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и звукового анализа и синтеза, происходит всестороннее развитие. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваивают, а позднее охотно и активно используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в речевом развитии. В дош...
Коррекционно-развивающая программа по обучению грамоте детей 6 - 7 лет с ФФНР.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными...
Модифицированная программа по обучению грамоте детей подготовительного возраста "По дороге к школе"
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развити...
Рабочая учебная программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "АБВГДйка"
Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жиз...
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
Рабочая программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на практике речевым развитием дошкольников. Многообразие методической литера...
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет...
"Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образовательной программы по обучению грамоте детей 5-7 лет"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» «Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образо...