Модифицированная программа по обучению грамоте детей подготовительного возраста "По дороге к школе"
методическая разработка по логопедии на тему

Лобынцева Ольга

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой направлены на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Актуальность разработки программы кружка «По дороге к школе» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель программы - создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

 

Задачи

Образовательные:

         -Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

     - Развитие звукобуквенного анализа слова.

     - Формирование элементарных навыков чтения и

первоначальных навыков письма.

 

Коррекционные:

-      развивать речевое дыхание;

-      развивать артикуляционный аппарат;

-      развивать фонематическое восприятие;

-      развивать грамматический строй и связную речь.

 

Воспитательные:

-      совершенствовать эмоционально-волевые качества;

-      воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

 

    Программа разработана для старших дошкольников в

соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации

межпредметных связей по разделам:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_doroge_k_shkole.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                            "Средняя общеобразовательная школа №5" ГДО                                                           г. Колпашево

Модифицированная программа по обучению грамоте

детей подготовительного возраста

"По дороге к школе"

учителя - логопеда

Лобынцевой Ольги Николаевны

                               

                                           

Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой направлены на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Актуальность разработки программы кружка «По дороге к школе» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы - создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи

Образовательные:

         -Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

     - Развитие звукобуквенного анализа слова.

     - Формирование элементарных навыков чтения и

первоначальных навыков письма.

Коррекционные:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать грамматический строй и связную речь.

Воспитательные:

  • совершенствовать эмоционально-волевые качества;
  • воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

 

    Программа разработана для старших дошкольников в

соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации

межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о

понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;                              2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек), заучивание стихотворений. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Овладение графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

4. «Социально-коммуникативное развитие» Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек, отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.

5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи, научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

    Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Образовательная деятельность строится в занимательной, игровой форме.

Форма и режим занятий.

Количество детей в подгруппе:10-11 человек.                                                      Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей, посещающих подготовительную группу.  

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25-30 мин.                        Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».

                       

Ожидаемые результаты.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут

способствовать успешному школьному обучению:

  • развит фонематический слух  и восприятие;
  • правильно произносят все звуки;
  • выделяют из слов звуки;
  • отчетливо и ясно произносят слова;
  • усвоили лексико-грамматический строй речи;
  • выделяют слова и предложения из речи;
  • соблюдают орфоэпические нормы произношения;
  • развиты навыки звукового анализа и синтеза;
  • развиты графо-моторные навыки;  
  •  развита тонкая ручная моторика
  • овладели звуко-буквенными обозначениями;
  • овладели умением слияния букв в слоги разной степени трудности;
  • овладели умением читать и одновременно понимать смысл

читаемого слова.

Перспективный план работы по обучению детей грамоте

период

Тема

Кол занятий

Содержание

ОКТЯБРЬ

1-я

неделя

Давайте познакомимся Веселый язычок.

1

Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.

2-я

неделя

Звук(а)

1

Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. Выделение гласного звука (а) из потока звуков.

3-я

неделя

Звук (у)

1

Обучение детей правильно  выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (у) в начале слова (утка, удочка, улица)

4-я

неделя

Звук (и)

1

Обучение детей правильно  выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (и) в начале слова (Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи.

период

Тема

Кол занятий

Содержание

НОЯБРЬ

1-я

неделя

Звук (э)

Звук (о)

1

Обучение детей правильно выполнять  артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (э) в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо.) Выделение гласного звука (о) из потока звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окно)

2-я

неделя

Звуки (м), (м”)

1

Обучение детей правильно  выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука (м) в конце слова. Выделение согласных звуков (м), (м”) в начале слова.

3-я

неделя

Звуки(п), (п”)

1

Обучение детей правильно  выполнять артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

4-я

неделя

Звуки (н), (н”)

1

Обучение детей правильно  выполнять артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звуков (н), (н”) в словах.

период

Тема

Кол. занятий

Содержание

ДЕКАБРЬ

1-я

неделя

 Звуки (б), (б”)

1

Выделение звука (б) среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина) Обучение детей правильно  выполнять артикуляционную гимнастику. Звуковой анализ слогов

аб-би

2-я

неделя

Звуки (б), (п)

1

Полный анализ односложного слова Бим Определение позиции звука (в) в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива

3-я

неделя

Звуки (в), (в”)

1

Различие твердых и мягких звуков (в), (в”)

4-я

неделя

Звуки (д), (д”)

1

Различие твердых и мягких звуков (д), (д”) Звуковой анализ односложных слов: дом, мак, лук

период

Тема

Кол. занятий

Содержание

ЯНВАРЬ

2-я

неделя

Звуки(т), (т”)

1

Выделение звука (т) в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова ТомРазличение твердых и мягких звуков (т), (т”)

3-я

неделя

Звуки(д), (т)

1

Дифференциация звуков (т), (д) Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов.


4-я

неделя

Звуки(ф), (ф”)

Звуки (в), (ф)

1

Различие твердых и мягких звуков (ф), (ф”)

Дифференциация звуков (в), (ф)



период

Тема

Кол. занятий

Содержание

ФЕВРАЛЬ

1-я

неделя

Звуки (к), (к”)

1

Выделение звука (к) из потока согласных звуков и всловах. Звуковой анализ слова котРазличение твердых и мягких звуков (к), (к”) Звуковой анализ слова кит

2-я

неделя

Звуки (г), (г”)

1

Определение наличия или отсутствия звука (г) в словах.Различение твердых и мягких звуков (г), (г”).  Звуковой анализ и синтез слов.

3-я

неделя

Звуки (к), (г)

1

Дифференциация звуков (к), (г)Звуковой анализ слова кони

4-я

неделя

Звуки (х), (х”)

1

Выделение согласного звука (х) среди других звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Различение твердых и мягких звуков (х), (х”). Звуко-слоговой анализ слова мухи.

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

МАРТ

1-я

неделя

Звуки (с), (с”)

1

Определение наличия или отсутствия звука (с) в словах. Нахождение места звука в словах

Различение твердых и мягких звуков (с), (с”). Звуко-слоговой анализ слова гуси.

2-я

неделя

Звуки (з), (з”)

1

Выделение в речи звука (з). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Различение твердых и мягких звуков (з), (з”). Звуко-слоговой анализ слова замок.

Дифференциация звуков (с), (з)

3-я

неделя

Звуки (с), (з), (ц)

1

Выделение в речи звука (ц). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Дифференциация звуков (с), (з), (ц)

4-я

неделя

Звук (ш)

1

Выделение в речи звука (ш). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец) Звуко-слоговой анализ слова шапка

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

АПРЕЛЬ

1-я

неделя

Звуки (с), (ш)

1

Дифференциация звуков (с), (ш)

2-я

неделя

Звук (ж)

1

Выделение в речи звука (ж). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Подбор слова к схемам звукового анализа

3-я

неделя

Звуки (з), (ж)

Звуки (ш), (с)

1

Дифференциация звуков (з), (ж)

Дифференциация звуков (ш), (с)

4-я

неделя

Звук (ч)

1

Выделение в речи звука (ч). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Звуко-слоговой анализ слова жучка

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

МАЙ

1-я

неделя

Звук (щ)

1

Определение наличия или отсутствия звука (щ) в словах. Нахождение места звука в словах

(начало, середина, конец)

2-я

неделя

           Звуки (ч), (щ),

1

Дифференциация звуков (ч), (щ)

3-я

неделя

Гласные и согласные звуки

Слова и предложения

1

Синтез звуков в словах

Определение количества слогов в словах, составление схем простых предложений.

4-я

неделя

Звуки и слоги

1

Закрепление пройденного материала.



                     

Работа с родителями

 Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

   Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

   -личный контакт;

   -участие в родительских собраниях;

   -проведение групповых консультаций для родителей;

   -индивидуальные консультации;

   -проведение открытых занятий;

   -оформление уголка для родителей.                                                                                     

Оценка эффективности

   Оценка эффективности реализации кружковой деятельности

проводится на основе:

  • данных планового мониторинга уровня речевого развития

детей (сентябрь и май);

  • данных диагностики методики готовности детей к школе (авторы:Н. и М. Семаго);
  • бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования

родителей.

Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.

                       

                     Методическое обеспечение программы

1. Альбом для логопеда. О. Б. Иншакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2003. – 280с.: ил.                                                                            2. Беседы с логопедом (вопросы и ответы). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.                                                                                                               3. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.                                                                4. Воспитание звуковой культуры речи. Фомичева М.Ф.                                                                                                         5. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет.сада. 3-е изд, перераб. и доп., Фомичева М.Ф. - М.: Просвещение, 1980. – 240с.                                                                     6. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Фомичева М.Ф. - М.: Просвещение, 1989. – 239с.               7. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 112с.                           8. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Рождественская В.И. РадинаЕ.И.. - М.: Просвещение, 1996. – 111с. 9. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с.                                                10. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т.А. - СПб., 199


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

Модифицированная программа с детьми младшего дошкольного возраста (2-3х лет) по адаптации к ДОУ «В детский сад с улыбкой»

Процесс привыкания к дошкольному учреждению довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка огра...

«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...

Дополнительная модифицированная образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофорчик»

Программа по обучени. детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения (для детей 3-7 лет)...

Модифицированная программа по обучению рисования песком "Сыпучие картинки" детей 6-7лет

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Использование песка в изобразительной деятельности им...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах

Программа разработана с целью формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах...

модифицированная программа по обучению чтения в подготовительной группе "Хочу читать"

Чтение- один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс который входит способность воспринимать информацию, понимать информацию передаваемую тем или иным способом, воспроизводить ее....