Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Завершающим этапом в автоматизации звука Р является обучение ребенка правильно произносить труднейшую скороговорку о Карле и Кларе. Не каждый взрослый сможет быстро сказать эту известную скороговорку. Тем не менее, можно этому научить ребенка с помощью технологии театрального воздействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.
Тарасова Лидия Николаевна,
учитель-логопед ГБДОУ №23 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Завершающим этапом автоматизации звука [Р] является обучение ребенка правильно произносить сложнейшую скороговорку о Карле и Кларе. Эту известную скороговорку не каждый взрослый сможет быстро сказать. Тем не менее, этому можно научить ребенка за два занятия, используя технологию театрального воздействия.
Первое подготовительное занятие:
Автоматизация слов из скороговорки.
1). Знакомим ребенка с немецкими именами мальчика Карла и девочки Клары. Объясняем значения слов: кларнет, кораллы, украл. 2). Заучиваем слова:
-Повтори правильно: ла, ла-ра, Кла-ра
кар, Карл
рал, украл, украла
ко-рал-лы
Загибая пальчики в кулак, произнести 5 раз каждое слово: Карл- 5 раз, Клара…, кларнет…, украл…, украла…, кораллы.
Второе занятие:
Логопед напоминает детям, какие слова они учили на прошлом занятии. Сообщает, что из этих слов состоит очень трудная скороговорка.
-Послушайте, как я быстро ее произнесу: «Карл украл у Клары кораллы. А Клара у Карла украла кларнет».
-Попробуйте повторить, как я сказала...
- Эту скороговорку очень трудно произносить. Но вы сегодня научитесь, и в конце занятия каждый сможет ее сказать. Для этого нам нужно всего лишь поиграть в театр. Сегодня вы будете артистами и зрителями.
Логопед назначает по желанию детей исполнителей -артистов для сценки- мальчика и девочку. Роль мамы Карла исполняет логопед.
1). Знакомство детей с реквизитами сценки: бусы-кораллы и дудочка-кларнет. 2). Читка текста для исполнения ролей:
Мальчика звали Карл, а девочку – Клара. Карл учился в музыкальной школе, играл на музыкальном инструменте, который называется – кларнет. Пришел мальчик к девочке, в руках у него кларнет. Девочка сидит перед зеркалом и примеряет мамины бусы- кораллы. Мальчику очень понравились эти яркие красные бусы. Разговаривая с Кларой, он незаметно спрятал кораллы к себе в карман и поспешил быстрее уйти домой. Карл так торопился, что забыл свой музыкальный инструмент- кларнет. Клара увидела кларнет и не догнала мальчика, чтобы вернуть инструмент, решила оставить его себе, чтобы поиграть на кларнете.
Вечером мама Карла увидела, что он играет с кораллами, спросила у сына - откуда у него появились эти бусы? Пришлось Карлу всё рассказать маме. Мама очень расстроилась, что сын украл вещь. Она объяснила мальчику, почему Карл огорчил ее: «Красть, брать без разрешения какую-нибудь вещь, никогда нельзя! Это большое преступление перед другими людьми. Как же страдает, переживает тот человек, который имел вещь, и вдруг лишился ее! Украденная вещь никогда не принесет радости тому, кто это сделал. Она всегда будет ему напоминать о своем плохом поступке, о горе, котором он принес своему другу, знакомому или чужому человеку...»
После такого разговора с мамой Карл понял, какой ужасный поступок он совершил. И решил вернуться к девочке, возвратить украденные кораллы и извиниться перед Кларой. А Клара, в это время, тоже очень жалела, что не догнала Карла, не отдала забытый кларнет. Получается, что она тоже украла, если утаила. О том, что красть никогда нельзя Клара знала, она была постарше Карла и больше понимала это. Взяла Клара кларнет и собралась пойти к Карлу. Тут и появился Карл с бусами. Дети извинились друг перед другом, простили друг друга и дали клятву – никогда в жизни не красть чужие вещи!
3). Уточнения действий детей по сюжету сценки. После обсуждения дети выходят из кабинета и возвращаются уже в роли Карла и Клары.
4). Сценка по сюжету.
5). Обсуждение сценки. Логопед поясняет, что теперь надо представить картинку сыгранной сценки и ответить на вопросы: - Кто первый пришел в гости? Что сделал?
- Теперь надо сказать первую часть скороговорки: «Карл украл у Клары кораллы». (Каждый ребенок произносит эту фразу).
-Что дальше сделала Клара?
Дети отвечают: «А Клара у Карла украла кларнет».
- Теперь надо соединить вместе два предложения, вспоминая нашу сценку:
«Карл украл у Клары кораллы. А Клара у Карла украла кларнет».
- Теперь попробуем это быстро сказать. Ведь мы говорим скороговорку.
-Молодцы! Вы научились говорить труднейшую скороговорку, которую не могли сказать в начале нашего занятия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....
Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным.
Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным....
Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы
laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....
Использование народных игр для совершенствования двигательной активности детей. (из опыта работы).
Подвижные игры - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педа...
Сообщение оз опыта работы «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»
Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков позволяет решить сразу несколько задач:- снизить утомляемость;- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;- побудить в...
Статья "Особенности этапа автоматизации в коррекции произношения дошкольников"
Материал статьи может быть полезен как начинающим, так и опытным логопедам. Также воспитателям логопедических групп и родителям детей-логопатов. ...
Конспект логопедического занятия для старшей группы дошкольного возраста 6-7 лет. "Автоматизация и дифференциация произношения звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] в слогах, словах и предложениях."
Вашему вниманию предлагается учебно-методический материал по автоматизации и дифференциации сонорных звуков Р, РЬ - Л, ЛЬ в слогах, словах и предложениях....