Статья "Особенности этапа автоматизации в коррекции произношения дошкольников"
статья по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности этапа автоматизация в коррекции произношения
дошкольников».
Автор статьи: Данилюк Елена Михайловна, учитель-логопед
МБДОУ детского сада № 58 г.Иркутск.
«Чёткость, ясность – вот главные
достоинства речи». Аристотель
Овладение родным языком, развитием речи – одно из самых важных приобретений в жизни ребёнка. Преодоление нарушения произношения в дошкольном детстве, своевременное устранение недостатков могут предотвратить трудности в овладении чтением и письмом. Данный материал раскрывает особенности этапа автоматизации поставленных звуков в коррекции звукопроизношения. Этап автоматизации в физиологическом аспекте представляет собой процесс закрепления условно-рефлекторных и речедвигательных связей на специально отобранном речевом материале. Звук, поставленный ребёнку, ещё очень нестойкий, хрупкий и условно-рефлекторные связи могут быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит устойчиво ввести этот звук в слоги, слова, предложения. У детей-логопатов укрепляется стереотип неправильного произношения слов, поэтому автоматизация звуков решает вопрос активизации процесса внутреннего торможения, способности к различению (дифференциации) правильного и неправильного артикуляционного уклада звуков.
И.П.Павлов установил, что у детей в состоянии утомления, эмоционального переживания процесс торможения резко ослабевает, а процесс возбуждения усиливается. И если у детей новые речевые установки ещё не автоматизированы, в таких состояниях снова появляются дефекты в речи ( шепелявость, картавость, заикание). Логопеду необходимо предупреждать подобные случаи и своевременно поддерживать новые речевые установки напоминаниями, подсказками. А лучше, учитывая психо-соматическое состояние ребёнка, в этот день занятия не проводить.
Как отмечает Л.Н.Смирнова, этап автоматизации самый трудный и длительный в коррекционном маршруте ребёнка. Чтобы процесс автоматизации не был скучным, стереотипным логопеды используют множество различных методов, игровых приёмов и технологий. Использование логопедом игровых и занимательных персонажей, различных моделей и схем, картинного материала, сочинение логопедических сказок, чистоговорок - всё это сделает процесс автоматизации увлекательным для ребёнка, позволит достичь правильных укладов и более чёткой артикуляции звуков.
Автоматизация – это своеобразный речетренинг, поэтому на её этапе велика роль и малых форм фольклора (потешки, заклички, скороговорки, чистоговорки и др.) Известные педагоги-учёные В.А.Сухомлинский, А.П.Усова отмечали большое значение использования элементов фольклора в развитии речи дошкольников. Ведь крылатых слов, пословиц, поговорок у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, используем в своей речи. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А мы сами немножечко мудрее. Использование речетренингов в автоматизации поставленных логопедом звуков речи превращает эти трудные этапы коррекционной работы в интересную и занимательную игру для ребёнка.
При автоматизации происходит выработка нового навыка, нового «шаблона» звука (стирание дефектного стереотипа) - и это требует длительного систематического и последовательного тренинга. Существует алгоритм введения поставленного звука в речь: слоги – слова – фразы – предложения. А затем, на этапе завершения, отрабатывается навык произнесения звука в связных текстах.
В логопедической практике скороговорки используются как фразы с определённым набором звуков для отработки этих определённых звуков в спонтанной речи детей.
Скороговорочные тренинги тоже необходимо заучивать с соблюдением определённых требований.:
* провести (если необходимо) работу по уточнению лексического значения слов в скороговорке, т.к. понимание смысла слов облегчит ребёнку произношение всей фразы;
* не давать непосильных заданий детям;
* сначала не спеша, правильно повторить скороговорку;
* произнести скороговорку в умеренном темпе;
* произнести быстро;
* произнести несколько раз подряд (3-5раз).
В работе над автоматизацией звука необходима последовательность. Сначала звуки автоматизируются в более лёгких артикуляционных позициях, затем в более сложных.
Автоматизация в слогах:
* в открытых слогах;
* в закрытых слогах;
* в интервокальных позициях.
На этапе автоматизации в слогах долго задерживаться не стоит, нужно как можно быстрее переходить к работе по автоматизации звука в словах, потому что ребёнок значимые, осмысленные вещи воспринимает лучше. Слова для отработки звуков кроме «осмысления» выполняют очень важную задачу- позволяют автоматизировать звук в различных возможных позициях, создавая своеобразную «артикуляционную модель», слоговые наборы в словах с отрабатываемым звуком могут быть такими:
Автоматизация в словах:
* звук в ударной позиции;
* звук в безударной позиции;
* звук в начале слова;
* звук в конце слова;
* звук в середине слова;
* в словах со стечением согласных.
Автоматизация в словосочетаниях:
* в стихотворениях;
* в потешках, закличках;
* в чистоговорках («слоговичках»);
* в скороговорках;
* в самостоятельной речи.
Выбирая стихотворные тексты для автоматизации следует обратить внимание, что лучше использовать стихи, в которых оппозиционные звуки не встречаются, подбирать стихи, которые нравятся детям, доступны их пониманию, рассчитаны на их возраст и знания. Стихи пусть будут забавные, шуточные, вызывающие положительные эмоции у детей. Длинные стихи брать не стоит, так как это усложняет восприятие ребёнком смысла текста и значительно понижает качество работы по автоматизации.
Во время автоматизации звуков помимо последовательности
нужно соблюдать и некоторые правила работы.
Правило 1: перед этапом автоматизации необходимо провести работу над
выработкой правильного диафрагмального дыхания и ротового выдоха.
Правило 2: начинать автоматизировать звук только после того, как изолирован-
ный звук произносится чётко и при многократном повторении.
Правило 3: перед заданиями на автоматизацию звука, необходимо выполнить
упражнения для правильного артикуляционного уклада и разогрева речевых
мышц. Это уточняет правильные артикуляционные уклады звуков, делает
движения мышц речевого аппарата более точными.
Правило 4: автоматизировать звуки, принадлежащие к разным артикуляторным
группам, чтобы не было замен в речи.
Большинство детей в логопедической группе имеют несовершенный
фонематический слух, поэтому нельзя автоматизировать одновременно: звуки из
группы шипящих и свистящих; губно-зубные (в-ф); сонорные (л-р);
заднеязычные (к-г-х). Рекомендуется автоматизировать одновременно звуки
принципиально разных артикуляторных укладов, например: группа свистящих и
заднеязычных звуков; звуки группы шипящих и группы сонорных звуков; звуки
(д-т) и сонорные.
Правило 5: как и в любом тренаже, в автоматизации необходима систематичность.
Нужно заниматься ежедневно, по 10-20 минут.
Воспитатели и родители должны контролировать спонтанную речь детей,
заставлять повторять правильно и красиво неверно произнесённые слова.
Взрослым необходимо мотивировать ребёнка, вырабатывая его
самоконтроль в речи.Только в совместной работе педагогов и родителей мы
достигнем желаемых результатов.
Список литературы:
1 Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В, Практикум по
коррекционно - развивающим занятиям. – М., 1994г
2. Максакова А., Тумакова Г. Игры и упражнения со
звучащим словом. - М., Просвещение,1983г.
3. Мельников М. Русский народный фольклор, - М., Просвещение, 1987г.
4. Сухин И.Г., Все скороговорки для непослушных звуков.
Ярославль, 2008г.
5. Смирнова Л.Н. -Логопедия. Играем со звуками.
Речевой дидактический материал, пособие для логопедов,
дефектологов и воспитателей. – М., «Мозаика-Синтез», 2005г
6. Федосова Т. Сложные звуки? Стихи помогут!
Дошкольное воспитание. - 2014г. №12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются ...
НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Из опыта работы "НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Нетрадиционные формы работы при коррекции произношения у дошкольников.
Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго ...
Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР.
Можно смело утверждать, что благодаря использованию наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов, приёмов, форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с...
Использование интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР
В статье представлен материал по влиянию применения интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР на эффективность коррекционного воздействия и сроки введения звуков в ...
Заключительный этап автоматизации и совершенствования произношения звука [Р]. Из опыта работы.
Завершающим этапом в автоматизации звука Р является обучение ребенка правильно произносить труднейшую скороговорку о Карле и Кларе. Не каждый взрослый сможет быстро сказать эту известную скорого...
«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».
laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....