Анализ НОД по формированию экспрессивной речи в форме игры –квеста «Открой сейф за 30 минут» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Анализ НОД по формированию экспрессивной речи в форме игры –квеста «Открой сейф за 30 минут» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_zanyatiya_.docx | 55.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ НОД по формированию экспрессивной речи в форме игры –квеста«Открой сейф за 30 минут» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Количество детей: 11 Дата:17.11.2018 г.Цель посещения: фронтальный контроль Кто посещал: зам. зав. по УВР Анзина Е.А.
Цель и задачи НОД соответствуют адаптированной образовательной программе дошкольного образования, возрастным особенностям и уровню развития детей с тяжелыми нарушениями речи. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Занятие было итоговым по обобщению и систематизации знаний детей по формированию эмоциональной лексики.
Образовательная деятельность проводилось по подгруппам с целью эффективности коррекционной работы и реализации принципа индивидуального подхода. Подготовленность занятия связана с предыдущим обучением и наполнено содержанием в соответствии с программой профессиональной коррекции речи и годовой задачей ДОУ.
Занятие проводилось в форме увлекательной игры – квеста. Воспитанники применяли свои знания, логику, а так же умение работать в команде, проявляли желание справиться с препятствиями. Использование логопедом квест технологии позволило удерживать интерес детей в течение всего занятия.
Все этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены и объедены в одно целое. Логопед привлекал детей к мыслительным операциям и побуждению к диалогической и монологической речи, а также формировал навык самоконтроля при построении развернутых ответов. В ходе занятия логопед особенно следил за четким проговариванием детей, а в случае неправильного ответа ребенка, очень аккуратно и тактично привлекал к правильному проговариванию.
В ходе НОД реализовались образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Прослеживалось четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно. Прослеживалась интеграция образовательных областей. При планировании занятия были учтены возрастные, индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений.
Объем материала достаточен и доступен детям. Речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме, хотя были взяты достаточно сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.
На занятие было показано разнообразие методов и приемов (беседа, вопросы, загадки, создание проблемной ситуации, использование опорных схем, пиктограмм, рассматривание иллюстраций видеослайдов, сюрпризный момент, дидактические игры, музыкальное сопровождение), что способствовали усвоению материала и не вызывало излишнего переутомления у детей.
В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности детей, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным детям, сопровождались комментариями, похвалой и поддержкой.
Занятие было четко продумано, тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе детей и логопеда. Инструкции педагога были четкими и понятными для детей.
Логопед смог на протяжении всего занятия создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия и доверия.
Внешний вид детей соответствовал подготовленному мероприятию. Внешний вид учителя-логопеда опрятный, эстетически культурный. Время длительности занятия было соблюдено.
Декорации в музыкальном зале, в котором поводилось данное мероприятие, соответствовали используемой теме занятия.
Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными.
Данное занятие входит в систему реализации годовой задачи МБДОУ детского сада№ 50 «Формирование экспрессивной речи у дошкольников с ТНР»
Вывод: занятие было очень насыщенным, проделан большой объем, цели занятия достигнуты.
Заместитель заведующего по УВР Анзина Е.А.
Конспект организованной образовательной деятельности в форме логопедическогоквеста «Открой сейф за 30 минут» для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель: Обобщение и систематизация знания детей по формированию эмоциональной лексики. Коррекционно- образовательные задачи: 1.Учить образовывать существительные с суффиксами ик –ищ и составление с ними сложносочиненных предложений с противительным союзом «а». 2.Обогащать экспрессивную речь пословицами и фразеологизмами . 3.Закреплять умения образовывать степени сравнения прилагательных. 4.Совершенствовать умения подбирать синонимы к прилагательным и глаголам. 5. Упражнять в построении предложений с использованием междометий. Коррекционно-развивающие задачи: 1.Закреплять умения правильно выражать свои чувства и эмоции . 2. Упражнять в понимании содержания отрывков из музыкальных произведений и соотнесение их с эмоциональным словарем. 3. Развивать общую моторику 4. Формировать навык самоконтроля при построении развернутых ответов. 5. Развивать познавательные психические процессы (воображения, мыслительных операций, внимания, памяти), навыка снятия психического напряжения. Коррекционно-воспитательные задачи: 1.Создавать положительный эмоциональный настрой, атмосферы принятия и доверия. 2. Формировать навыки сотрудничества и инициативности 3. Воспитывать взаимопомощь и умение работать в команде. Индивидуальная работа: 1.Контролировать произношение сонорных звуков у Алисы А., Кости С., Ангелины Г. 2.Отрабатывать правильное построение предложений у Милы Т., Арсения К. 3.Уделить особое внимание по ориентировке в пространстве Кате Я, Максиму Ш., Владу Словарная работа: Предметный словарь: шутник, озорник, весельчак, сейф, квест, брюнет; Глагольный словарь: печалится, изумляться, унывать, горевать, ошеломляться; Качественный словарь: жизнерадостный, технический, озорной, смешливый, Сложное слово: трехтональная (полоса ).
Методы и приемы:
- Словесные (беседа, вопросы, загадки, создание проблемной ситуации);
- Наглядные(использование опорных схем, рассматривание иллюстраций видеослайдов);
- Игровые (сюрпризный момент, дидактические игры).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий (людей и животных) и пиктограмм с проявлением основных эмоций (радость, удивление, грусть, гнев, страх. 2. Прослушивание классической и современной музыки. 3. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и тематических бесед, направленных на обогащение словаря воспитанников эмоциональной лексикой (игры «Собери лицо», « Шкатулка ласковых имен», «Угадай настроение», «Веселые стихи», Кубик эмоций» и т. д.). 4. Упражнение в использовании мнемотаблицдля составления предложений с вопросительной и восклицательной интонацией и с логическим ударением на выделенном слове. 5. Отрабатывание междометий на материале сказок К. Чуковского. «Тараканище», «Федорино горе» . 6. Разучивание физкультминутки « Раз, два, три» 7. Упражнение в понимании и заучивании пословиц и фразеологизмов по теме. 8. Изготовление детьми «ромашек- смайликов» для гостей. 9 Знакомство с понятием квест и объяснение правил этой игры.
Оборудование: сейф, ключ, гелиевый шар, зашифрованное письмо, гуашь, кисточка, отрывки из музыкальные произведений:(С. Рахманинов «Полька», Л. Бетховен «К Элизе», М. Глинка «Руслан и Людмила) зашифрованное слово, разрезные картинки с пословицами, картинки и карточки с междометиями для составления предложений, схемы для составления предложений с вопросительной и восклицательной интонацией и с логическим ударением на выделенном слове, ромашки с картинками, ноутбук, телевизор, видеослайды, пиктограммы эмоций, аудиозапись голоса «замка», медали со смайликами, заготовки для «кубика настроения», цветочки, изготовленные детьми, цифры, задания в конвертах, игровой тоннель.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие».
Планируемые результаты: 1.Употребление детьми слов эмоциональной лексики. 2.Овладение навыком взаимодействия со сверстниками и. 3. Использование выразительности речь для передачи эмоционального отношения. 4 Активное использование детьми диалогической и монологической речи. 5. Правильное употребление воспитанниками в своей речи, поставленных звуков.
Ход деятельности
1. Вводная часть. Логопед приглашает детей в музыкальный зал. Дети заходят в зал под музыкуВ. Осошника « Хорошее настроение» и становятся полукругом.
Логопед: « Кем то придумано просто и мудро
С каждым здороваться « Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
Я ребята предлагаю вам друг другу и нашим гостям сказать « Доброе утро!»
Дети: « Доброе утро!» (хором)
Логопед: Как вы думаете, почему мы желаем доброго утра?
Дети: Чтобы было хорошее настроение. Логопед: Правильно, чтобы у нас было хорошее настроение на весь день. 2. Основная часть Сюрпризный момент. Звучит фонограмма скрежета закрывающего замка и хохота. Логопед: Ребята, мне кажется, дверь в зал закрылась на замок. Олег, посмотри, пожалуйста, дверь действительно закрыта?
Ребенок подходит к двери и пробует ее открыть.
Ребенок: Да, закрыта. Звучит фонограмма голоса: «Ключ от двери спрятан в сейфе. Там зашифрованный замок.
Чтобы шифр отгадать Нужно в квест вам поиграть, За 30 минут все заданья разгадать» Логопед: Ребята, вам понятна инструкция замка?
Дети: ДА Логопед: Хочу уточнить у вас, что нам нужно делать?
Дети: Нужно выполнить задания и найти ключ.
Логопед: Квест – это игра - поиск, выполнив одно задание, мы получим подсказку, где искать следующее. Будьте внимательными с первой минуты и не подводите друг друга. Когда время закончится, мы услышим сигнал. Итак, смотрю на часы сейчас 9.30, время пошло.
Логопед (окидывая взглядом музыкальный зал) А вот и первая подсказка. Внимательно осмотрите зал и подойдите к предмету, который самый яркий и воздушный.Дети подходят к воздушному шару, на нитке которого прикреплено письмо, написанное белым восковым мелком.
Логопед: Ух, ты! Это же « невидимое письмо!» Вспомните, как такое письмо можно прочитать?
Дети: С помощью тепла или гуаши.
Логопед: Правильно, молодцы ребята.
Логопед: Ребята, а можно я попробую, закрасит лист гуашью?
Дети: Да
Логопед закрашивает лист и появляется и появляется надпись эмоции.
Дети читают слово Логопед: Что же такое Эмоции? Свой ответ постройте полным ответом
Дети: Эмоции это выражение людьми и животными своих чувств.
Логопед: Чем мы можем выразить свои эмоции?
Дети: Мимикой, голосом, позой Логопед: Умницы! А вот и следующая подсказка с заданием (карточка с заданием лежит на стуле, к которому прикреплен воздушный шар): Отгадайте предмет и дойти до него на пяточках друг за другомОн умен не по годам
И похож на чемодан.
Обожает интернет -
Мой технический брюнет.
Дети: Ноутбук
Дети под музыку идут к ноутбуку на пяточках друг за другом Логопед: Присядьте на стульчики и прослушайте музыку.
Прослушивание композицииС. Рахманинов «Полька» (радость) Логопед: Какая эта музыка? (ответы детей).
Дети: Веселая Логопед: Подберите к слову веселая слова приятели Дети: радостная, жизнерадостная, улыбчивая, озорная, смешливая, нескучная.
Логопед: Как называют человека, который шутит, кто он? (озорничает, веселит всех)?
Дети: Шутник (озорник, весельчак). Прослушивание композицииЛ. Бетховен «К Элизе» (печаль) Логопед: Ребята, что хочется делать под эту музыку?
Дети: Грустить, печалится, унывать, огорчаться, киснуть.
Прослушивание композицииЛогопед: Какая эта музыка? Дети: Страшная, тревожная, опасная, грозная, пугающая, злая
Прослушивание увертюрыМ. Глинка «Руслан и Людмила», (удивление)
Логопед: А эта музыка, какую вызывает эмоцию у вас?
Дети: Удивление
Логопед: Ребята, подберите похожие слова действия к слову удивляться?
Дети: Поразиться, изумиться, ошеломиться
Логопед: Молодцы, справились с заданием.
Логопед берет с пианино карточку с цифрой 2 .
Логопед: А вот и первая цифра (2) для отгадывания шифра. Запомните ее! А к ней с прикреплено следующее задание:
Прочитайте слово, определите, сколько слогов в этом слове и доберитесь к этому предмету по тоннелю.
(На карточке напечатано слово ДИВАН зеркальными и перевернутыми буквами
Дети: Диван, 2 слога, потому что два гласных звука.
Дети под музыку проползают через тоннель к мягкой мебели.
Логопед: Молодцы, быстро вы добрались до нужного места, а теперь обратите внимание на то, что здесь стоят два комплекта мягкой мебели разного цвета и такие же два конверты с заданием (конверты с заданиями лежат на столе между комплектами детской мягкой мебели). Вам нужно разделится на две команды, и выполнить задания. Предлагаю рассчитаться на первый и второй и занять свои места.
Дети под первым номером присаживайтесь на зеленую мебель, а под вторым номером на красную мебель.
Дети делятся на команды, и занимают места на диванах
Логопед: Задание для первой команды произнести пословицу «Дружба дороже денег» по схемам.
(произнести предложение как обычно, с логическим ударением на первом слове и вопросительной интонацией)
( произнести предложение как обычно, с логическим ударением на втором слове и вопросительной интонацией)
(произнести предложение как обычно, с логическим ударением на третьем слове и вопросительной интонацией).
Логопед: Задание для второй команды произнести пословицу « Дело мастера боится»
(произнести предложение громко, с логическим ударением на первом слове и восклицательной интонацией),
(произнести предложение громко, с логическим ударением на втором слове и восклицательной интонацией),
(произнести предложение громко, с логическим ударением на третьем слове и восклицательной интонацией)
Логопед: Ребята, для следующего занятия мне нужно от команды по одному ребенку, из первой команды выйдет ребенок у кого фамилия начинается на звук. Т, а из другой команды, у которого фамилия начинается на звук М.
Задание « Назовите части тела голосом гномика и великана»
Дети: У меня нос у гномика носик, а у великана носище .У меня рот, у гномика ротик, а у великана ротище.
Логопед: Молодцы! Как орешки задания щелкаете. А вот и вторая цифра(0),запомните ее, (карточка с цифрой 0 прикреплена к спинке дивана с обратной стороны) посмотрите, к ней прикреплена следующая подсказка с загадкой:
«Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно. Демонстрирует кино». Дети: Телевизор
Логопед: Подойдем к нему и выполним следующее задание « Выполни правильно физкультурную разминку»
Физкультминутка « Раз, два, три»
Дети выполняют физкультурную разминку под видео.
Логопед: А теперь посмотрите на экран и составьте предложения, используя слова еще, самый и трехтональную цветную полоску.
Трехтональная полоска - это полоска трех тонов или оттенков одного цвета. Например светло- голубой цвет переходит в голубой , а затем в синий цвет.
Дети: Миньон радостный, Буратино еще радостнее, Карлсон самый радостный.
Ослик грустный, Аленушка еще грустнее, а Машенька самая грустная.
Винни Пух удивленный, ослик еще удивленнее, а Машенька самая удивленная.
Попугай испуганный, мальчик еще испуганнее, кот самый испуганный.
Ведьма злая, Кащей Бессмертный еще злее, Карабас - Барабас самый злой
Логопед: Вот третья цифра(1) ( карточка прикреплена к телевизору с обратной стороны ). Запомните ее! Следующая инструкция: Поделитесь на команду девочек и мальчиков и подойдите, пожалуйста, к столам. Обратите внимание на картинки, приклеенные на столы, они вам подскажут, где будет работать команда мальчиков, а где команда девочек.
Дети делятся на команды и подходят к столам, на которых прикреплены символы обозначающие место для девочек и для мальчиков.
На одном столе для мальчиков стоит поднос с разрезными картинками из пословиц, а на каждом рабочем месте лежит пиктограмма с эмоцией.
Логопед: Задание для мальчиков: Соберите пословицу из двух картинок, присядьте за стол и произнести ее с нужным настроением, карточки с эмоциями лежат у вас на рабочих местах. Можно приступать к заданию.
На одном столе для девочек лежат картинки и карточки с междометиями ( Ах!, Ой !, Ого!, Ура!. Эй!)
Логопед: Задание для девочек: Возьмите картинку, подберите к ней маленькое слово, присядьте за столы и составьте предложение.
Логопед: Пока девочки думают, как правильно составить предложения
послушаем мальчиков, как они справились с заданием.
Ответы мальчиков: Волков бояться в лес не ходить. Трусливому зайке и пенек волк. Сделал дело, гуляй смело. Доброе слово и кошке приятно. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Логопед: А теперь мальчики слушают, а девочки выполняют задание.
Ответы девочек: Ого, какого большого слона везут в грузовике. О! Какие красивые звезды сегодня на небе. Ура! Я на соревнованиях получил золотую медаль. Эх, как жаль, что бабушка уезжает. Ой, как страшная тень на стене.
Логопед: Умницы и с этим заданием вы справились. Посмотрите ребята внимательно на зал, и подскажите где мы еще не были?
Дети: На ковре
Логопед: Посмотрите, чтобы добраться до ковра нам нужно пройти змейкой друг за другом между стойками, не задев их.
Дети проходят лабиринт под музыку и подходят к ковру, на нем хаотично разложены лепестки от ромашки на каждого ребенка. На лепестках приклеены картинки из фразеологических оборотов.
Логопед: Ребята, присядьте рядом с лепестком, затем возьмите его в руки посмотрите на картинку и вспомните выражения, которые можно подобрать к этой картинке.
Логопед достает карточку из под ковра: Ура! А вот и последняя цифра 8 (на цифре нарисован комнатный цветок) с подсказкой, где спрятан сейф с ключом. Куда нам нужно отправиться?
Дети: Нужно отправиться к цветку
За цветком логопед достает сейф
Логопед: Ребята, вспомните по порядку какие мы нашли цифры
Дети: 2, 0, 1, 8.
Логопед Открываем сейф при помощи нашего кода. Звучит волшебная музыка, открывается сейф
Логопед: Ура, а вот и ключ, а еще медали и сюрпризы.
Звучит фонограмма истечения времени квеста.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Логопед: Молодцы ребята, вы разгадали квест за 30 минут, я вами горжусь. Прежде чем я вручу медали, предлагаю подумать и сказать, что вам сегодня больше всего запомнилось на нашем занятии, какие задания вам показались сложными, а какие легкими.
Ответы детей
Звучит музыка, логопед вручает воспитанникам медали и кубики с эмоциями
Логопед: Предлагаю подарить нашим гостям на память о нашем занятии «ромашки смайлики», которые изготовили наши девочки.
Дети на память дарят гостям «ромашки смайлики», изготовленные своими руками и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"
НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....
Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год
Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - раз...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...
Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)
Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речиподготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...
- Мне нравится (1)