Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Инструментарий мониторинга по усвоению программы
для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
(возраст детей 6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumentarii_monitorinka_podgotovitelnaya_tnr_itogovyy.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Инструментарий мониторинга по усвоению программы
для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
(возраст детей 6-7 лет)
на 2020 – 2021 учебный год
( № 2 «Аистенок»)
Мухамбетова Н.В
воспитатель
Логинова Т.А
воспитатель
г. Советский
2020-2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дата обследования:
Мониторинг: на начало учебного года
Воспитатели: Мухамбетова Н.В; Логинова Т.А.
Форма работы с детьми: подгрупповая (4-5 детей).
Цель проведения мониторинга: выявление знаний по всем разделам данной программы на начало учебного года.
Методы: беседы, наблюдения,игры.
Диагностический материал по программе «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» составлен с учетом ФГОС по образовательным областям.
Усвоение программного материала определяется по пяти бальной системе:
- ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно 5 баллов (высокий);
- ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно и с частичной помощью взрослого - 4 балла (выше среднего);
- ребенок выполняет параметры оценки с частичной помощью взрослого - 3 балла (средний);
- ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки 2 балла (низкий);
- ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает-1балл (ниже низшего).
Использование бальной системы оценки позволяет получить более точный результат в конце диагностического обследования.
Инструментарий по образовательным областям
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел: «Формирование общепринятых норм поведения»
- Игра «Хорошие и плохие поступки»
Задание: (ребенок раскладывает картинки на группы: социально одобряемые поступки на синий планшет и плохие поступки на черный)
- Дидактическая игра « Выбери правильный ответ».
Задание: Предметные картинки: с правильным и неправильным поведение в общественных местах .
- Беседа «Правила поведения».
Задание: Из-за чего может произойти пожар? Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар? Что нельзя делать, если ты один дома (правила поведения с бытовыми предметами). Кто тебе может помочь в трудных ситуациях
Раздел: «Формирование гендерных и гражданских чувств»
- Словесная игра «Расскажи о себе».
Задание: Назови свое имя, возраст. Где ты живешь? Какие у тебя любимые занятия, игры? Как ты помогаешь папе и маме? Кем ты хочешь быть?
- Беседа «Мальчики и девочки»
Задание: уметь рассказывать, чем отличаются мальчики от девочек.
- Беседа «Мой любимый город. Моя родная страна»
Задание: Назови свой домашний адрес? Назови город, в котором ты живешь? Как называется наша страна? Сможешь назвать главный город страны?
Раздел: «Развитие игровой и театрализованной деятельности»
- Подвижная игра «Перелетные птицы»
Задание: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.
(самостоятельная организация знакомой игры; соблюдение правил игры; знание текста или сюжета игры; творческие способности (придумывание новых игр, комбинирование движений)
2. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Материал: На картоне распечатываются картинки весенних цветов. Каждая из них разрезана на много частей.
Задание: Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одного цветка.
3. Сюжетная игра «Магазин»
Задание: В нашем городе открылся новый магазин. Здесь вы можете приобрести угощения, подарки для друзей и близких». Кстати ребята, давайте посетим новый магазин и купим, что ни будь вкусненькое для Лизы.
Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо взять деньги, раздает деньги.
(умение распределять роли (2-3), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и замыслом; подбирать атрибуты игры, использовать различные постройки; умение договариваться с другими детьми)
4. Театрализация «Зверята»
Материал: шапочки животных»
Задание: Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Раздел: «Совместная трудовая деятельность»
- Сюжетная картина «Профессии»
Задание: Какие профессии людей ты знаешь? Найди и покажи продавца, врача, учителя и т.д.) Как ты думаешь, чем важна профессия врача, портного, шофера и т.д.? Ты знаешь, зачем взрослые работают? Кем хочешь быть, когда вырастишь? Знаешь ли ты где и кем работают твои родители? Чем важна профессия твоих родителей?
- Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.
Беседа: Чем поливают цветы? (Водой.); Из чего поливают цветы?; (Из лейки.); Где мы будем брать воду?; Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)
- Самостоятельно убирает игрушки. Поддерживает порядок в группе.
- Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения
простейших поручений.
- Ручной труд «Букет из цветов»
Задание: создавать композицию из природного материала.
Раздел: «Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование предпосылок»
- Беседа по сюжетным картинам.
Материал: различные сюжетные картинки: правила безопасного поведения дома и в детском саду.
Содержание: Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, какие правила безопасности они знают.
- Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми»
Материал: Сюжетные картинки.
- Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Задание: Покажи на картинке детей (дай им имена).Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) Чем вы любите заниматься всей семьей?
- Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».
Материал: мягкая игрушка, светофор.
Задание: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход
- Дидактическая игра «Специальные виды транспорта»
Материал: картинки с изображением спец. машин (скорая, пожарная, полицейская машины)
- Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.
Содержание: Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел: «Сенсорное развитие»
- Дидактическая игра «Музыкальный инструмент»
Материал: барабан, палочки
Задание: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).
- Эксперимент «Определи на вкус»
Материал: вода соленая, сладкая, кислая.
- Игра «Кто это?»
Материал: аудио диски с голосами живой и неживой природы.
Задание: Дети закрывают глаза, прислушиваются к звукам, воспитатель включает аудиозапись как: поют птицы, стрекочет кузнечик, кукует кукушка и издаются другие голоса в природе. Дети пытаются определить голоса птиц, насекомых.
- Дидактическая игра «Радуга»
Задание: назвать цвета по порядку, какие ты знаешь оттенки.
.
Раздел «Развитие психических функций»
- Дидактическая игра «Музыкальный инструмент»
Материал: барабан, палочки
Задание: Воспитатель предлагает определить громкий-тихий; высокий и низкий звук.
- Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Материал: На картоне распечатываются картинки весенних цветов. Каждая из них разрезана на много частей.
Задание: Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одного цветка.
- Дидактическая игра «А знаешь ли ты?»
Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.
- Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».
Материал: те же картинки или предметы, что и в п.
Раздел «Формирование целостной картины мира Познавательно-исследовательская деятельность»
- Беседа «Мой любимый город. Моя родная страна»
Задание: Назови свой домашний адрес? Назови город, в котором ты живешь? Как называется наша страна? Сможешь назвать главный город страны?
- Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий
- Дидактическая игра «Где мы находимся?»
Задание: Воспитатель предлагает ответить на вопросы: Какие помещения есть в групповой комнате? Какие помещения есть в детском саду? Где они находятся? Для чего нужны эти помещения, участки? Как можно узнать, что это раздевальная, спальня, музыкальный зал, спортивная площадка и т. д.? Как зовут тех, кто здесь работает?
- Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Задание: Покажи на картинке детей (дай им имена).Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) Чем вы любите заниматься всей семьей?
- Дидактическая игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки.
Задания: Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: Что это? (Шар.) Какой он? (Красный, большой, воздушный.) Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.) Из какого материала?
- Сюжетная картина «Профессии»
Задание: Какие профессии людей ты знаешь? Найди и покажи продавца, врача, учителя и т.д.) Как ты думаешь, чем важна профессия врача, портного, шофера и т.д.? Ты знаешь, зачем взрослые работают? Кем хочешь быть, когда вырастишь? Знаешь ли ты где и кем работают твои родители? Чем важна профессия твоих родителей?
- Игра «Назови времена года»
Материал: иллюстрации с изображением всех времен года.
- Беседа о растениях
Материал: иллюстрации с изображением луговых цветов, комнатных, первых весенних цветов.
Задние: раздели на группы.
- Рассматривание «Деревья и Кустарники на нашем участке»
Материал: Картинки с изображением деревьев (рябина, береза, их листьями), картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья)
Задание: Беседа: Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке); Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям); Какие бывают деревья? (Высокие, низкие); Назовите деревья на картине? Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья).
- Дидактическая игра «Собери урожай».
Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).
Задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.
- Дидактическая игра «Охотник и пастух».
Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).
Задания: Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это. Кто такой охотник? Кто такой пастух?Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.
- Дидактическая игра «Домашние птицы», «Домашние животные»
Материал: картинки петуха, курица,кошка, собака, корова, лошадь»
Задание: назвать детенышей кошка-котята; собака-щенята.
Раздел «Развитие математических представлений»
- Дидактическое упражнение «Скажи сколько».
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов,9 солдатиков, 10 бабочек).
- Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».
Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)
- Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну».
Материал: мелкий счетный материал
Задание: Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. Сколько всего солдатиков? Сколько матрешек? Кого больше (меньше)? На сколько ?Сделай так, чтобы их стало поровну. Как еще можно это сделать?
- . Дидактическая игра «Построй солдат».
Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.
Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».
Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук
Задание: Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». Вопросы:Что ты видишь на столе? Посмотри, все ли солдатики одинаковы?Чем они отличаются?
- Диагностическая игра «Часть и целое».
Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов
- Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие, цвет.
Задания: Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.
- Игра «Встань там, где я скажу»
Задание: Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:Что ты видишь справа (слева) от себя?Что ты видишь впереди (сзади) от себя?Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справаот себя и т. п.
8. Дидактическая игра «Наш день».
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Дидактическое упражнение «Назови соседей»
Задание: разложи картинки по порядку,начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки Вопросы:Если вчера было воскресенье, какой деньнедели сегодня?А какой день недели следует за четвергом?
Образовательная область: « Художественное эстетическое развитие»
Раздел «Восприятие художественной литературы»
- Беседа: «Дворец сказок»
Задание: Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся? Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится? Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки? Какие ты еще знаешь сказки?
- Стихи наизусть 2-3 шт.
- Рассматривание иллюстраций в книгах, сюжетных картинок. Беседа по содержанию.
Раздел «Конструктивно-модельная деятельность»
- Дидактические игры, упражнения
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы: Какая деталь лежит в основании постройки? Какая деталь поставлена на основание? Что находится на верху постройки?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки. выполни постройку по этой схеме.
- Конструирование домов для сказочных героев.
Материалы: мелкий конструктор
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома)
- Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).
Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника
Задание: Ребенку предлагается: сложи квадратный лист от уголка к уголку; сложи квадратный лист пополам; сложи прямоугольный лист пополам вдоль;
сложи прямоугольный лист пополам и поперек
- Аппликация «Листопад из природного материала»
Материал: картон, листья рябины, клей, салфетка, дощечка.
Задание: Давайте создадим композицию и сделаем листопад.
Раздел: «Лепка»
- Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.
Материал: пластилин (тесто, доска, игрушка лисы, стеки.
Задание: Что это? Вылепи такую же. При затруднении: педагог задает наводящие вопросы: Из каких частей состоит кошка? Сколько у нее лап,ушей, и т. д. Вылепи такую же кошку. При затруднении:педагог проводит подробный анализ: Какой формы туловище (голова,лапы и т. д.)Какой величины? Где расположены? Вылепи такую же кошку.
- Тема: «Декоративная лепка»
Материал: пластина размером 20х20 см,кусочки цветного пластилина (или теста):красного,желтого, синего, зеленого цветов; образец пластины.
Задание: Укрась пластину цветами и листьями. Посередине и в углах сделай цветы, по краям листья,чередуя их по цвету. При затруднении: Педагог предлагает образец. Сделай такой же узор. При затруднении: Педагог показывает приемы лепки. Сделай узор так, как это буду делать я.
Раздел «Аппликация»
1. Режим полоски по прямой
2. Аппликация «Чебурашка»
Материал: Заготовки из цветной бумаги, бумага для фона, ножницы (по количеству детей, клей, клеенка, образец воспитателя.
Задание: Рассматривание чебурашку из чего состоит (голова, уши, туловище, ноги, руки). Как же сделать из круглых заготовок ножки и ручки? Разрезать круг на пополам. Наклеить заготовки.
3.Вырезание силуэтов (круг, треугольник)
4. Вырезание волну.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Раздел: «Овладение нормами и правилами ЗОЖ»
- Наблюдения в играх и упражнениях подвижные, физминутки.
Задание: правильность выполнения задания.
- Следит за своим внешним видом; Самостоятельно умывается; Моет руки перед едой, по мере загрязнения, после посещения туалета
- Самостоятельно одевается и раздевается. Аккуратно складывает и вешает одежду
- Самостоятельно убирает игрушки. Поддерживает порядок в группе
- Беседа о здоровом образе жизни.
- Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»
Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из сказок, совершенствовать интонационную в...
Подборка стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп....
Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»
Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...