Проект : «Волшебная песочная страна.Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Мурушкина Наталия Борисовна

В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_po_pesochnoy_terapii.docx652.3 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи                                       

Проект : «Волшебная песочная страна.                        Песочная арт-терапия как средство психофизического развития                                           детей старшего дошкольного возраста»                                                                                          

Разработчики проекта педагог- психолог  : Мурушкина Наталия Борисовна

Воспитатель средней группы «Пчёлки» Семёнова Галина Александровна

Участники : дети средней группы.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20200218-WA0003 - копия.jpg

          Проблема: обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе приобщения к ценностям культуры здоровья. Как сделать совместную деятельность интересной и увлекательной? Просто и ненавязчиво рассказать о самом главном? Как воспитать и развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Актуальность проекта: В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.

        Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с дошкольниками является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт  терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Художественное самовыражение используется в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так  и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.

        Одним из методов арт-терапевтической работы является рисование песком, автором которой является Кэролин Лиф. Рисование песком привлекло внимание профессиональных психологов, специализирующихся в области арт-терапии и психологии творчества. Арт-терапевты быстро обнаружили, насколько полезным и эффективным может быть метод рисования песком. О пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей К. Г. Юнга.

Вид проекта: творческий, краткосрочный с 2 марта по 25 марта 2020г.

Состав проектной группы: 25 человек (дети старшего возраста группы «Волшебники», воспитатели, .)

Цель: создание условий для психофизического развития детей дошкольного возраста средствами песочной арт-терапии. Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Создавать условия для развития ребенка, открывающие возможности для:

развития способности передавать форму, строение предмета и его частей, их пропорции на песке;

- создания детьми статичных песочных картин с учетом симметрии;

- развития мелкой моторики, графомоторных навыков;

- снятия психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения, способности к децентрации;

- обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

- Развивать фантазию и образное мышление

- Развивать творческие способности дошкольников.

- Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

- Развивать коммуникативные навыки.

- Повышать самооценку детей.

- Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

- Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Укреплять здоровье дошкольника.

       Реализация задач: Активное включение детей в занятия песочной терапией.

Ожидаемый результат: способствует проявлению детьми:

- практических умений и навыков рисования песком (дети имеют представление о технике безопасности при работе на световом столе, отличают приёмы создания фона (наброс и насыпание); отличают приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка, видоизменение и преображение); рисуют одновременно двумя руками симметричный предмет (яблоко, ваза); преобразуют одни фигуры на песке в другие, добавляя или убирая детали;

- инициативности и самостоятельности в выборе темы, техники рисования (дети проявляют исследовательское поведение, экспериментируют в создании художественного образа, придумывают самостоятельно оригинальные способы его исполнения)

- навыков сохранения здоровья в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности (соблюдение правил безопасности при работе с песком, столом, выполнение физкультминуток)

           Основной механизм реализации проекта: Проведение серии регулярных занятий арттерапевтического цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов, действий, развитию фантазии и воображения и проявлению творчества.

Список литературы:

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
  2. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56
  3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
  4. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39
  5. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
  6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65                                                                                                                                  7.Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь», 2006.

Учебно-методическое обеспечение проекта:

  1. Перспективный план
  2. Методическая разработка серии конспектов занятий

Материально-техническая база:

Оборудование для песочной терапии (деревянные ящики 50х40х8, покрашенные в голубой цвет и наполненный песком, ящики с дном-зеркалом, наполненные песком, мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т. д.)

Иллюстрации с изображением различных композиций. Материалы для оформления результатов (клей, ватман, фото работ, фломастеры)

Перспективный план

         

Месяц

Форма работы

Практические выводы

Март (1 неделя)

Изучение собственных возможностей и потребностей.

Чтение научно-популярной и методической литературы

 

Анкетирование, самоанализ

Разработка перспективного плана по развитию эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста.

 

Март( 1неделя)

Изучение передового педагогического опыта по проблеме коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста

 

Разработка конспекта занятия по игровой деятельности в песке с использованием разнообразных методов и приемов

Написание актуальности и плана реализации проекта «Волшебная песочная страна»

 

Февраль (предварительно)

Изучение методической литературы и периодической печати по вопросам коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста

Апробация инновационных форм работы с родителями по коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста

 

Организация предметно-развивающей среды: создание песочных ящиков для проведения игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер - класс «Роль песочной терапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста»

 

Январь –Февраль(предварительно)

Изучение передового педагогического опыта по подбору и систематизации содержания работы с детьми по данной проблеме

Продолжение работы по апробации инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанником

 

Разработка материалов для игровой деятельности в песке.

Информационный бюллетень «Игра с песком в жизни ребенка»

 

Январь

Обобщение опыта на уровне ДОУ

 

Выступление на педсовете С темой «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития                                           детей старшего дошкольного возраста»                                                                                           

 

Март (2неделя)

Апробация форм работы с детьми

 

Организация самостоятельной игровой деятельности детей в песке

 

Апрель

Апробация форм работы с детьми

 

Картотека «Песочная страна» в старшей группе

Оформление альбома с фотографиями детских работ

Май

Подведение итогов проделанной работы

 

Презентация опыта работы педагога – психолога

 

 

 

Приложение№1

Фото отчёт

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200218_080700.jpg

        C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200218_104356.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200218_104403.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200218_104404.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200218_080718.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200218_080722.jpg

Приложение №2

Картотека игр с песком для занятий с детьми дошкольного возраста

Песочное волшебство. https://detsad78chita.ru/images/18-19/news/2019-06-14/1/1/2019-06-14-042.jpg

        

Разработала: Мурушкина Наталия Борисовна, педагог- психолог

для занятий с детьми дошкольного возраста

В данной картотеке представлены практические материалы, подобраны игры с песком для детей дошкольного возраста, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья (нарушения речи, навыков общения, наличие агрессии и тревожности).

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной работы, так и для развивающей работы с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных игр можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

        

 Здраствуй песок

       Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: "Волшебник - песок" – интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка или его хозяин — ...»

Дети старшего дошкольного возраста описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

 

Песочный дождик

Цель: снижение психофизического напряжения, развитие внимания, воображения.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог в сказочной стране  может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

« Времена года»

Цель- усвоение признаков времен года. Попросить ребенка нарисовать картину любого времени года, учитывая признаки погоды, изменения природы, одежду и атрибуты этого времени.

Кто по стёжечке идет

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: " Волшебник - песок " - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

                                            «Узоры на песке»

Цель- развитие межполушарных связей, мелкой моторики руки. Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя кисточками одновременно на песке разные узоры- дождик, солнце, тучи и т. д.

Секретные задания кротов

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, внимания, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то- же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

 

Отпечатки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, произвольного поведения мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Оборудование: "Волшебник – песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры (первый вариант):

 Педагог-психолог и ребенок по очереди делают отпечатки на песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

 

Прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольного поведения, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры (первый вариант):

Педагог-психолог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Ход игры (второй вариант):

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Педагог-психолог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.

 «Угадаем следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Вместе проделываем на  песке : «Идут медвежата»- кулачками надавливаем на песок, «прыгают зайцы»-кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, «ползут змейки»- волнистые линии пальцами рук и т.  д.

 «Волшебные дорожки»

Цель — развитие зрительно-моторной координации, обобщения. Лучше проводить на мокром песке. Например по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а по узкой тропинке бегут лесные животные. Ребенок выбирает фигуру и ставит их на указанную дорожку.

Упражнение на развитие пространственных представлений

Цель — закрепить понятия право-лево, геометрических фигур, цветов. Ребенкудается следующая инструкция: «Положи в правый верхний угол ящика с песком красный большой треугольник. В левый нижний угол-синий маленький квадрат». Упражнение проводится как взрослым, так и ребенком. Взрослый специально делает ошибки, а ребенок проверяет.

 Песочные строители

Цель: развитие восприятия, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог-психолог.  Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, волк — только прямоугольной, а лиса хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить лиса. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Ребенок расселяет всех жителей песочницы. Игру можно т усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

 

Кто к нам в гости приходил ?

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, набор формочек.

Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

 

Узоры на песке

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - комплекс интерактивный песочной анимации, природный материал: камешки, шишки и др.

Ход игры: Педагог-психолог, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на интерактивной доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог-психолог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

 

Монисты для Варвары

Цель:  развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог. У русской красавицы Варвары порвались бусы. Она сильно расстроилась и плачет. Поможем ей сделать бусы?

 Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название получившимся  бусам.

«Изобрази настроение»

Цель — развитие эмоциональной сферы. На  песке нарисовать лицо человека в радости, грусти, страхе, злости и обиде. Обратить внимание на выражение глаз рта, бровей разных эмоций. Нарисовать свое настроение в данный момент.

Победитель злости

Цель: снятие нервно психического напряжения, развитие способности справляться с гневом.

Оборудование: "Волшебник - песок" – интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит  песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

 

 Норки для мышки

Цель: Развитие мышления, воображения, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, миниатюрные фигурки, совочек.

Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 

Круглики

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, набор формочек.

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

 

Волшебство

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольного поведения.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы.

Ход игры: Педагог-психолог. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом.

Мы едим в гости

Цель: развитие пространственных представлений, развитие тактильной чувствительности.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Педагог-психолог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.

 

Отгадай загадку

Цель: Развитие мышления, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации.

Ход игры: Педагог-психолог загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

 

Цветные заборчики

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

 

Во саду ли, в огороде

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры: По взмаху волшебной палочки левая часть песочницы превращается во фруктовый сад, правая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, размеру.

 

 Лесные угодья

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Ребенку предлагается построить в песочнице лесные угодья  и заселить их дикими животными, обитающими в нашем краю. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, дом с мебелью и т.д.

 

Назад в прошлое

Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог-психолог рассказывает историю города Москва.                                                                                                   

Дети закрывают глаза, произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс», превращаются в защитников отечества, переносятся в прошлое и начинают строить город – столицу России.                                                                                                                    

После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

 

Карта города Чехова

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Ход игры: Дети вместе с педагогом-психологом чертят карту-схему с условными изображениями деревьев, рек, гор, лесов, парков, озер, дорог, памятников, домов.
           Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет клады на различных участках. На карте-схеме в том месте, где спрятаны клады, ставятся точки.
          Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

 

Следы

Цель: формирование умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.

Ход игры: Педагог-психолог говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь.

Ребенок слушает и говорит, сколько раз педагог-психолог ударяет по треугольнику, показывает это количество на пальцах. Затем оставляет на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов.

     Театр

Цель: развитие у детей творческих способностей моделировать ситуации сказок с использованием различного природного оборудования.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, видеозапись сказки, песочный стол, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры: Педагог-психолог говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой отправимся в настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. Сейчас мы с тобой посмотрим и  послушаем сказку "Три поросенка" и т.д., а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации сказки. Вспомни, какие в сказке были деревья, цветы, дома, растения, и т. д. Выбери из этих предметов то, что подходит.

В театрализованную постановку можно играть с подгруппой детей, разыгрывая сюжет сказки по ролям.

 

Художник

Цель: Развитие творческих способностей, мелкой моторики, речи.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры: Педагог-психолог предлагает детям представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики.

Ребенок рисует песочные картины, проговаривают вслух свои действия, украшает.

                               

Заколдованные цифры

Цель: закрепление знаний счета (от 1 до 10), развитие мелкой моторики, речи, памяти, мышления.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, пластмассовые цифры от 1 до 10, интерактивные изображения Феи Зла и Добра.

Ход игры: Педагог-психолог сообщает детям, что в страну Математики пробралась Фея Зла, пропали главные числа, с которых начинается счет. Детям предлагается вспомнить и назвать эти числа в прямом и обратном порядке.

Педагог-психолог показывает изображение Феи Добра, которая хочет всем помочь. На ее наряде хаотично расположены цифры. Дети вспоминают их. Всем предлагается пальчиками отыскать цифры в песке, выложить их по порядку, затем возвратить их в страну Математики. Фея Зла исчезает, Фея Добра дарит ребятам набор цифр для занятий.

  Азбука настроений

Цель: Развитие у детей способности с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.

Оборудование: "Волшебник - песок" - интерактивный комплекс песочной анимации, палочки, презентация «цепочка настроения».

Ход игры: Педагог-психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением людей испытывающих разное настроение.

 Затем педагог-психолог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д.

 

2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным оборудованиеом. - СПб: Союз, 2005.

3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

         

Приложение 3

Техника

Описание

Техника закидывания

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность  в нужном месте .От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами

Техника насыпания

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок  должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.  

Техника вытирания

 Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

Техника процарапывания

Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

Техника отпечатка

Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста....

ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключается в...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...

Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....

Педагогический информационно-практический проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

 В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоци...