Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
проект
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Проект
«Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
Разработчики проекта:
воспитатель Исакова Е.А.;
дети и родители группы «Волшебники»
Новоалтайск 2018г
Проблема: обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе приобщения к ценностям культуры здоровья. Как сделать совместную деятельность интересной и увлекательной? Просто и ненавязчиво рассказать о самом главном? Как воспитать и развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Актуальность проекта: В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.
Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с дошкольниками является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Художественное самовыражение используется в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.
Одним из методов арт-терапевтической работы является рисование песком, автором которой является Кэролин Лиф. Рисование песком привлекло внимание профессиональных психологов, специализирующихся в области арт-терапии и психологии творчества. Арт-терапевты быстро обнаружили, насколько полезным и эффективным может быть метод рисования песком. О пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей К. Г. Юнга. Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка.
При реализации проекта обеспечивается интеграция таких образовательных областей как художественно-эстетическое развитие (приобщает к эстетической стороне окружающей действительности) познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира), физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений).
Вид проекта: творческий, краткосрочный с 15 января по 31 января 2018г.
Состав проектной группы: 20 человек (дети старшего возраста группы «Волшебники», воспитатели, родители.)
Цель: создание условий для психофизического развития детей старшего дошкольного возраста средствами песочной арт-терапии.
Задачи:
Создавать условия для развития ребенка, открывающие возможности для:
- развития способности передавать форму, строение предмета и его частей, их пропорции на песке;
- создания детьми статичных песочных картин с учетом симметрии;
- развития композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета на основе понимания и принятия особенностей природы и климата Алтайского края;
- развития мелкой моторики, графомоторных навыков;
- снятия психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения, способности к децентрации;
- создания необходимых условий для самореализации творческого потенциала детей, проявления самостоятельности и инициативы при освоении культурного наследия Алтайского края.
Ожидаемый результат: способствует проявлению детьми:
- практических умений и навыков рисования песком (дети имеют представление о технике безопасности при работе на световом столе, отличают приёмы создания фона (наброс и насыпание); отличают приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка, видоизменение и преображение); рисуют одновременно двумя руками симметричный предмет (яблоко, ваза); преобразуют одни фигуры на песке в другие, добавляя или убирая детали;
- инициативности и самостоятельности в выборе темы, техники рисования (дети проявляют исследовательское поведение, экспериментируют в создании художественного образа, придумывают самостоятельно оригинальные способы его исполнения)
- навыков сохранения здоровья в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности (соблюдение правил безопасности при работе с песком, столом, выполнение физкультминуток)
Продукт проекта: Проведение праздника совместно с родителями «Песочные фантазии».
. Стратегия проекта
Этап реализации | Содержание | результативность | |
детей | родителей | ||
1 этап подготови- тельный | Утренний сбор № 1 (мотивация выбора темы).
Анализ семейного воспитания по данному вопросу.
Утренний сбор №2 (совместное планирование деятельности) Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта (воспитатель).
| Модель трёх вопросов
Заполнение паутинки.
|
индивидуальные беседы и анкетирование родителей |
2 этап Организационно- методический | Познавательное развитие:
Показ презентация для детей: «Художники которые рисуют песком».
-Опытно-экспериментальная деятельность с песком. Добро пожаловать в волшебный мир песка. Задачи: ознакомить детей со способом рисования песком
-СОД «Палка, палка, огуречик…» Задачи: показать способы рисования одним пальцем, ознакомить с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги).
СОД «Песочное волшебство». (песочная анимация)
Создать условия для самостоятельной игры «Какое это дерево?» Д/И «Что под песком?» Д/И «Дорисуй картину» Просмотр мультфильмов, созданных при помощи песочной анимации.
Социально-коммуникативное, речевое развитие -Мимическая гимнастика «Покажи свое настроение» -игры-имитации основных чувств человека -игра с песком «Нарисуй свое настроение» -Разучивание стихотворений о песке.
-Артикуляционные гимнастики с помощью песочного стола: «Лошадка», «Качели», «Сильный мотор»и т.д.
Художественно-эстетическое развитие -Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
-Рисование на песке по теме недели
|
Создать ситуацию для самостоятельной игры «Волшебным песком»
показ песочной анимации.
атрибуты к игре
|
Консультация-практикум «Песочная терапия».
Мастер-класс для родителей: «Техники рисования песком»
Изготовление атрибутов к игре.
Подборка видеотеки
Подбор иллюстраций, фотографий с эмоциями. Подбор стихотворений по заданной теме
Презентация выставки
Изготовление фотоальбома: «Мы рисуем песком»
|
3 этап Заключи- тельный | Презентация проекта «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста» Обобщить полученные детьми знания. Активизировать участников проекта к практическому применению полученных знаний по теме проекта. Проведение праздника совместно с родителями «Песочные фантазии».
|
|
|
Планы на дальнейшую деятельность
Деятельность такого вида детям и взрослым понравилась, были заинтересованы и активны. Предполагаемых результатов добились. В дальнейшем хотим поделится полученным опытом с коллегами ДОУ, адаптировать данный проект под разный возраст детей ДОУ.
Для реализации проекта необходимо оборудование:
- световые планшеты/поддоны/столы
- материал - кварцевый песок, палочки, гребешки, пластиковые вилки, массажные мячики
- медиаресурсы
Методическое обеспечение:
- Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.
- Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
- Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.
- Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
- Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь», 2006.
Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.
Приложение 1
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 181 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Песочное волшебство.
(песочная анимация)
Воспитатель: Исакова Е.А.
Первой квалификационной категории
Новоалтайск - 2018
Цель: стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
Задачи:
- Коррекционные задачи:
- стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
- Образовательные задачи:
- формирование навыка экспериментирования с песком;
- обогащение тактильного опыта у воспитанников.
- развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
- воспитывать аккуратность;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
- Развивающие задачи:
- Воспитательные задачи:
- Образовательные области: «Здоровье» — продолжать вызывать желание заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
- Столы с песком и стулья на каждого ребёнка;
- подносы с песком по количеству детей;
- кисточки для рисования на песке;
- цветной песок;
- мелкие предметы (макароны, бусины, фасоль и др);
- вода и салфетки для мытья рук.
Педагог- «волшебник»: Проходите, ребята, я очень рада вас видеть! Вы, наверное, меня узнали? Для хорошего настроения подарю вам и нашим гостям фокусы. Вы готовы? Начинаем….
Появляется баночка с песком.
Вводная часть
Песок, море, так хочется лето. Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (Осень). А в какое время играют снегом? (Зимой). А когда же наступит лето? (ответы детей). Снега ждать осталось недолго, а вот до лета далеко.
Ребята, я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает всё вокруг своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, с которым можно играть, строить замки. Хотите туда отправиться? (Ответы детей).
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели!
Хочу оказаться в стране Песочное волшебство.
Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Педагог: Посмотрите ребята, что это? (Песок). Да, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы начнём играть, давайте вспомним правила игры с песком:
- Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!
- При игре с песком всегда должны быть чистые руки и носы.
- Нельзя бросать песок в лицо — можешь повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок — будет трудно дышать!
- После игры с песком помой руки!
Педагог- волшебник: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь? (Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный). Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.
Основная часть
- Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
- «Идёт медведь»: ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Топ-топ-топ. - «Прыгают зайцы»: кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок. - «Ползёт змея»: ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползёт она в большой тоске,
Ползёт куда попало. - «Бежит сороконожка»: ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения сороконожки.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог- волшебник: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите, ребята, у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, кисточки для рисования на песке.
Педагог-волшебник: Посмотрите, какие геометрические фигуры спрятал художник? (Круг, квадрат, треугольник). А теперь нарисуйте эти геометрические фигуры, можете все, а можно одну. (Рисуют). Ребята, посмотрите, солнышко. А оно похоже на какую геометрическую фигуру? Как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра-упражнение «Песочное солнце».
Цель: создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания и мелких предметов (макаронных изделий, бусин, фасоли).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком, украшает лучики солнца различными предметами.
Педагог-волшебник:
- Нарисуем жёлтый круг, (Дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг — (Дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. П.).
- Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое!
Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнёмся им.
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог-волшебник: проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закройте глаза. (Звучит релаксационная музыка).
- Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Итоговая часть
Педагог-волшебник: открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаём.
Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком помой руки! Проходите к лейке.
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели! Хочу оказаться в детском саду!
Итоговая часть
Рефлексия:
- В какой стране мы с вами сегодня побывали? (Песочное волшебство)
- Чем вам запомнилась эта страна?
- Чем мы занимались в этой стране?
- Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
- Ребята, вам понравились игры с песком?
Педагог-волшебник: на моей тарелочке лежат смайлики зелёного и жёлтого цвета. Если вам сегодня всё понравилось и у вас всё получалось, возьмите зелёный смайлик. Если вам не понравилось что-то и было трудно, то возьмите жёлтый смайлик.
Ребята, спасибо вам за работу!
Приложение 2
Игры с песком:
Игра «Угадаем следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Вместе проделываем на песке : «Идут медвежата»- кулачками надавливаем на песок, «прыгают зайцы»-кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, «ползут змейки»- волнистые линии пальцами рук и т. д.
Игра «Волшебные дорожки»
Цель — развитие зрительно-моторной координации, обобщения. Лучше проводить на мокром песке. Например по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а по узкой тропинке бегут лесные животные. Ребенок выбирает фигуру и ставит их на указанную дорожку.
Упражнение «Времена года»
Цель- усвоение признаков времен года. Попросить ребенка нарисовать картину любого времени года, учитывая признаки погоды, изменения природы, одежду и атрибуты этого времени.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель- развитие межполушарных связей, мелкой моторики руки. Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя кисточками одновременно на песке разные узоры- дождик, солнце, тучи и т. д.
Упражнение «Изобрази настроение»
Цель — развитие эмоциональной сферы. На песке нарисовать лицо человека в радости, грусти, страхе, злости и обиде. Обратить внимание на выражение глаз рта, бровей разных эмоций. Нарисовать свое настроение в данный момент.
Упражнение на развитие пространственных представлений
Цель — закрепить понятия право-лево, геометрических фигур, цветов. Ребенкудается следующая инструкция: «Положи в правый верхний угол ящика с песком красный большой треугольник. В левый нижний угол-синий маленький квадрат». Упражнение проводится как взрослым, так и ребенком. Взрослый специально делает ошибки, а ребенок проверяет.
Приложение 3
Техника | Описание |
Техника закидывания | Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море. |
Техника засыпания | Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте .От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами |
Техника насыпания | Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом. |
Техника вытирания | Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца |
Техника процарапывания | Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь |
Техника отпечатка | Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект песочная арт терапия | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"
Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»
Арт-терапия - это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества....
Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...
статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста
статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...