Пальчики и речь
консультация по логопедии
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Даны примеры пальчиковых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchiki_i_rech.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчики и речь
Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы.
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Для развития мелких мышц пальцев и кистей рук используются следующие виды работ:
- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
- специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика;
- игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание, расстегивание пуговиц, игры с мозаикой и т.д.
- изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками различными способами, разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала.
Работа по развитию мелкой моторики рук проводится систематически по 3 – 5 минут ежедневно в детском саду и дома:
а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателем в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Примеры пальчиковых игр
Пальчики в лесу
Дети держат левую, а затем правую руку ладонью к себе.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный палец.)
Этот резал. (Загибают средний палец.)
Этот ел. (Загибают указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел. (Загибают большой палец и щекочут ладошки.)
Пальчики
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палец.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (Расправляют пальцы рук.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
Этот пальчик
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка. (Разгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Разгибают указательный палец.)
Этот пальчик – папочка. (Разгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Разгибают безымянный палец.)
Этот пальчик наш малыш. (Разгибают мизинец.)
Далее игра повторяется движениями пальцев правой руки.
Сидит белка
Дети поднимают левую, а затем правую руку ладонью к себе.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Загибают большой палец правой руки.)
Воробью, синичке, (Загибают указательный, средний палец.)
Мишке толстопятому, (Загибают безымянный палец.)
Заиньке усатому. (Загибают мизинец.)
Замок
На двери висит замок. (Соединить пальцы обеих рук в замок.)
Кто его открыть бы мог? (Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
Постучали, (Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.)
Потянули (Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.)
И открыли. (Расцепить пальцы.)
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулаки.)
Листья березы, (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Апельсин
Мы делили апельсин. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка – кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Он сердит на нас – беда!!! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки.)
Разбегайтесь –
Кто куда!
Цветок
Шевелились у цветка (Основания кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично двигаются.)
Все четыре лепестка. (Одноименные пальчики поочередно соединяются.)
Я сорвать его хотел. (Сгибание и разгибание кулачков.)
Он вспорхнул и улетел. (Взмахи кистями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"
План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...
Долгосрочный проект по Развитию Речи "С пальчиками играем- речь развиваем".
Долгосрочный проект по Развитию Речи...
- Мне нравится (1)