Пальчики и речь
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна

Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Даны примеры пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki_i_rech.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчики и речь

Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы.

Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Для развития мелких мышц пальцев и кистей рук используются следующие виды работ:

  1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика;
  3. игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание, расстегивание пуговиц, игры с мозаикой и т.д.
  4. изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками различными способами, разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала.

Работа по развитию мелкой моторики рук проводится систематически по 3 – 5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателем в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Примеры пальчиковых игр

Пальчики в лесу

Дети держат левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.         (Загибают мизинец.)

Этот пальчик чистить стал.       (Загибают безымянный палец.)

Этот резал.                                  (Загибают средний палец.)

Этот ел.                                       (Загибают указательный палец.)

Ну, а этот лишь глядел.             (Загибают большой палец и щекочут    ладошки.)

Пальчики

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.         (Загибают мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать.      (Загибают безымянный палец.)

Этот пальчик чуть вздремнул.  (Загибают средний палец.)

Этот пальчик уж уснул.             (Загибают указательный палец.)

Этот крепко-крепко спит.          (Загибают большой палец.)

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!          (Расправляют пальцы рук.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Этот пальчик

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик – дедушка.          (Разгибают большой палец.)

Этот пальчик – бабушка.          (Разгибают указательный палец.)

Этот пальчик – папочка.           (Разгибают средний палец.)

Этот пальчик – мамочка.          (Разгибают безымянный палец.)

Этот пальчик наш малыш.        (Разгибают мизинец.)

Далее игра повторяется движениями пальцев правой руки.

Сидит белка

Дети поднимают левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,          (Загибают большой палец правой руки.)

Воробью, синичке,           (Загибают указательный, средний палец.)

Мишке толстопятому,      (Загибают безымянный палец.)

Заиньке усатому.               (Загибают мизинец.)

Замок

На двери висит замок.        (Соединить пальцы обеих рук в замок.)

Кто его открыть бы мог? (Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся   в разные стороны.)

Постучали,                       (Не расцепляя пальцы, постучать ладонями   друг о друга.)

Потянули                         (Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.)

И открыли.                         (Расцепить пальцы.)

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,    (Загибать пальцы по очереди, начиная     с большого.)

Будем листья собирать.     (Сжимать и разжимать кулаки.)

Листья березы,                   (Загибать пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Апельсин

Мы делили апельсин.     (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька для бобра.

А для волка – кожура.           (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Он сердит на нас – беда!!!  (Резко разжимают пальцы, сжатые в     кулаки.)

Разбегайтесь –

Кто куда!

Цветок

Шевелились у цветка  (Основания кистей прижаты, пальчики   медленно и хаотично двигаются.)

Все четыре лепестка. (Одноименные пальчики поочередно соединяются.)

Я сорвать его хотел.            (Сгибание и разгибание кулачков.)

Он вспорхнул и улетел.      (Взмахи кистями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...