Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"
материал (младшая группа)
План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_treniruem_palchiki-razvivaem_rech.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по развитию речи и мелкой моторики
«Тренируем пальчики- развиваем речь» во второй младшей группе.
Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста , которая объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста
Новизна программы. Обучение детей проводится с трех лет. В этом возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Пальчиковые игры- это наиболее интересный, занимательный способ для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Они разнообразны, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.
В данной программе подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
- познакомить с нетрадиционными видами изобразительной деятельности.
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- мелкую, артикуляционную моторику.
- память, воображение, фантазию;
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественному слову;
- доброжелательные отношения друг к другу.
При разработке программы учитывала следующие принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Отличительной особенностью данной программы является оптимальное сочетание пальчиковых игр, театрализованной деятельности и нетрадиционных техних изобразительной деятельности, которые помогут развить у детей мелкую моторику рук, речь, память. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, умению работать в коллективе, развитию творческого потенциала. В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж. .
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковые игры
• лепка
• аппликация
• нетрадиционные техники рисования
• игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем.
В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Методы работы:
-Словесный-предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
-Наглядный- показ образца, анализ.
-Практическая последовательность- изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.
- использование пластилина
- рисование различными способами.
Программа кружка «Тренируем пальчики-развиваем речь» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 9 часов.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин
Проводится кружок один раз в неделю.
Место проведения: помещение группы.
Необходимые материалы для кружка.
1. Пластилин.
2. Доски для лепки.
3. Цветной картон.
4. Цветная бумага.
5. Клей.
6. Краски – гуашь.
7. Альбомы для рисования.
8. Пуговицы, бусы, шнуровки
9. Карандаши цветные.
10. Ножницы.
11. Крупы.
12. Текстильный материал.
13. Ватные палочки, диски.
14. Резиновые игрушки
15. Настольный театр.
Ожидаемые результаты:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, дети должны уметь:
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-изготавливать поделки в технике по образцу;
-выполнять несложные техники рисования.
Мониторинг проводится 2 раза в год( в начале и в конце учебного года). Основная цель мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- проведение открытых мероприятий для родителей
- совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Перспективное планирование кружка
«Тренируем пальчики-развиваем речь».
Продолжительность НОД | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
15 мин. | 1 раз | 15 мин | 9 часов, из них 3,5 часа теоретическая часть, 5,5 часов-практическая. |
Итого часов в год: | 9 часов |
№п/п | Тема | Количество часов | |||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
Сентябрь | |||||
1. | «Вышла курочка гулять». | 6 мин | 9 мин | ||
2. | «Угощение для курочки и цыплят». | 6 мин | 9 мин | ||
3. | «Кап-кап дождик». | 12 мин | 18 мин | ||
Октябрь | |||||
1. | «Сорока-ворона». | 12 мин | 18 мин | ||
2. | «Осенние листочки». | 12 мин | 18 мин | ||
Ноябрь | |||||
1. | «Тили-тили-тесто» | 6 мин | 9 мин | ||
2. | «Угощение для зверят» | 6 мин | 9 мин | ||
3. | «Мишка косолапый» | 12 мин | 18 мин | ||
Декабрь | |||||
1. | «Первый снег» | 12 мин | 18 мин | ||
2. | «Были бы у елочки ножки…» | 12 мин | 18 мин | ||
Январь | |||||
1. | «Снеговик» | 12 мин | 18 мин | ||
2. | «Мишка, мишка – лежебока | 12 мин | 18 мин | ||
Февраль | |||||
1. | «Открытка к 23 февраля». | 12 мин | 18 мин | ||
2. | «Маленькая птичка прилетела к нам». | 6 мин | 9 мин | ||
3. | «Птички» | 6 мин | 9 мин | ||
Март | |||||
1. | «Открытка для любимой мамочки». | 6 мин | 9 мин | ||
2. | «Красивые цветы». | 6 мин | 9 мин | ||
3. | «Солнышко». | 12 мин | 18 мин | ||
Апрель | |||||
1. | «Подснежники». | 12 мин | 18 мин | ||
2. | «Ежики» | 12 мин | 18 мин | ||
Май | |||||
1. | «Цветущая яблонька». | 12 мин | 18 мин | ||
2. | «Любимое животное» | 6 мин | 9 мин | ||
3. | «Жили у бабуси два весёлых гуся». | 6 мин | 9 мин |
Сентябрь
Занятие1.
Тема: «Вышла курочка гулять».
1.Теоретическая часть. Пальчиковый театр.
Цель: Познакомить с пальчиковым театром, разучить текст песенки «Вышла курочка гулять…».
2. Практическая часть. «Мятые картинки».
Цель: Знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.
Материал: пальчиковый театр, картон, клей, листы бумаги.
Занятие2.
Тема: «Угощение для курочки и цыплят».
1.Теоретическая часть. Пальчиковые игры.
Цель: Повторить текст песенки «Вышла курочка умение быстро и чисто говорить. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение.
2. Практическая часть. Аппликация с использованием пластилина.
Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму, дополняя созданное ранее изображение.
Материал: игрушки курица и цыпленок, пластилин, картон, доски.
Занятие3.
Тема: «Кап-кап дождик».
1.Теоретическая часть. Пальчиковые игры.
Цель: Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!», совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
2. Практическая часть. Рисование.
Цель: Познакомить с новым способом рисования (тампонированием). Учить рисовать капельки дождя с помощью ватных палочек.
Материал: гуашь, ватные палочки, альбомные листы, салфетки.
Занятие 4.
Тема: «Кап-кап дождик» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Пальчиковые игры.
Цель:Повторить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Массаж пальчиков мячиком ежиком
Цель: Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2. Практическая часть. Аппликация с использованием пластилина.
Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень). Использовать для этого точку (приклеить шарик) и линию (размазать пластилин) как средство выразительности.
Материал : мячики-ежики,иллюстрации с изображением дождя, пластилин, картон, салфетки.
Октябрь
Занятие 1.
Тема: «Сорока-ворона».
- Теоретическая часть. Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- Практическая часть. Обрывная аппликация «Каша».
Цель: Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
Материал : салфетки, клей, фигурки тарелок из картона, кисточки для клея.
Занятие 2.
Тема: «Сорока-ворона» (Продолжение).
1.Практическая часть. Пальчиковый театр. Массаж пальчиков «дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация с использованием пластилина: «Каша».
Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.
Материал: карандаши, пальчиковый театр, пластилин, салфетки, тарелки из картона.
Занятие 3.
Тема: «Осенние листочки».
1.Теоретическая часть. Пальчиковая игра «Осенние листочки».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация с использованием салфеток.
Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.
Материал: цветные карандаши, альбомные листы, клей, кисточки, цветные салфетки.
Занятие 4.
Тема: «Осенние листочки» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки». Массаж пальчиков мячиком-ежиком.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Создание коллажа.
Цель: Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.
Материал: мячики-ежики,салфетки, цветная бумага, ватман, клей, кисточки для клея.
Ноябрь
Занятие1.
Тема: «Тили – тили – тесто» (знакомство с пластическим материалом).
1.Теоретическая часть. Пальчиковые игры.
Цель: Разучивание потешки как пальчиковой игры. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть.
Цель: Познакомить детей с тестом как с художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.
Материал: соленое тесто, доски.
Занятие2.
Тема: «Угощение для зверят»
1.Теоретическая часть. Повторение пальчиковой игры «Тили-тили-тесто».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Получение силуэтных изображений из теста.
Цель: учить детей выдавливать (вырезать)из теста формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.
Материал : тесто, формочки, доски.
Занятие 3.
Тема: «Мишка-косолапый».
1.Теоретическая часть. Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Картинка из ниток - «Мишка».
Цель: Познакомить детей с нитками (пряжей) и её свойствами; учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение,развивать творческие способности, воспитывать усидчивость.
Материал: пальчиковый театр, силуэты мишек из картона, пряжа, клей, кисточки для клея.
Занятие 4.
Тема: «Мишка-косолапый» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок .Самомассаж кистей и пальцев рук.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Обрывная аппликация «Малина для мишки».
Цель: Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.
Материал: фигурки животных, салфетки, клей, кисточки для клея, готовые фигурки из картона.
Декабрь
Занятие1.
Тема: «Первый снег».
1.Теоретическая часть. Пальчиковая игра «Как на горке снег…».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация с использованием салфеток.
Цель: Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.
Материал: салфетки, клей, тонированная бумага, кисточки для клея.
Занятие2.
Тема: «Первый снег» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Повторение пальчиковой игры «Как на горке снег…». Массаж пальчиков мячиком ежиком.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация с использованием пластилина.
Цель: Учить использовать в работе с пластилином различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание. Развивать творческие способности, воспитывать аккуратность.
Материал: мячики-ежики,пластилин, доски для лепки,картон
Занятие 3.
Тема: «Были бы у ёлочки ножки…».
1.Теоретическая часть. Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки .
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Обрывная аппликация.
Цель: Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.
Материал: фигурки для фланелеграфа, цветная бумага, альбомные листы, клей, салфетки, кисточки для клея.
Занятие 4.
Тема: «Были бы у ёлочки ножки…» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки.Массаж пальчиков «дровишки»-катание карандаша по всей длине пальцев.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Создание коллажа.
Цель: Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.
Материал: карандаши, игрушки, ватман, цветная бумага, клей, кисточки для клея.
Январь
Занятие 1.
Тема: «Снеговик».
1.Теоретическая часть. Разучивание стихотворения Е.Тиличеевой «Снеговик».
Цель: Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация «Снеговик».
Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.
Материал: фигурки для фланелеграфа, клей, альбомные листы, готовые силуэты снеговиков, салфетки, кисточки для клея.
Занятие 2.
Тема: «Мишка, мишка – лежебока».
1.Теоретическая часть. Заучивание стихотворения. Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок
Цель:. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация «Мятые картинки».
Цель: Учить формировать из бумаги комочки, приклеивая их в определённом месте основы (берлога под сугробом, сугробы), дополнять работу обрывной аппликацией.
Материал: фигурки для фланелеграфа, альбомные листы, цветная бумага, клей, кисточки для клея, салфетки.
Занятие 3.
Тема: «Мишка, мишка – лежебока» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Повторение стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок
Цель:. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Создание коллажа.
Цель: Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Развивать творческие способности, воспитывать умение трудиться в коллективе.
Материал: фигурки для фланелеграфа, ватман, цветная бумага, салфетки, кисточки, клей.
Февраль
Занятие 1.
Тема :«Открытка к 23 февраля».
1.Теоретическая часть. Пальчиковая игра «МАШИНА».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация.
Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины. Развивать творчество, воспитывать аккуратность.
Материал: готовые силуэты машин, клей, альбомные листы, салфетки, кисточки для клея.
Занятие 2.
Тема: «Открытка к 23 февраля» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Пальчиковая игра «МАШИНА».Массаж мячиком-ежиком.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Создание коллажа.
Цель: Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет, используя заготовки.
Материал: картон, клей, готовые фигурки , кисточки для клея, салфетки.
Занятие 3.
Тема: «Маленькая птичка прилетела к нам».
1.Теоретическая часть. Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Обрывная аппликация «Кормушка».
Цель: Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).Развивать творческие способности, воспитывать усидчивость.
Материал: пальчиковый театр, силуэты кормушки из картона, бумага, салфетки, клей, кисточки для клея.
Занятие 4.
Тема: «Птички».
1.Теоретическая часть. Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Рисование «Птичка».
Цель: Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение. Развивать воображение, воспитывать желание доводить начатое до конца.
Материал: пальчиковый театр, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.
Март
Занятие 1.
Тема: «Открытка для любимой мамочки».
1.Теоретическая часть. Пальчиковая игра «Помощники».
Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация.
Цель: Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их. Развивать воображение, воспитывать аккуратность.
Материал: картон, готовые силуэты цветов, клей, кисточки для клея, салфетки.
Занятие 2.
Тема: «Красивые цветы».
1.Теоретическая часть. Пальчиковая игра «Помощники».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация с использованием пластилина(пластилинография) .
Цель: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. Воспитывать усидчивость.
Материал: пластилин, картон, салфетки.
Занятие 3.
Тема: «Солнышко».
1.Теоретическая часть. Разучивание пальчиковой потешки «Солнышко, посвети».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация с использованием пластилина (пластилинография).
Цель: Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.Развивать воображение, воспитывать аккуратность.
Материал: картон, пластилин, салфетки.
Занятие 4.
Тема: «Солнышко».
1.Теоретическая часть. Повторение пальчиковой потешки «Солнышко,посвети».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация.
Цель: Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.
Материал: готовые силуэты ладошек, клей, ватман, салфетки, кисточки для клея.
Апрель
Занятие 1.
Тема: «Подснежники».
1.Теоретическая часть. Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация.
Цель: Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой. Развивать творческие способности, воспитывать желание доводить начатое до конца.
Материал: готовые силуэты, альбомные листы, клей, кисточки для клея, салфетки.
Занятие 2.
Тема: «Подснежники» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
2.Практическая часть. Создание коллажа.
Цель: Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).
Материалы: альбомные листы, клей, кисточки для клея, салфетки, готовые силуэты подснежников.
Занятие 3.
Тема :« Ёжик».
1.Теоретическая часть. Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Лепка «Ежик и ежата».
Цель: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики(большой и маленький),втыкать в них спички(иголки). Развивать творчество, воспитывать интерес к занятию.
Материал: пластилин, доски для лепки, спички.
Занятие4.
Тема: «Ёжик» (Продолжение).
1.Теоретическая часть. Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Пластилинография.
Цель: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
Материал: картон, пластилин, доски для лепки, салфетки.
Май.
Занятие 1.
Тема: «Цветущая яблонька».
1.Теоретическая часть. Разучивание пальчиковой потешки «Цветы».
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Аппликация.
Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.
Материал: картон, готовые цветы, клей, кисточки для клея, салфетки.
Занятие 2.
Тема: «Цветущая яблонька» (Продолжение).
1.Теоретическая часть.Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
2.Практическая часть. «Аппликация с использованием пластилина».
Цель: Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.
Материал: карандаши, пластилин, картон.
Занятие 3.
Тема: «Любимое животное»
1.Теоретическая часть. Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев.
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Теоретическая часть. Аппликация «Картинка из ниток».
Цель: Учить приклеивать пряжу на готовое изображение животного.Развивать творческие способности, воспитывать аккуратность.
Материал: картон, пряжа, клей, салфетки, кисточки для клея.
Занятие 4.
Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся».
1.Теоретическая часть. Разучивание песенки. Обыгрывание с использованием плоскостных фигурок .
Цель: Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
2.Практическая часть. Рисование.
Цель: Учить самостоятельно обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая изображение. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.
Материал: альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Мониторинг.
Итоговая выставка работ.
Список использованной литературы:
1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.
4.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособия для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007. – 47с.
5. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
мелкая моторика рук взаимосвязь речи и мелкой моторики рук
как связанна речь ребенка и мелкая моторика рук...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...
«Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности).
Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства....
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»...
«Играем пальчиками – развиваем речь. Рекомендации по развитию мелкой моторики»
Консультация для родителей...