Лексическая тема | Речевой материал | Движения |
День знаний. |
|
|
«Школа мяча» (загадка) Разноцветный быстрый мяч Без запинки скачет, скачет Часто-часто, низко-низко, От земли к руке так близко. Скок и скок, стук и стук Не уйдешь от наших рук. | Дети, отбивая мяч об пол, произносят стих. |
Одежда. Обувь | «Портняжка» Привет, Николка! Вери скорей иголку. Будем шить Кате Новое платье. | Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начинают с мизинца левой руки. |
«Новые» Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовочка — Новые кроссовочки. Вот так, вот так, Новые кроссовочки. | Дети загибают на обеих руках пальцы по одному, начиная с больших. Шагают с высоким подниманием коленей. Выставляют ногу вперед на пятку. |
Краски осени. | «Дождик» раз, капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | Прыжок на носках, руки на поясе. 1 прыжок— пауза. 4 прыжка —пауза. 8 прыжков — пауза. Руки в стороны. Руки полукругом над головой. |
«Осеньюлесу» Ходит, бродит осень По лесным тропинкам. Ходит, бродит осень. Сколько свежих шишек У зеленых сосен! И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой! | Ходьба по залу. Наклоны вперед. Подняться на носки, руки вверх. Руки соединить над головой. Легкий бег по площадке. Встать, руки вниз, в стороны |
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | «Нашогород» Мы лопатки взяли, Грядки раскопали. Раз, два, раз и два, Вот как раскопали! Грабли в руки взяли, Грядки причесали. Раз, два, раз и два, Вот как причесали!.. Семена рядами В землю мы сажали! Раз, два, раз и два, В землю мы сажали! Мы водой холодной Грядки поливали. Раз, два, раз и два, Вот как поливали! Урожай богатый Дружно собирали. Раз, два, раз и два, Дружно собирали!.. Хоровод и песни сами затевали. Раз, два, раз и два вот как затевали. | дети имитируют действия лопатой. Имитируют действия граблями. Имитируют разбрасывание семян. Имитируют поливание грядок. Имитируют движения собирания овощей с грядок. Встают в хоровод и, произнося текст, идут, менял направление движения (вправо-влево). |
«На огороде» В огороде на дорожках Кверху палочки с горшком, А на грядках низко-низко Под листком торчит редиска. | Ходьба на площадке. Ходьба на носках, руки вверх. Присесть. Руки вверх, соединит их над головой. |
Фрукты. | П/и «Яблоня» — Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? -— Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птиц их не поклевали... Дети оборвали! | дети идут по кругу взявшись за руки; вцентре, подняв руки вверх, стоит один ребенок — «яблонька). Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой. Разводят руками, пожимают плечами. Загибают по одному пальцу на правой руке. Разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает». |
Грибы. Ягоды. | «По ягоды» Мы шли – шли - шли, Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять –
Мы идем искать опять. | Маршируют, руки на пояс. Наклоняются, правой рукой касаются носка левой ноги, не сгибая коленей. Маршируют. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая коленей. |
«По грибы» На лесной полянке Выросли поганки. Они на тонких ножках - Не возьму в лукошко. Вот под елкой гриб сидит, Он красивый на вид. Сам на толстой ножке —Полезай в лукошко. | Ходьба по площадке с приседаниями. |
Посуда. | «Чайник» Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу: — Эй, люди, я с вами чай попить хочу!. | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут. Топают. Делают призывные движения рукой |
«Каша» Каша в поле росла, К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке-невеличке, Зайду и лисичке, Кошке и матрешке — Всем дадим по ложке! | Дети поднимают руки, шевелят пальцами. Шагают на месте. В правой ладошке мешают указат-м пальцем левой руки. Загибают по одному пальцу на обеих руках. Разжимают кулачки. |
Я- человек. | У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, Ну, а если надоест, То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес. | И.п. — о.с. Ходьба на носках Ходьба на пятках Ходьба на носках Ходьба на внешней стороне столы |
Все выходят по порядку Раз, два, три, четыре! дружно делают зарядку — Раз, два, три, четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо, поворот, Наклон назад, Наклон вперед. | Ходьба на месте. Руки вперед, вверх, в стороны. Повороты туловища. Наклоны в соответствии с текстом. Вернуться в и.п. |
Мой город. | Ох-ох, что за? Муха строит новый дом. Молоток:стукстук. Помогать идет петух. | Руки — к щекам, наклоны в стороны. Движения руками, имитирующие работу с молотком. Хлопки руками перед собой. Шаги с наклонами в стороны |
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Повертели, покрутили, Постучали и открыли. | Руки сцеплены в «замке». Вертят ладонями. Стучат запястьями рук. Разъединяют руки. |
На полянке дом стоит. Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В домик всех мы приглашаем. | Пальцы рук изображают крышу дома. Пальцы рук изображают ворота. Ладони разворачиваются параллельно друг другу. |
Мебель | Раз, два, три, четыре… Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Дети загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальцы, начиная с большого. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
Транспорт | П/и«Самолёты» Самолеты загудели. Самолеты полетели. На полянку тихо сели, Да и снова полетели. | Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками. Руки в стороны, поочередные наклоны вправо-влево. Присесть, руки к коленям. |
П/и «Поезд» Чух-чух? Чух-чух! Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит: «Тороплюсь!-И гудит: —Тороплюсь! Тороплюсь! Тороплюсь! | Дети бегут друг за другом. положив руки на плечи впереди стоящему. Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и про-износит слова «паровоза». |
Домашние животные | «Лошадка» Я копытами стучу, Я скачу, скачу, скачу, Грива вьется на ветру. Но-но-но! Тпру! | Инструктор пофизической культуре произносит слова, а дети имитируют лошадку. |
«Мой конь» Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой Пышной, сказочной, красивой. Быстро на седло вскачу, Не поеду — полечу. Цок-цок, цок-цок. Цок-цок, цок-цок. Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой. | Руки за спиной сцеплены в «замке». Ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног. Покачивание головой. Подскока на месте, рука полусогнуты в локтях перед собой. |
Домашние птицы. Их детёныши. | «Щенок и цыплята» Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад. Непослушные цыплята Разбежались все куда-то. - Куд-куда! Куд-куда! Ну-ка быстро все сюда! - Мама, пёс нас не пускает, Он на нас сердито лает. - Поскорей ко мне бегите И щенка перехитрите! | Дети идут цепочкой по залу, заложив руки за спину, ритмично кивают головой – «клюют», за ребёнком-«курицей». Разбегаются по залу. Двигаются свободно. Ребёнок-«курица» стоит в дальнем конце зала. Зовёт «цыплят» к себе. В центр зала выходит ребёнок-«пёс». На слово «бегите» дети бросаются к «курице». «Пёс» пытается запятнать наибольшее количество детей-«цыплят». |
Здравствуй зимушка зима. | Разминка Пусть летят к нам в комнату. Все снежинки белые. Нам сейчас не холодно, Мы зарядку делаем. | Руки согнуты к плечам. Наклоны туловища вправо- влево, руки вверх. Приседания, руки вперед. |
«Снежки» Мы сейчас увидим с вами, Как бросают в цель снежками. Вы ребята цельтесь так, Чтоб снежком попасть в колпак. Первый снег пушистый, В воздухе кружится, И на землю тихо, Падает, ложится. | Дети произносят слова, затем метают правой и левой рукой. |
Новый год. | «С Новым годом!» Здравствуй, дедушка Мороз! Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. На верхушке выше веток Загорелась как всегда Самым ярким, жарким светом Пятикрылая звезда. | Дети стоят лицом в круг, кланяются. Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече. Стоят лицом в круг. На вдохе поднимают руки вверх. На выдохе опускают руки вниз. На вдохе снова поднимают. |
| П/и «Елка» Зайки к елке прибежали, Что красуется в лесу. Всех на праздник приглашали -Белок, мишек и лису. Вместе вешали игрушки Те, что каждый прихватил,— Кто орехи, кто хлопушки, Мишка бочку прикатил! Закружили, завертели Хоровод свой так и сяк, Танцевали вокруг ели Свой любимый краковяк! | Дети имитируют движения (повадки) животных. Выполняют танцевальные движения. |
Сказка | Три медведя шли домой. Папа был большой - большой. Мама с ним - поменьше ростом, А сынок — малютка просто — С погремушками ходил: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. | Ходьба по прямой. Ходьба на носках. Руки вверх. Обычная ходьба. Ходьба в полуприседе. имитация игры на погремушках |
«Зайцы» Зайцы скачут: скок-скок-скок – Да на беленький снежок Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз — согнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. | Прыжки с продвижением вперед. Присесть. Присесть, обнять руками колени, встать, выпрямиться. Наклон вперед, потянуться, руки вперед. Выпрямиться, хлопнуть в ладоши (3 раза). Наклоны головы вперед. |
Весна | «Клён» За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки. Разжимает, разжимает Клён тугие кулачки. Прислонился он к окошку. И, едва растает снег, Мне зелёную ладошку Клён протянет раньше всех. | Стоят лицом в круг. Четыре прыжка на носках на месте, руки на поясе. Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо. Руки перед грудью, локти опущены вниз. Медленно разжимают кулаки. Выполняют 4 прыжка на месте на носках. Наклоны вправо-влево. Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки – рукопожатие. |
Зимующие птицы | «Снегири» В белые метели Утром до зари, В рощу прилетели снегири | Бег по площадке. Взмахи руками. |
Хор/игра «Воробей» Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей. | Дети идут по кругу, изображая походку голубей. В центре один ребенок —он скачет, как воробей. Встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воро6ей» пытается вылететь из круга, а дети, взявшись за руки, не пускают его. |
Профессии. Труд взрослых. | «Маляры» Маляры пришли втроем, Обновили старый дом. Был облезлый, скучный, голый, Стал нарядный и веселый. | Дети выполняют под речевку подражательные движения |
«Дворник» Снег идет, снег идет. Дворник улицу метет. Стороной народ идет. Веселее, веселее! Заниматься нам не лень. Мы немножко разомнемся, За дела опять возьмемся. | Свободный бег по площадке Имитация движений. Ходьба по площадке. Наклоны туловища. Приседания.
|
Наши защитники. | Все выходят по порядку Раз, два, три, четыре! дружно делают зарядку — Раз, два, три, четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо, поворот, Наклон назад, Наклон вперед. | Ходьба на месте. Руки вперед, вверх, в стороны. Повороты туловища. Наклоны в соответствии с текстом. Вернуться в и.п. |
Весна. | «Весна» Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, И цветочки подрастают. | Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу. (Летят) по кругу. Медленно приседают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. |
Женский день. | Три медведя шли домой. Папа был большой - большой. Мама с ним - поменьше ростом, А сынок — малютка просто — С погремушками ходил: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. | Ходьба по прямой. Ходьба на носках. Руки вверх. Обычная ходьба. Ходьба в полуприседе. имитация игры на погремушках |
«Весна» Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, И цветочки подрастают. | Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу. (Летят) по кругу. Медленно приседают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. |
Мир природы. | «Весна, весна красная!» Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким. С хлебами обильными. | Идут по круг, взявшись за руки. Идут по кругу в противоположную сторону. Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носки, тянутся вверх. Приседают, опускают руки и голову. Встают, бегут по кругу, взявшись за руки. |
«Ранняя весна» На снегу косые тени, Разгулялся день весенний. Тени длинными шагами По сугробам ходят с нами. Вдруг глубокие следы Стали полными воды. Солнце топит снег и лёд, А сосулька слёзы льёт. Стужа кончилась. Ура! Нам весну встречать пора. | Поскоками двигаются по кругу, руки на поясе. Идут широкими шагами, поменяв направление движения. Идут с высоким подниманием коленей. Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянутся. Бегут по кругу, взявшись за руки. |
Цирк. | «Львята» В зоопарке ходят львята Прямо по дорожке, Лапы мягкие, как вата. Настоящие котята, — Только больше кошки! | Ходьба на носках по площади. |
Азбука безопасности. | Соревнования между командами по ПДД. |
|
Встречаем птиц. | «Лебеди» Лебеди летят, крыльями машут. IIрогнулись над водой, Качают головой, Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. | Свободный бег по площадке. Остановиться, наклониться, голову поднять, прогнуть спинку, Присесть, руки вдоль туловищ, кисти рук в стороны. |
| «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьется. | Дети имитируют движения бабочки согласно тексту |
Весна в природе. Цветущие растения. | «Апрель» Апрель! Апрель! На дворе звенит капель! По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник | Спокойный бег по площадке. Ходьба мелкими шагами. Выполняют коррекционное упражнение «Белые медведи».
И.п. – о.с.: взмахи руками. Разводят руки в стороны, вверх. |
Космос. | «Солнце и планеты» Ждут нас быстрые ракеты Для полётов по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет – Опоздавшим места нет! | Дети раскладывают обручи по кругу. Свободно бегают вокруг обручей и произносят слова. Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч. |
Азбука безопасности. | «Ток» Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы, Кофемолка, пылесос, Ток энергию несет. | - Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. ( Дети берут в руки веревку с узелками, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова или передают по кругу мячик. Последний ребенок поднимает руки вверх) |
Урожай. | «Золотая рожь» Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки меня растят! | Бегут по кругу на носках, руки на поясе; Меняют направление бега. Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны. Два наклона к носкам. |
День Победы. | Соревнования между командами. |
|
Животный мир морей, океанов и рек. | «Берегитесь, окуньки!» Средь травы, на дне реки Стайкой ходят окуньки. Серенькие спинки, Спинки-серебринки. Вдруг проснулся сом усатый. Расплывайтесь-ка, ребята! | Идут по кругу, в центре сидит на корточках ребёнок-«сом». Меняют направление движения. «Сом» встаёт в полный рост. На слово «ребята» «сом» начинает пятнать детей. Дети убегают за линию, где пятнать уже нельзя. |
До свиданье детский сад. | Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики погрели. Бабочки летали, Крылышками махали. Дружно хлопнем: Раз, два, три, четыре, пять— Надо нам букет собрать. Раз — присели, два —присели, В руках ландыши запели. Вправо звон: динь-дон! Влево звон: динь-дон! Мы листочки приподняли, В ладошку ягодки собрали. Одна, две, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять! Ох, как ягодки вкусны! Хорошо мы погуляли! И немножечко устали. | Ходьба по площадке. Подняться на носки, руки вверх. Легкий бег, мах руками. Хлопки в ладоши. Присесть. Встать, присесть, Повороты туловища вправо-влево. Наклониться вперед, выпрямиться. Приседания (5 раз). Пауза. Приседания (5 раз). Ходьба по площадке. |