Технологическая карта НОД "Звуки [м]-[м’]. Буква М " в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гребенщикова Татьяна Тимофеевна

Цель: Познакомить детей со звуками [м]-[м’] и буквой М; упражнять в правильном, отчетливом произношении звуков (в словах и фразой речи) и их различении.

Задачи: 
Коррекционно-образовательные

Закрепить правильное произношение звуков [м]-[м’].  Обогащать и систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах; закреплять навык интонационного выделения звуков; учить определять место звука в словах, выделяя его голосом; делить слова на слоги; запоминать последовательность звуков, соотносить звуки с буквами. Совершенствовать навык составления и чтения слов.

Коррекционно-развивающие

Развивать фонематические представления, навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, слухомоторную координацию, умение работать по инструкции; восприятие, воображение, память, межполушарное взаимодействие; развивать общие речевые навыки (просодические элементы речи).

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать позитивное отношение, эмоциональную отзывчивость к учебной деятельности, речевым играм; воспитывать умение выслушивать ответы товарищей; произвольное поведение, навыки инициативности, сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Ф.И.О. педагога

Гребенщикова Татьяна Тимофеевна

Образовательная область

Речевое развитие

Группа

Подготовительная

Тема

Звуки [м]-[м’]. Буква М

Цель

Познакомить детей со звуками [м]-[м’] и буквой М; упражнять в правильном, отчетливом произношении звуков (в словах и фразой речи) и их различении.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Закрепить правильное произношение звуков [м]-[м’].  Обогащать и систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах; закреплять навык интонационного выделения звуков; учить определять место звука в словах, выделяя его голосом; делить слова на слоги; запоминать последовательность звуков, соотносить звуки с буквами.

Совершенствовать навык составления и чтения слов.

Коррекционно-развивающие

Развивать фонематические представления, навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, слухомоторную координацию, умение работать по инструкции; восприятие, воображение, память, межполушарное взаимодействие; развивать общие речевые навыки (просодические элементы речи);

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать позитивное отношение, эмоциональную отзывчивость к учебной деятельности, речевым играм; воспитывать умение выслушивать ответы товарищей; произвольное поведение,

навыки инициативности, сотрудничества.

Методы обучения

Речевые игры и упражнения, показ способа действия, мнемотехника, пояснение,  речевой образец,  поощрение речевой активности.

Формы обучения

(этапы НОД)

Деятельность (речь) логопеда

Деятельность (речь) детей

Оборудование

А. Этап Организационный

Логопед: – Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

– Давайте вспомним наше обещание.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

– Чтобы красиво говорить, мы должны правильно дышать.

– Вдох носом, выдох через рот.

– Вдох через левую ноздрю, выдох через правую.

– Резкий вдох, медленный выдох.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Б. Этап Основной

«Какие бывают звуки речи»

– Чтобы четко и внятно говорить, мы должны не только правильно произносить звуки, но уметь слышать и различать их.

– Давайте повторим, что мы знаем о звуках.

– Звуки бывают … (гласные и согласные)

– Когда произносим гласные, во рту…

– Когда произносим согласные, во рту…

– Сколько знаете гласных?

– Давайте повторим.

– Согласные бывают… (тв. и мягк., звон. и глух.)

– Согласные твердые обозначаем…

– Согласные мягкие обозначаем…

Дети отвечают на вопросы, договаривают фразы.

«Отгадай загадку»

– Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

– Но сначала, отгадав загадку, вы узнаете, кто спешит к нам в гости.

В чаще темной заблудилась

И в избушке поселилась.

У медведя на свой страх

Пожила она в гостях.

Наша девочка с хитринкой –

Забралась она в корзинку.

За плечами у медведя

С пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть –

Это – … (Маша и медведь)

Дети отгадывают загадку.

Картинки-отгадки

«Выделение звука, уточнение артикуляции, характеристика звука»

– Какой первый звук слышите в слове «Маша»?

– Обратите внимание, когда мы произносим звук [м], губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, ничего не получается.

– Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный? Твердый или мягкий?

– Каким цветом обозначим?

– Какой звук слышите в слове «медведь»?

– ….

– Сегодня мы будем различать звуки [м]-[м’]

Дети выделяют звуки, в зеркала рассматривают их артикуляцию и дают характеристику.

Зеркала

«Отбор картинок с заданными звуками»

– Маша и медведь пришли не с пустыми руками, они принесли картинки. Маша принесла картинки, в названии которых есть звук … [м], а медведь принес картинки, в названии которых есть звук …[м’].

Давайте их разложим.

Ребенок выходит к доске, берет картинку, определяет звук и «отдает» картинку Маше или медведю.

– В слове «мяч» слышу звук [м’], значит, принес медведь…

Картинки:

мяч, помидор, хомяк, семь;

машина, сумка, гном,

молоток.

Игра «Разведчики»

– А теперь Маша и медведь предлагают поиграть в игру «Разведчики»:

– На разведку мы пойдем,

   Слово нужное найдем.

– Назовите слово, в котором звук [м] слышим в начале.

– Назовите слово, в котором звук [м] слышим в конце.

Дети дают полные ответы.

Игра «Чего не стало?»

Логопед убирает картинку и спрашивает:

– Чего не стало?

Дети опускают голову на руки, затем определяют, какой картинки не стало и отвечают «Не стало…»

Составь схему слова

– Медведь очень любит полакомиться. Отгадайте какой у него любимый суп.

Наловили мы лещей,

Карасей и окуней.

Получилась неплоха

И навариста …. (уха).

– Догадайтесь какое слово получится, если к слову «уха» в начале добавить звук [м]?

– Давайте составим схему слова «муха»

Дети отгадывают загадку и составляют звуко-слоговую схему слова «муха»

Картинка «муха».

У детей наборы для составления схемы слова, на доске магнитный набор.

Скороговорки

У Маши и медведя много друзей. Самые веселые и шумные это лягушата. Они очень любят проговаривать скороговорки, и вам предлагают тоже повторить скороговорку.

Логопед предъявляет мнемотаблицу, дети вспоминают и  произносят скороговорку

Назовите слова из скороговорки

со звуком [м].

Дети проговаривают скороговорку:

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

(произносят все вместе медленно, чуть быстрее и быстро; затем тихим голосом, погромче и громко; затем произносят все вместе с ручками кулак-ладошка)

Слова: дом, мальчики.

Мнемотаблица

Физминутка

на развитие координации движений

Лягушата предлагают нам немного поиграть.

Физминутка «Лягушата»

Дети выполняют движения под музыку.

Запись «Лягушата»

Отгадай слово по первым звукам названий картинок.  

Маша и медведь приготовили для вас ещё одну игру. Они просят вас отгадать слово по первым звукам названий картинок.

Дети отгадывают слово по первым звукам названий картинок

мак (малина, арбуз, кошка)

жук (жёлудь, улитка, кофта)

дом (дуб, облако, машина)

кот (книга, овощи, тыква)

сом (самолет, окна, мышка)

Картинки для составления слов

Знакомство с буквой

Сейчас мы слушали звуки. А мы знаем, что звуки обозначаются… буквами.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква М.

Буква М обозначает два звука [м] и [м’].  

Доска, мел

Игры с буквой

– Давайте покажем букву М пальчиками

– А теперь выложите букву М из палочек.

Дети встают, взявшись за руки:

     Взявшись за руки, мы встали

     И на М похожи стали.

Счетные палочки

Живые буквы

А теперь поиграем с буквами.

– Андрей, ты какая буква?....

Дети берут букву, называют ее, под музыку танцуют, когда музыка заканчивается, логопед показывает картинку, а дети составляют слово

     сом                 кот

     жук                 мак

     дом                

Запись музыки, картинки (сом, жук, дом, кот, мак),

буквы.

В. Заключительный этап

Рефлексия.

Анализ деятельности гостями

Логопед: – Вспомните, какие живые слова получились со звуком [м]?

– Дайте характеристику этому звуку

– С каким еще звуком мы сегодня играли?

– Какой буквой обозначим оба звука?

– Маше и медведю очень понравилось у вас в гостях, и они решили вас угостить. Любимое их лакомство это мармелад со вкусом малины.

 Сом, дом, мак.

Угощение для детей.

Реализация здоровье-

сберегающих технологий

Смена видов деятельности

Позитивный психологический климат

Наличие эмоциональных разрядок;

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

Соблюдение мер по предупреждению травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...