Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Буква Ё».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Прудникова Ольга Юрьевна

Такого занятия вы точно больше нигде не найдете!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 51_konspekt._bukva_yo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе по теме: «Буква Ё». (конспект № 51).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

  1. Познакомиться с гласной буквой Ё, которая смягчает согласные  звуки, стоящие после нее;
  2. Читать слоги и слова с буквой Ё;
  3. Воспроизводить звуко-слоговые дорожки со звуком Ё;
  4. Печатать букву Ё и слоги с этой буквой  в тетрадях;
  5. Проводить звуко-буквенный анализ слов типа МЁД, ЛЁД;
  6. Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах;
  7. Тренировать внимание, память, мышление.

(ВНИМАНИЕ – в зависимости от уровня развития детей и в зависимости от основной программы ДОУ можно показать или не показывать ребятам,  что буква Ё обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласного. По Коноваленко и по Филичевой, Чиркиной – это не  изучается. Просто говориться, что буква Ё – гласная, она смягчает согласные звуки, которые стоят после нее. А вот по программе Развитие (если садик по ней работает) – это изучается, хотя не уверена, что нужно это давать в  логопедической группе. )

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • предметные картинки: ЁЖ, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА, ЁМКОСТЬ, ЁРШ, .
  • тетради,
  • карандаши,
  • разрезные азбуки.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Коммуникация

Коммуникативная  деятельность

1. Организационный момент. Отгадывание загадки.


Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.

Ответ – ЁЖ.

2. Ситуативная беседа.

- Давайте подберем к слову ЁЖ родственные слова?

- ЁЖИК, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, ЕЖАТА, ЕЖОВЫЙ.

- Молодцы, а слово ЁЛКА будет родственным словом к слову ЁЖ? Она ведь тоже с иголками?

- Нет, кроме одной буквы у этих слов нет ничего общего.

- Правильно, а какая у них общая буква? – Ё.

Мы сегодня   выучим букву Ё, она как родная сестра буквы Е,  даже пишутся они одинаково, только над буквой Ё нужно поставить 2 точки.

БУКВА Ё - это гласная буква, она как и буква И, смягчает согласные , которые стоят перед ней.

3. Чтение слогов на доске:

БО – БЁ                    ЛО - ЛЁ

ВО – ВЁ                    МО  - МЁ

ГО- ГЁ                      НО - НЁ

ДО-ДЁ                       ПО - ПЁ

ЗО – ЗЁ                      СО - СЁ

КО – КЁ                      ТО – ТЁ

 И др. Уточняем мягкое звучание согласных.

(Как правило, в январе-феврале дети подготовительной логопедической группы уже знают все буквы, и у них не вызывает особых затруднений читать слоги с новой буквой. Если все же трудности есть у большинства детей, то чтение слогов целесообразнее перенести в конец занятия).  

Физическая культура

Двигательная деятельность

4. Пальчиковая гимнастика.

Давайте вспомним пальчиковую игру про ЁЖИКА.

 Ёжик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы вытянуты вверх и переплетены между собой),

И в клубок свернулся ( пальцы переплетены и согнуты);

Солнце ёжика согрело (пальцы медленно поднимаются);

Ёжик развернулся (пальцы подняты вверх и переплетены).

Физическая культура

Двигательная деятельность

5. Артикуляционная гимнастика на верхний подъем языка (на звуки Л-Ль или  Р-Рь)

Коммуникация, Социализация

Игровая деятельность

5. Игра «4 лишний».

На экране (на доске) :

 ЁРШ, СОЛОВЕЙ, ВОРОБЕЙ, СИНИЦА

 - КТО  здесь лишний ? – ЁРШ. (могут сказать РЫБА – тогда нужно познакомить детей, что эта рыба называется ЁРШ).

- Почему? –  ЁРШ – это речная рыба, все остальные домашние животные.  

(Если дети умные, то можно взять исключение – ЁРШ – и морские рыбы; либо ЁРШ и морские млекопитающие).

Коммуникативная деятельность

6. Ситуативный разговор. (Если будете говорить о том, что Ё – это 2 звука)

ЁЁЁРШ  – какие  звуки спрятались в начале этого слова? – ЙО

 ЗВУКОВ 2 – Й и О, а буква одна - Ё.

Буква Ё обозначает 2 звука Й – О, если стоит в начале слова или после гласной. Буква Ё обозначает один звук О, если стоит после согласной и смягчает ее.  

Длительное произнесение звуков ЙО (буквы Ё)  логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко.

Буква Ё – гласная, поэтому в середине слова обозначается красной фишкой. (звуко-буквенный анализ слов, где Ё стоит в начале слова лучше не проводить).

Коммуникация,

Социализация

Игровая деятельность

8. Игра «Раздели на слоги, найди букву Е» . (с картинками)

СЛОВА:  ЁЖИК, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА, ЁМКОСТЬ, ЁРШ, ЖИТЬЁ, ПИТЬЁ, ВОРОНЬЁ, ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, КОТЁНОК, КОЗЛЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК, РЕБЁНОК  и др .


- Где спряталась буква Ё в этих словах?

- Найдите картинки в названии которых  2 слога, 3 слога, 4 слога.

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

10. Игра «Попугай» - запомни и повтори.

БО-БО-БЁ

ВО-ВЁ-ВО

ГО-ГЁ-ГЁ

СЁ-СЁ-СО

ЛО-ЛЁ-ЛЁ и др.

Физическая культура







Двигательная деятельность







11. Физкультминутка.

Катиться колючий ёжик 

Нет ни головы, ни ножек.

По тропиночке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Коммуникация,

Социализация




Чтение художественной литературы






Физическая культура

Игровая деятельность




Коммуникативная деятельность








Двигательная деятельность

12. Знакомство с буквой Ё:

- На что по вашему похожа буква Ё? (ответы детей).

Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

На букву Ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш,
И все ужасно колко.
У всех у них иголки.

13. Рассматривание карточки с буквой Ё, выкладывание слогов и слов пё, сё, кё, мё, нё, тё, ЁЖИК, ЁРШ, ЁЛКА, МЁД, ЛЁД.

Звуко-буквенный  анализ слова МЁД.

 Рисование буквы Ё в воздухе пальчиком или ручкой.  Печатание буквы Ё на доске и в тетрадях или по карточкам, а так же слогов и слов (в зависимости от уровня детей).  

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

14. Домашнее задание (смотри приложение ).

Выучить стихотворение  про букву Ё:

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё дает отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я – ударная всегда!
- Ой-Ё-Ёй, вот это – да!

15.  Итоговая беседа.

- с какой буквой познакомились?

- какие еще гласные звуки знаете, которые смягчают согласные?

Труд

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....